Статья на тему: Практика применения современных педтехнологий в практической работе на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме
Статья отражает использование в процессе обучения уровневой дифференциации обучения как формы организации учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Практика применения современных педтехнологий в практиктической работе на уроках истории и обществознания
Автор: учитель истории и обществознания Балудина Л.Э.
В настоящее время в образовательном процессе продолжает применяться технология дифференцированного обучения, кроме того используются элементы технологии развивающего обучения.
Дифференциация обучения – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Уровневая дифференциация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
На уроках истории используются различные формы дифференцированного обучения: дифференцированная работа с учебником, дифференцированные задания, дифференцированная самостоятельная работа, групповые формы работы, дозированная помощь учителя, индивидуальный опрос, самоконтроль по образцам, индивидуализация домашнего задания.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвлённая дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включённой, проникающей технологией. Сельские школы не имеют возможности формировать разноуровневые параллельные классы. Поэтому возрастает значение различных форм внутриклассного дифференцированного обучения: деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обученности группы.
Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий по закреплению нового материала: задания с письменной инструкцией, устная консультация, заполнение части таблицы или схемы и т.д. Выполняя задание с дозированной помощью учителя, ученик сам определяет объём помощи учителя.
Одним из способов включения дифференцированных заданий в учебный процесс является самостоятельный выбор заданий учениками. К самостоятельному выбору заданий учащихся надо готовить.
При выполнении проверочных работ помимо дифференцированных заданий можно предложить учащимся следующий вариант. Проверочная работа включает в себя 10 вопросов одинаковой сложности. Учитель сообщает, сколько заданий нужно выполнить на «5», «4», «3». Задания разрешается выполнять в произвольной последовательности.
При объяснении нового материала возможны различные варианты дифференциации. Например, сначала материал учитель объясняет всему классу, затем сильные и средние ученики получают задание (ответить на вопросы, заполнить таблицу, составит схему), а слабым ученикам материал объясняется вторично. Либо после краткого объяснения материала слабые ученики выполняют какое-либо задание, а средние и сильные ученики углубляют знания в форме беседы с учителем.
Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к уроку, хорошего знания своих учеников. Этот метод требует последовательности и систематизации. Только при этом можно добиться положительных результатов.
Главное условие для проявления внутренней активности - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а средством развития личности, раскрывающим его творческие возможности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся. Этим идеям полностью соответствует педагогическая технология развивающего обучения.
Работа с применением технологии развивающего обучения организуется таким образом, что первый этап урока - это небольшая вводная беседа, где повторяется учебный материал, подводящий к задаче, которую следует решить на уроке.
Второй этап состоит из анализа материала, выполнения учащимися задания с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок (план работы). Ученики в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться создать план действий по решению учебной задачи, который призван расчленить частную учебную задачу на отдельные вопросы. Учебники, учебные пособия, документы становятся средством решения учебной задачи, дающие в методическом аспекте большие возможности для разноуровнего обучения. Зная индивидуальные типологические особенности учащихся, их мотивацию учитель может предложить задания и для "слабых", и для "продвинутых ".
Далее работа носит коллективный характер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то - другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты.
Постепенно ученики привыкают к тому, что они не пассивные слушатели и исполнители воли учителя, а исследователи, которые самостоятельно добывают историческую информацию, обдумывают ответы на вопросы, дают собственную оценку историческим личностям и явлениям. На уроках происходит опосредованное, непроизвольное запоминание, так как, решая учебную задачу учащиеся вынуждены обращаться к фактам, событиям, именам, понятиям.
При изучении материала о войне, предлагаю алгоритм, позволяющий учащимся представить структуру изучения подобного материала. Учитывая, что главная задача учителя при использовании технологии развивающего обучения – научить учащихся работать самостоятельно, считаю, что алгоритмы такого типа, усвоенные детьми, облегчают самостоятельное изучение подобных тем, помогают проследить причинно-следственные связи между событиями, представить исторический процесс как единое целое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".
Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....
Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории и обществознания
Анализ опыта работы учителя....
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....
Особенности применения онлайн-платформ для интерактивного взаимодействия на уроках истории и обществознания
Особенности применения онлайн-платформ для интерактивного взаимодействия на уроках истории и обществознания1.Гугл класс – для каждого класса было создано по 2 курса (история и обществознание). К...
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...
Применение современных образовательных технологий и методик на уроках истории и обществознания.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересам...