Современные педтехнологии в деятельности учителя
презентация к уроку

Завадская Татьяна Николевна

Данная презентация содержит перечень и освоение различных педтехнологий в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedtehnologii_v_deyatelnosti_uchitelya.pptx413.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные педтехнологии в деятельности учителя» Выполнила : Завадская Т.Н. учитель английского языка

Слайд 2

Технология обучения как учебного исследования. По словам Дж. Брунера «... умственная деятельность является той же самой на переднем ли фронте науки, или в третьем классе школы. Различие здесь в системе, а не в роде. Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем делать что-либо еще». Это высказывание как нельзя лучше характеризует те технологии обучения, которые реализуют так называемый продуктивный подход в обучении. Им же сформулированы основные принципы обучения исследованию: 1. В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стержневые понятия. В каждом предмете таких понятий должно быть немного, не более пяти-семи. Определение базовых понятий учебного предмета необходимо учителю в любой технологии, поскольку дает возможность структурировать знания. Простая и понятная структура знания позволит педагогу проще и доступнее объяснять его, а ученикам — быстрее понять, усвоить и выстроить на этой основе собственную систему знаний. 11.01.2022

Слайд 3

2. В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями. Тем самым учитель помогает ученикам формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, постепенно обучая школьников самостоятельно осуществлять данный процесс. Но даже тогда, когда они в состоянии делать это сами, педагог периодически должен обращаться к ним с вопросами или с просьбой провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями. 3. Целесообразно применять спиралевидное изучение основных понятий. На разных этапах обучения ученики вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне. В отечественной школе данный принцип реализуется, например, при концентрическом обучении. 4. В процессе обучения необходимо не только передавать знания обучающимся, но и развивать у них основные способы познавательной деятельности, которые находят свое выражение в метапредметных или общеучебных компетентностях. Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность детей в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни. 5. Необходимо ставить обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя 11.01.2022

Слайд 4

В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых методов связано прежде всего с именем Дж. Дьюи. Именно он сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт учащегося и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес обучающихся. Дж. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», а не «школы слушания». В его школе учеба начиналась с выявления того, что дети уже знают и умеют. Имеющиеся знания служили фундаментом для нового знания. Модель «обучение исследованию» первоначально создавалась в ходе дидактических экспериментов группой американских психологов и педагогов под руководством Дж. Зухмана в середине 50— 60-х гг. XX в. Идея состояла в том, что такое обучение позволяет развивать у детей общие познавательные умения, которые не менее важны для детей, чем освоение ими предметных знаний и специальных (предметных) умений. Первые описания подходов и методов обучения школьников исследованию выполнены в работах Дж. Брунера , Д. Шваба, X. Таба , Р. Теннисона, Г. Альтшуллера , В. Бухвалова , М. Кларина, А. Роми- шевского , Л. Зориной и др. 11.01.2022

Слайд 5

11.01.2022 Обобщая дидактические разработки различных авторов, алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом: • знакомство с литературой; • выявление (видение) проблемы; • постановка (формулирование) проблемы; • прояснение неясных вопросов; • формулирование гипотезы; • планирование и разработка учебных действий; • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); • анализ и синтез собранных данных; • сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; • подготовка и написание (оформление) сообщения; • выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; • проверка гипотез, построение обобщений; • построение выводов, заключений.

Слайд 6

Технология эвристического обучения Технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Технология имеет особенности в очном и дистанционном исполнении, для младших и старших школьников, студентов, педагогов. Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО, докт . пед. наук Хуторской Андрей Викторович определяет эвристическое обучение следующим образом. Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся. Результаты научных исследований А.В. Хуторского свидетельствуют, что развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной. 11.01.2022

Слайд 7

Внутренние (личностные) образовательные продукты: • идеи; • догадки; • художественные образы; • символы; • аргументы и доказательства; • выводы и обобщения; • гипотезы и версии; • личностные отношения; • мотивы, установки, жизненные цели; • представления о своих способностях; и др. Внешние ученические продукты , в которых материализуются внутренние личностные продукты: • литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение); • произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка); • произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства); • результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия); • дидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.). Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит эвристический характер. Творческий образовательный продукт – создаётся учеником: идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной. 11.01.2022

Слайд 8

Теоретические и методологические основы измерений качества образования Основу управления общим образованием в отечественной практике до 80-х годов прошлого столетия составляло школоведение. Оно ограничивалось подготовкой практических рекомендаций по организации деятельности на основе обобщения опыта лучших руководителей школ. Начало использования новых методов в управлении образованием связано с реализацией идей системного подхода (Ю. А. Конаржевский , В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третья ков, П. И. Худоминский , Т. И. Шамова и др.). Системный подход позволяет рассматривать объект управления как целостную структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных элементов (подсистем), интегрированных в окружающую среду. Компоненты системы включают: цели, задачи, структуру, ресурсы, технологии. Объединяющим фактором, определяющим целостность системы, являются цели. 11.01.2022

Слайд 9

Системный подход основан на использовании как внешних, так и внутренних механизмов управления. К основным принципам системного подхода относятся: целостность: рассмотрение системы как единого целого и как подсистемы для вышестоящего уровня; иерархичность, подчинение подсистем низшего уровня подсистемам высшего уровня; структуризация: анализ взаимосвязей подсистем в рамках определённой организационной структуры; множественность: использование различных моделей для описания как отдельных элементов, так и системы в целом. Как всякая открытая система, образовательная система имеет вход, процессы преобразования и выход. Под входом понимаются учащиеся, кадровые, материально-технические, учебно-методические, финансовые условия и ограничения (нормативно-правовые требования). 11.01.2022

Слайд 10

Процесс как образовательная подсистема имеет сложную структуру и состоит из различных подпроцессов: образовательный процесс как единство обучения и воспитания; воспитательная работа и внеурочная деятельность; учебный процесс в целом; обучение по уровням образования; обучение по классам и параллелям; обучение по областям знаний и отдельным предметам. Результаты образовательной деятельности представляют собой выход системы образования . Концепция управления по целям строится на определении согласованных на различных уровнях системы образования целей, путей их достижения и оценки. Эффективность управления на основе этой концепции определяется качеством целеполагания и планирования. Цель, «выполняя мотивационную, управляющую и системообразующую функции, становится главным критерием отбора содержания, методов, форм и средств осуществления образовательного процесса». 11.01.2022

Слайд 11

Концепция управления по результатам опирается на идеи процессуального подхода к управлению и описывает процесс, включающий этапы планирования результата, определения направлений деятельности и контроля. Планирование результата осуществляется на основе всестороннего анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации. Контроль позволяет определить степень достижения планируемого результата, необходимость корректировки деятельности. Применительно к управлению образованием концепция управления по результатам реализована П.И. Третьяковым. В последнее время широкое распространение в управлении образованием получил подход, ориентированный на развитие образовательного учреждения на основе введения и использования инноваций (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики м др.). 11.01.2022

Слайд 12

К концепциям управления качеством образования может быть отнесена теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского. В основе теории – идея управления качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса. Основные положения теории: качество образования обеспечивается оптимизацией учебно-воспитательного процесса и его элементов; стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определённым критериям, учитывающим условия образовательной деятельности, особенности контингента обучающихся, оптимальные нормы времени; оптимизация образовательного процесса возможна при управлении им как целостной системой . В последнее время всё более популярной в образовании становится концепция всеобщего менеджмента качества TQM ( Total Quality Management). Наиболее привлекательными методами и подходами TQM , с точки зрения управления качеством образования, являются: ответственность руководства; экономичность качества (дорого стоит не качество, а его отсутствие); непрерывный мониторинг требований к качеству; постоянное улучшение качества; вовлечение персонала в процесс достижения поставленных целей; обучение и мотивация персонала; контроль соответствия качества образования требованиям стандарта; создание и использование диагностического инструментария 11.01.2022

Слайд 13

Понятие качества образования. Значение повышения качества образования В самом общем понимании, качество – это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. 11.01.2022

Слайд 14

Проблема и значение повышения качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели). Можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно: 1). Квалифицированный педагогический состав; 2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий; 3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.). 4). Благоприятная среда общения со сверстниками. 11.01.2022

Слайд 15

Стандартизация содержания образования как средство контроля его качества. Сущность понятия «образовательный стандарт». Проблема стандартизации образования, необходимости ее разработки и практического внедрения возникла в отечественной педагогической теории и практике в начале 90-х годов ХХ века в связи с реформированием системы образования в соответствии с основными принципами, обозначенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». В ст. 43 Конституции Российской Федерации, излагающей содержание и гарантии права граждан на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Большая исследовательская работа о сущности образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования была проведена в период 90-х годов ХХ в. научными сотрудниками института общего среднего образования Российской академии образования. Для разработки проектов учебных стандартов школы был создан специальный временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), под названием «Российский общеобразовательный стандарт», деятельностью которого руководил академик РАО В.С. Леднев; результаты исследования данной проблемы обозначенным коллективом отражена в двух книгах - «Учебные стандарты школ России». 11.01.2022

Слайд 16

«Под стандартом образования», согласно концепции В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала». Термины « стандарт образования», «образовательный стандарт» употребляются и в других странах. Фактически это происходит всегда, когда ставится вопрос о качестве образования: качество с необходимостью требует сравнения с эталоном (т.е. со стандартом) или с состоянием в других странах. В Федеральном Законе «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» (проект) государственный образовательный стандарт рассматривается как «система параметров, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственного образовательного стандарта. Устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом». Большое теоретико-методологическое значение имеют в русле нашего исследования результаты изучения учеными-педагогами следующих функций стандарта: критериально - оценочной, функции права на полноценное образование, функции сохранения единства образовательного пространства страны, функции гуманизации образования, функции управления, функции повышения качества образования (В.С. Леднев, М. В. Рыжаков, С. Е. Шишов и др.). 11.01.2022

Слайд 17

Функция повышения качества образования обеспечивается фиксацией общеобразовательными стандартами минимально необходимого объема содержания образования, что задает нижнюю допустимую границу уровня подготовки учащихся. Таким образом, теория стандартизации образования и внедрение ее основных идей в педагогическую практику призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом. Исследованиями отечественных ученых - педагогов, посвященными проблеме управления и контроля качества образования, установлено, что выполнение требований к качеству образования осуществляется через систему контроля. А требования, в свою очередь, устанавливаются посредством развития системы Государственных образовательных стандартов (ГОС), на базе которых и создается система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования. Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы аттестационных процедур, так и развитием системы мониторинговых исследований. Развитие этих направлений актуально для современного управления образованием. 11.01.2022

Слайд 18

Модели и моделирование качества образования Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «… сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ ». Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования. 11.01.2022

Слайд 19

Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении. Стратегии развития образовательных учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики. Управление современной школой требует обоснованности решений, особого построения организационной структуры управления. Непременным условием эффективности этой структуры выступает ее аналитико-оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями госзаказа. Учебные учреждения, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной системы оценки качества образования и ее методической разработки. 11.01.2022

Слайд 20

Нормативной базой для разработки модели являются: Закон РФ "Об образовании" (с изменениями от 24.04.2008 N 50-ФЗ) 10 июля 1992 года N 3266-1; приказ Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2002 года № 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Методический компонент модели включает определение цели, принципов, объекта, предмета оценки, уровня их процедур, технологии проведения, критериев и показателей. Целью модели является получение и анализ информации о состоянии качества образования на базе единой системы диагностики и контроля, отражающей обеспечение государственного и социального стандартов. Основными принципами построения модели выделены: объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки; полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом; реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости; открытость и прозрачность процедур оценки качества образования. 11.01.2022

Слайд 21

В качестве объектов и предметов оценки определены: деятельность образовательного учреждения и качество условий реализации образовательных программ; личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов; компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательном учреждении. Основное внимание в процессе оценивания сосредотачивается на уровне индивидуальных достижений обучающихся в освоении программ основного и дополнительного образования; на уровне качества этих программ и качестве труда педагогических работников, эффективности управления образовательным учреждением. Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся. 11.01.2022

Слайд 22

Основными направлениями организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены: - медико-психологическое сопровождение , направленное на развитие способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья - научно-методическое сопровождение, направленное на преобразование педагогического коллектива в коллектив образованный, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации, которая реализует две группы целей: 1. отвечающих за достижение результатов образовательного процесса, поставленных перед учреждением; 2. направленных на личностный профессиональный рост учителя. - система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда. 11.01.2022

Слайд 23

Инструменты педагогических измерений. Требования к качеству измерений Современная теория измерений появилась в 80-х гг. XX в. Она стро­ится на более строгой аксиоматической основе. В соответ­ствии с новыми представлениями, измерение трактуется как кон­струирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение некоторой эмпирической структуры в соответствую­щим образом подобранную числовую структуру. Изоморфизм – важное понятие математики, которое опреде­ляет ряд условий взаимно однозначного, отображения двух мно­жеств с сохранением их свойств в процессе такого отображения. Хотя это понятие впервые появилось в высшей алгебре, в наше время оно используется довольно широко, хотя и не вполне стро­го, например в педагогических измерениях. Поскольку эмпири­ческая структура и строящаяся по результатам оценивания число­вая структура (шкала) изоморфны, имея шкалу, можно, не обра­щаясь непосредственно к измеряемым объектам, восстановить все их свойства, характерные для эмпирической структуры. 11.01.2022

Слайд 24

Компоненты процесса педагогических измерений. Процесс педа­гогических измерений включает: - выбор предмета измерения (латентных характеристик объек­тов) и их числа; - выбор эмпирических референтов (наблюдаемых характерис­тик объектов); - выбор измерительных процедур; - конструирование и использование измерительных инструмен­тов; - выбор шкалы (если измеряемая переменная одна) или шкал (если измеряют более одной переменной при многомерных изме­рениях); - построение отображения результатов измерения на шкалу (шкалы в случае многомерных измерений) по определенным про­цедурам и правилам; - обработку, анализ и интерпретацию результатов измерения. 11.01.2022

Слайд 25

Эволюция подходов и технология мониторинга качества образования Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях.  Иначе говоря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития. Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования. 11.01.2022

Слайд 26

Проблемы сферы образования и значение качества образования. Основные понятия: качество образования, образовательные результаты, эффективность образования. Современные методы менеджмента качества и их применение в образовании. Основные подходы к управлению качеством образования: системный, личностно-деятельностный, квалиметрический , управленческо-технологический, кибернетический, ситуационный, рефлексивный. Основные задачи управления качеством образования. Факторы, влияющие на качество образования, проблемы их оценки. Показатели качества образования. Показатели качества образованности обучающихся. Показатели качества образовательного процесса. Показатели эффективности системы управления. Требования к системе показателей качества и эффективности образования, предъявляемые внешними пользователями. Требования, предъявляемые системой образования к качеству образования. Зарождение оценки качества образования можно отнести к XV в., когда в европейской культуре были предприняты первые попытки введения дискретной шкалы оценки качества знаний и ее документирования. Вместе с ней появилась и примитивная система мониторинга качества знаний, основанная на количественном определении средних показателей по группам, факультетам и учебным заведениям. В иезуитских школах существовала система поощрения учеников отличительными знаками, в качестве которых выступали: жетоны или ленточки. Наиболее отличившихся учащихся заносили в почетные книги, их имена выбивали на мраморных досках. Одновременно с этим появился элемент соревнования между отдельными учебными группами и поиски путей совершенствования системы получения знаний. Ведение статистики подобных отличительных знаков и был простейшей формой отслеживания изменения качества образования в то время. В XVI в. одним из первых, стал использовать балльную систему оценок знаний был Клаудио Аквавива , генерал ордена Иезуитов. Основы образовательной системы в иезуитских школах были обобщены и описаны в его труде « en:Ratio Studiorum » [8] . Согласно Клаудио Аквавива учебный год в иезуитских школах заканчивался экзаменами с проверкой знаний учеников, в ходе учебного года так же осуществлялся постоянный контроль успеваемости. Ежемесячно проходили письменные испытания по учебным предметам, по результатам которых происходила градация учеников в зависимости от полученной оценки. Постепенно, начиная со второй половины XVI в. этот опыт распространился по всей Европе. Долгое время балльная система оценки знаний и ее простейший статистический анализ оставались, по сути, единственным методом оценки качества образования под которым подразумевалось исключительно сами знания, а не качество образовательного процесса. 11.01.2022

Слайд 27

В России введение градации качества знаний в виде отметок было осуществлено при Петре I, при чем эта система носила чисто интуитивный характер и не имела никакой научно обоснованной привязки к каким либо стандартам. Таким образом, до XIX в. оценка качества знаний практически не имели под собой научной основы. Ситуация изменилась в XIX в. на протяжении которого происходил поиск и оптимизация оценочной системы и как следствие постепенно подводилась научная основа для контроля изменения качества образования. Работа происходила как на официальном уровне (в России в Министерстве народного просвещения), так и в отдельных учебных заведений, которые далеко не всегда придерживались официальных предписаний. В середине XIX в. стало развиваться и тестовая система оценки качества образования и первые попытки ее стандартизации и отслеживания динамики образовательных процессов. Первопроходцами в этой области стали США, принявшие эту форму оценки знаний в 1840 г. [9] . XX век ознаменовался продолжением исследований в области оценки качества образования. На международных конференциях, проходивших в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в., существовавшая система оценки знаний, была подвергнута критике рядом ученых. Был поставлен вопрос о необходимости внедрения объективных технологий оценки знаний и изучения динамики качества образования на их основе. К середине 20 века интенсивно прогрессировали тестовые технологии . Были созданы наиболее известные центры тестирования в мире: 1947 — создана ETS ( en:Educational Testing Service — Служба образовательного тестирования) в США, в 1958 г. начинается создание CITO (Central Institute for Test Development — Центральный институт разработки тестов ) в Нидерландах. Революционные события в России отразились и на реформировании оценочных систем в образовании. Постановлением правительства от 31 мая 1918 г. отметки и экзамены были отменены. 11.01.2022

Слайд 28

Появление непосредственно понятия « мониторинг » было связано с образованием информационного общества, развитием современных методов сбора, хранения и анализа большого количества исходного материала в котором нуждалась как образовательная система, так и экономика в целом. Однако, образовательная система оказалась достаточно сложной, для создания объективной модели оценки и контроля за ее качеством, поэтому активный поиск новых технологий и методик продолжается и в настоящее время. Они стали гораздо многообразней — от традиционных проверочных работ и тестовых заданий до сложных аналитических моделей образовательных процессов на основе различных функциональных образовательных зависимостей, получивших название « аналитических методов контроля образования ». 11.01.2022

Слайд 29

Основы адаптивного обучения школа Ямбурга Адаптивная модель школы: разноуровневая и многопрофильная общеобразовательная массовая школа. Ее главная идея заключается в том, что не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под его возможности, потребности и способности. Такая школа открыта для любых детей - с разными способностями и склонностями, различным состоянием здоровья, разными материальными возможностями семьи. Ц ель и содержание воспитания в системе: Цель образования - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. В пределах решения этой прикладной задачи оправданы действия относительно автономной когнитивно-информационной педагогики, отвечающей за передачу знаний, формулирование приемов умственной и практической деятельности в самом широком диапазоне: от овладения компьютером до навыков вождения автомобиля, освоения иностранных языков и знакомства с современными технологическими процессами и т.п. (В конечном счете, целью когнитивно-информационной педагогики является подготовка «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов). Однако не менее важна духовная сфера личности, т.к. качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитывающей функции обучения. 11.01.2022

Слайд 30

Гибкий подход в адаптивной школе - это возможность постоянно выбирать приёмы обучения. Главное, чтобы эти приёмы подходили конкретному ребёнку, детскому коллективу. Не ребенок подстраивается к школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Для этого создана разноуровневая система обучения, благодаря которой каждый ребёнок получает возможность реализоваться. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье. 11.01.2022

Слайд 31

Школа-театр Казарновского Казарновский Сергей Зиновьевич – создатель и директор «Класс-Центра музыкально-драматического искусства», который прошёл долгий путь от детского любительского театра, созданного в 1981 году, до общеобразовательной школы №686, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством. Сейчас «Класс-Центр» - государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием. Школа находится в подчинении Департамента культуры Москвы. Казарновский родился в 1954 году, в 1976-м окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева , поступил в аспирантуру и пошёл работать по специальности на завод. Там он поставил свои первые спектакли. В 1981 году Казарновский открыл театральную студию в московской школе № 69. Здесь он вместе с учителем английского языка С. Лойко сочинил и поставил композицию «Урок истории» по мотивам произведений Е.Евтушенко , А.Платонова , И.Бабеля и др. В 1983 году Казарновский поступил на режиссёрское отделение Высшего театрального училища им. Щукина. Время обучения в театральном институте было одним из самых активных и творчески плодотворных периодов: поставлен спектакль «Ящерица» по пьесе А.Володина (несколько вариантов), поэтическая композиция «А как третья война», музыкальный спектакль по сказке «Волк и семеро козлят», получивший название « Эники-Беники », подсказанное детской считалочкой. Этот спектакль, соавторами которого были хореограф Г.Бердзинишвили и композитор Л.Кац , стал своеобразной визитной карточкой коллектива. Он неоднократно возобновлялся с разными составами исполнителей. Старшие дети играли главные роли и пели сольные партии, а малыши участвовали в массовках, хорах, танцах. Потом младшие становились старшими, а новые малыши занимали их место. Несколько поколений студийцев выросло внутри этого озорного спектакля. В его основу была положена музыкальная игра, в которой проявлялись и ирония, и пародия, и глубокий лиризм. Уходила на базар мама-коза, а козлятки – дети восьмидесятых (широкие шорты, разноцветные футболки) доставали коробку со старыми пластинками и начинали игру в «патефон» – аналог хорошо известного в театральной школе упражнения «механизм». Дети сами – и игла, и раструб, и вращающийся круг. Задник спектакля тоже огромная вращающаяся пластинка. «Механизм» начинал работать, и зрители окунались в ретро-коктейль: здесь и Робертино Лоретти, и модные когда-то танцевальные мелодии, и советские шлягеры, и культовая для взрослых того времени рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». "Козлята", подобно дзанни, разыгрывали в пантомиме разнообразные музыкальные темы и так знакомились с юностью родителей, протягивали ниточку к их играм, культуре. 11.01.2022

Слайд 32

Опора на театральную игру у Казарновского , как и у многих деятелей детского театрального движения, не в последнюю очередь была обусловлена неприятием массовой школы, царившей в ней скуки, несвободы, поверхностности преподавания, оскорбительного игнорирования эстетического чувства (убогая архитектура, интерьеры, серая мешкообразная форма, "училки", не похожие на женщин, и учителя, не похожие на мужчин). В первой авторской программе Казарновский написал: "с детьми должны работать красивые люди". В школе была разработана и запущена интегративная авторская программа «Энциклопедия», помогающая детям понять взаимосвязь различных областей знаний. В рамках этой программы каждая параллель занимается ключевой темой, на которую нанизываются как общеобразовательные, так и творческие дисциплины. В рамках этой темы реализуется и проектная работа школьников. 11.01.2022

Слайд 33

Школы Щетинина – проблемы и достижения В этой школе нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм отчетности. В этом смысле она скорее подтверждает тезис о возможности иной – по сравнению с классно-урочной – системы организации школы. Стоит, наверное, упомянуть, что известно несколько выразительных попыток преодолеть традиционную классно-урочную систему. Автор идеи школы-парка М. Балабан уверен, что вообще только с этим преодолением возможно какое-либо дальнейшее развитие школы. Все современные известные передовые педагогики (Монтессори, Вальдорф, например) в той или иной степени трансформировали классно-урочную организацию школы. Вся школа состоит из нескольких уютных домов разной этажности, расположенных на небольшом пространстве у подножия горы. Про такое расположение школы говорят: на природе. Именно на природе. По словам Исака Давыдовича Фрумина, в свое время Михаил Петрович Щетинин отказался от школы в Красноярске, пояснив, что его видение школы уже не вмещается в железобетонную конструкцию. В Текосе становится понятно, что он имел в виду много лет назад. 11.01.2022

Слайд 34

В каждом доме живут дети разных возрастов – ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НППО – научно-педагогическое производственное объединение. В школе преподавателей в традиционном смысле нет. В качестве преподавателей внутри НППО выступают в зависимости от ситуации либо более старшие ученики, либо руководители НППО, либо приглашенные со стороны специалисты, либо ученики других НППО, если изучается другая образовательная область. Одна из главных особенностей учебного процесса заключается в том (пожалуйста, не падайте), что все ученики школы проходят программу средней школы за один год. Все до одного ученика независимо от возраста. В школу приходят дети в среднем лет девяти-десяти. Можно сказать, что в школе Щетинина идет одна большая многолетняя деловая игра вокруг проблемы приобретения знаний, в результате которой усовершенствованы старые и разработаны новые образовательные области, созданы совершенно новые курсы-учебники, которые предполагают целостный взгляд на проблему в любой точке изучения, и, что, наверное, самое главное и самое удивительное, все участники этой деловой игры приобретают настоящие, им принадлежащие , ими выстраданные и в каком-то смысле ими созданные знания. 11.01.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

Педсовет "Современные педтехнологии"

На педсовете рассмотрели современные педтехнологии, которые используют учителя школы в своей практике....

Современные педтехнологии из опыта работы

Основными направлениями своей работы считаю:- проектирование учебного процесса, направленного на максимальную    индивидуализацию обучения школьников и развитие мотивации  обучающи...

Статья на тему: Практика применения современных педтехнологий в практической работе на уроках истории и обществознания

Статья отражает  использование в процессе обучения  уровневой дифференциации обучения как формы организации учебной деятельности....

Использование современных педтехнологий в школе

Отчет об использовании современных педагогических технологий в своей работе при обучении учащихся английскому языку....

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....