Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
материал

Мусина Зухря Фатиховна

В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Педагогические чтения

 «Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка и литературы»

Выполнила: Мусина Зухря Фатиховна

учитель русского языка и литературы

первой категории

2018-2019 учебный год


Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от преподавателей новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения. 

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение проблем, возникающих вследствие перегруженности сегодняшнего школьника. Передо мной, как и перед любым учителем, стоит задача  не только качественного обучения предмету, но и задача формирования у учащихся основ здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье. Поэтому я как учитель-предметник занимаюсь поиском возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока.

Одним из важных условий, способствующих реализации здоровьесберегающей технологии обучения, является общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя,  психологически грамотно направляющего свою педагогической деятельность, и приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, поэтому учитель должен помнить, что от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

На своих уроках русского языка и литературы я  применяю технологии, направленные  на сохранение физического здоровья  учащихся.


Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

1.Снятие эмоционального напряжения.

Неоценимое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Снятию эмоционального напряжения способствуют: использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов. Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.

Положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства:

  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)
  • Литература и музыка (1. А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини; 2. При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем  вальс).
  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе (н-р, исторические предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком», Н.Гоголь «Тарас Бульба», Л.Толстой «Война и мир» и т.д.).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

- показать практическую значимость изучаемой темы,

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Я стараюсь создать на уроке комфортную эмоционально-психологическую атмосферу, способствующую предупреждению  проявления школьных факторов риска. Это - доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. Для достижения этой цели я использую игровые технологии. Данная технология способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, творческие способности и коммуникативные навыки. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение.

  • Ролевые игры при изучении басен Крылова;
  • Игры на уроках русского языка (Н-р, «Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы)

Использование физминуток дает учащимся возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют  повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. (Приложение 1-а)

Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости. (Приложение 1-б)

Прекрасным средством для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму, является проговаривание рифмовок. (Приложение 1-в)

2.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Одним из показателей успешности проведения урока является создание благоприятного психологического климата: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Невозможно назвать полноценным урок, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, использования поговорок, музыкальных минуток и т.п.. Педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка постарается создать доброжелательную обстановку на уроке, будет внимателен к каждому высказыванию, проявит позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактично исправит допущенные ошибки, будет поощрять самостоятельную мыслительную деятельность. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, возможно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Здесь учитель может воспользоваться грамматическими сказками, разного рода презентациями, работой с ЦОР. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

1) Для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. (Приложение 2)

2) Мини-сочинения на темы: «Сказка про зубную щётку», «Здоровое питание», «Для чего нужна зарядка» (Приложение 3)

3) Поиск  пословиц и поговорок, загадок о здоровье, здоровом питании, труде. (Приложение 4-а и 4-б)

4) Индивидуальная работа с текстом. (Приложение 5)

При систематической работе с текстами по вопросам здоровьесбережения  у учащихся сформируются  необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, к ним придёт признание ценности здоровья, чувство ответственности за его сохранение и укрепление

5) Творческие работы: составление вопросов для анкеты «Здоровая пища» (Приложение 6) 

Учащимся можно предложить составить словарь спортивных слов, словарь здоровья, словарь туриста; придумать меню в ресторане, при этом ученики должны использовать слова с различными орфограммами.

Заключение

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  должен стремиться внести каждый учитель. Реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроках, достигая при этом положительных результатов. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться учитель.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Если мы научим детей со школьного возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. 


Приложение 1-а

По швам руки ОПУСКАЯ,                     Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,  

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,                  

Затем вправо ПРОГИБАЯ,                    

Головою ПОМОТАВ,                             ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...                    

Отдых наш - физкультминутка занимай свои места:

раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,                Ванькой-встанькой словно стали. ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Приложение 1-б

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Приложение 1-в

ПРИСТАВКИ НА –З-

 Не забудьте, что приставки:

-раз, из, воз, низ, через, -без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Обрати внимание На

 «здесь», «здоровье», «здание».

 З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить:

 …десь, …доровье, …дание –

Нет в них содержания!


Приложение 2

Текст для диктанта

Полезные привычки.

Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. (81 слово)

Что такое табак?

Табак – это однолетнее растение, высушенные листья которого используют для курения. В состав листьев табака входит никотин. Никотин – один из сильнейших ядов и основная часть табачного дыма.

Говорят, что капля никотина убивает лошадь. Мы часто не вдумываемся в смысл этих слов. А ведь действительно убивает! Большое красивое животное падает от капли страшного яда.

Многие считают, что вред приносит только никотин. На самом деле вреден и табачный дым. В нем содержится масса вредных для организма соединений и веществ.

Люди с сигаретами – большие эгоисты. Они заставляют окружающих вдыхать эту отраву.


Приложение 3

C:\Users\user\Desktop\ПЕД чтения\сказка.jpg


Приложение 4-а

C:\Users\user\Desktop\ПЕД чтения\сказка1.jpg


Приложение 4-б

C:\Users\user\Desktop\ПЕД чтения\сказка2.jpg 


Приложение 5

Вставь пропущенные буквы и спиши:

Чтобы в ж-зни преуспет-,

Чтобы многое успеет-,

П-гулят- и п-читат-,

И в компьютер п-играт-,

И с друз-ями пообщ-ться,

И мультфильмы п-смотрет-,

Как вещ-м твоим п-рядок,

Дню положен распорядок!

Ден- распишешь по ч-сам –

И в-зде успеешь сам!

Исправь ошибки и напиши правильно:                               

  Па трапинке пёс шогал, настроене скверное!(4ошибки)              

   Новост грусную скозал кто-нибуть, наверное.(4 ошибки)                

 Или просто на витру он прастыл, балезный,    (3 ошибки)            

А в радную кануру мурови золезли. (5 ошибок)

Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя?

 Русская баня с ее прян(нн)ым духом, целебным паром, березовым или дубовым веником с давних пор пользовались заслужен(нн)ой доброй славой. На Руси баня (из)древле использовалась для борьбы со всякого рода (не)дугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть. Туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и уничтожить болезни. Встречая идущего из бани знакомого, (не)применно пр_ветствовали : «С легким паром!»
 Баня- пр_восходное средство вос(СС)тановления сил, очищения организма от шлаков, закаливания и сбавления веса. В бане увеличивается питание тканей кислородом, что благотворно влияет на тонус мышц, пр_дает эластичность коже. Доказано, что баня успокаивает центральную нервную систему, снимает ут_мление , улучшает работу почек, печени, желудочно -кишечного тракта, повышает ап(пп)етит. Таким образом, баня благотворно действует на весь организм.

 Баня (ис)покон веком существовала для того, чтобы очищать организм и прежде всего кожу от шлаков. Подсчитано, что на одном сантиметре кожи может базироваться до 40 тысяч болезнетворных м_кробов. Но чистая, здоровая кожа пр_пятствует их вторжению в организм через поры, на чистой коже они быстро погибают.

Приложение 6

C:\Users\user\Desktop\ПЕД чтения\сказка3.jpg

C:\Users\user\Desktop\ПЕД чтения\сказка4.jpg


Литература

  1. Андреева И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика.- 2003.- № 2.
  2. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011 
  3. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009 
  4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
  5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  8. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008 
  9. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
  10. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: Пособие для учащихся 5-6 классов Изд. 2-е, испр., доп. Пахнова Т. М.,        Дейкина А.Д. Издательство « Аркти», 2000

Интернет-ресурсы

http://www.aphorisme.ru/by-themes/zdorovie/?q=87

http://mlm-to4ka.ru/zdorove/tsitaty-o-zdorove2.html

http://www.fat-man.ru/samye-poleznye-yagody/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование элементов ксо на уроках русского языка

Материал посвящен технологии ксо. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В работе рассматриваю уровни различно...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫКПК: «Система работы учителя по подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...