Мастер - класс "Технология "Кроссенс"
учебно-методический материал
Кто из нас не любит на досуге разгадывать кроссворды? А почему мы любим такой вид деятельности? Нас никто не заставляет напрягаться, вспоминать, искать ответ в разных источниках.
А как вы думаете, дети любят разгадывать головоломки?
Действительно, найденный ответ дает нам ощущение радости. Педагогика учит нас что учение должно давать ребенку ощущение радости ОТКРЫТИЯ, познания. Я вспомнил! Я смог!
Цель мастер-класса: показать технологию КРОССЕНС с которой я познакомилась в 2015 году.
Поделиться опытом работы по созданию условий для развития УУД учащихся и получения предметных, метапредментных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_krossens.docx | 516.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
КРОССЕНС как приём развития креативного мышления
Автор: Хилько Лариса Валентиновна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Садовская СОШ филиал с. Лозовое
Уважаемые коллеги, поднимите руки те, кто из вас любит на досуге разгадывать кроссворды? А почему мы любим такой вид деятельности? Нас никто не заставляет напрягаться, вспоминать, искать ответ в разных источниках?
А как вы думаете, дети любят разгадывать головоломки?
Действительно, найденный ответ дает нам ощущение радости. Педагогика учит нас что учение должно давать ребенку ощущение радости ОТКРЫТИЯ, познания. Я вспомнил! Я смог!
Цель мастер-класса: показать технологию КРОССЕНС с которой я познакомилась в 2015 году.
Поделиться опытом работы по созданию условий для развития УУД учащихся и получения предметных, метапредментных результатов.
В переводе с английского языка - «пересечение смысла». Кроссенс, придумали художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Идея кроссенса, как все простое, гениальна и, как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти цепь ассоциаций между картинками. Всего картинок в кроссенсе девять (замкнутая таблица 3х 3), а задач (по числу соседних пар) двенадцать. Вот как это выглядит:
Кроссенс, впервые опубликовали в 2002 году в журнале "Наука и жизнь», затем были публикации детских кроссенсов (с пустой центральной клеткой). Благодаря публикациям кроссенсами заинтересовались психологи, игроки в «Что? Где? Когда?», и наконец педагоги.
Как составить кроссенс:
1. Определить тематику, общую идею;
2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. Найти связь между элементами, определить последовательность;
4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);
6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. Заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. Выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Что дает КРОССЕНС педагогу:
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- На стадии определения темы урока,
- Для определения и постановки проблемы,
- Для закрепления материала,
- Как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
- Как творческое домашнее задание и т, д.
Как работает кроссенс ученика:
- Повышение мотивации;
- Отражение глубины понимания учеником заданной темы;
- Развитие логического и образного мышления;
- Поиск интересного дополнительного материала;
- Проявление нестандартного мышления;
- Развитие способности самовыражения:
- Повышение уровня собственной эрудиции;
- Развитие воображения;
- Повышение инициативности и креативности.
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Пока в моей практике немного кроссенсов, но с некоторыми уже можно познакомиться:
Подведем итоги:
З Какие УУД помогли выполнить нашим коллегам это задание? (Использование знаково- символических средств, взаимоконтроль).
А теперь давайте посмотрим, какие УУД развивали мы сегодня на занятии?
РЕФЛЕКСИЯ: Получили ли мы предметный результат?
Поднимите руку, кто приобрёл новые знания. Поднимите руку, у кого возникло желание применять данный приём в своей практике. Это и есть ваш личностный результат.
И создавать кроссенсы очень увлекательно, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Пример кроссенса ФГОС:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."
Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства", задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...
"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе
Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...
Открытое мероприятие по профессионально- трудовому обучению Ярмарка в городе мастеров « Дело мастера боится».
Сценарий открытого мероприятия по профориентации....
Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм
Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...
Мастер-класс «Глиняных дел мастера»
Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...