Классическая карточная викторина
статья

Баранова Юлия Петровна

Между обычной викториной и карточной, настольно-печатной, есть существенная разница, определяющая методические ресурсы каждой. Карточка обеспечивает повторяемость тех или иных учебных действий в разных ситуациях с разными учащимися, в разное время в рамках одного класса. Это способствует лучшему усвоению материала, вынесенного в учебную игру. Карточная викторина позволяет частично  «делегировать» миссию учителя – ученикам. Поскольку каждая карточка содержит и вопрос, и ответ (и даже систему оценивания, как, например, в игре «Битва за Москву», где каждая карточка имеет свою степень сложности), то ученик, задающий вопрос, превращается на время в проверяющего и оценивающего. Игра, запущенная учителем, превращается в эффективный инструмент, обеспечивающий взаимодействие обучающихся друг с другом (в паре, в группе, в команде). Учителю отводится роль модератора игры, её эксперта в случае возникновения спорных ситуаций с начислением баллов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_kartochnaya_viktorina.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классическая карточная викторина.

Между обычной викториной и карточной, настольно-печатной, есть существенная разница, определяющая методические ресурсы каждой. Карточка обеспечивает повторяемость тех или иных учебных действий в разных ситуациях с разными учащимися, в разное время в рамках одного класса. Это способствует лучшему усвоению материала, вынесенного в учебную игру. Карточная викторина позволяет частично  «делегировать» миссию учителя – ученикам. Поскольку каждая карточка содержит и вопрос, и ответ (и даже систему оценивания, как, например, в игре «Битва за Москву»[1], где каждая карточка имеет свою степень сложности), то ученик, задающий вопрос, превращается на время в проверяющего и оценивающего. Игра, запущенная учителем, превращается в эффективный инструмент, обеспечивающий взаимодействие обучающихся друг с другом (в паре, в группе, в команде). Учителю отводится роль модератора игры, её эксперта в случае возникновения спорных ситуаций с начислением баллов. «За кадром» остаётся роль её создателя – а это самое трудное. Отбор вопросов для карточной викторины (как и отбор материала для любой карточной игры) сложен. Для викторины необходимо  выделить из текста «гейм-сюжеты», т. е. интересные, ёмкие факты, истории, которые могли бы восприниматься как яркие образы детским сознанием – не только умом, а всей личностью. Задача-максимум для методиста: за каждым сюжетом карточки  должен стоять либо образ события, либо знаковая фигура культуры края, страны.

Карточная викторина по краеведческой тематике позволяет решать очень важную проблему обеспечения процесса изучения края учебными пособиями нестандартного, инновационного типа. Как правило, краеведческий материал имеет очень разнообразные формы бытования: это и экспонаты музея (или музейной комнаты), и исследовательские работы учащихся, и энциклопедии края, редко – учебники и рабочие тетради, созданные профессионалами-историками. Все они представлены, как правило, единичными экземплярами. Из опыта нашего учебного заведения, считающегося крупным для сельской местности: 8 учебников и рабочих тетрадей по истории Московской области на всю школу. При подготовке уроков по региональной истории или внеурочных занятий по краеведению учитель осуществляет тщательный отбор материала, необходимого для усвоения учащимися. Форма карточной викторины позволяет отбирать этот материал более целенаправленно, «точечно», структурированно. Рубрикация карточек игры – это своего рода «матрица» модуля  краеведческой деятельности. В соответствии с ней можно разрабатывать разделы программ и выстраивать технологические карты отдельных занятий. Покажем это на примере карточной викторины «Подмосковье: что вы знаете о нём?»[2] 

Игра посвящена Московской области: истории, географии, культуре. Карточки с вопросами имеют следующие рубрики: история, география, народные промыслы края, усадьбы Подмосковья, интересные факты о Подмосковье.  Если расширить какую-либо рубрику, то можно составить по ней отдельную игру. Например, уже упоминаемая нами мемо «Усадьбы Подмосковья» изначально была рубрикой карточной викторины о Московской области. Изменить профиль игры с карточной викторины на мемо было решено ввиду целесообразности — хороший иллюстративный материал «диктовал» по этой теме именно игру мемо. Также примером игры, выросшей из более подробной разработки исторической рубрики игры «Подмосковье: что вы знаете о нём?», является игра «Семьдесят пять», посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а именно – битве за Москву.


[1] Баранова Ю.П.  Краеведческая настольно-печатная игра «Семьдесят пять», посвящённая 75-летию Битвы под Москвой [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/04/27/igra-semdesyat-pyat-bitve-za-moskvu-posvyashchaetsya (дата обращения: 27.05.2018).

[2] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра «Подмосковье: что вы знаете о нём?» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/08/29/kraevedcheskaya-nastolnaya-igra-podmoskove-chto-vy-znaete-o (дата обращения: 27.05.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

Викторина. Из истории классической физики

Викторина. Из истории классической физики...

Настольная карточная игра "ПЫЛЕЛЁТ"

Игра со словами  "Пылелёт" развивает устную и письменую речь, логическое мышление, воображение, чувство юмора, повышает эмоциональный настрой участников, сплачивает их, формирует умение формулиро...

Карточная игра "Believe me or not. Queen Elizabeth II"

Данная игра предназачена для учащихся 5-8 классов. В ней содержатся интересные факты о королеве Великобритании Елизавете II. С помощью этой игры учащиеся в интересной развлекательной форме получают но...

Карточная игра «I’ve got… Who’s got …?» (Тема: «Животные»)

Данная игра используется для того, чтобы вспомнить грамматическую конструкцию «I’ve got… Who’s got …?» а также, повторить в игровой форме, изученную в течени...

Представление популярных настольных карточных игр "Дуббль и "Мемо"

Эти две популярные развивающие игры нравятся не только детям, но и взрослым. Я использую их в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, но также рекомендую воспитателям и родителям, так как они ...

Математическая игра "Карточное безумие"

Разработка игры для уроков математики по темам "Уравнение" и "Арифметические действия с десятичными дробями"...