Мастер - класс "Технология "Кроссенс"
учебно-методический материал

Хилько Лариса Валентиновна

Кто из нас  не любит на досуге разгадывать кроссворды? А почему мы любим такой вид деятельности? Нас никто не заставляет напрягаться, вспоминать, искать ответ в разных источниках.

А как вы думаете, дети любят разгадывать головоломки?

Действительно, найденный ответ дает нам ощущение радости. Педагогика учит нас что учение должно давать ребенку ощущение радости ОТКРЫТИЯ, познания. Я вспомнил! Я смог!

 

Цель мастер-класса: показать технологию КРОССЕНС с которой я познакомилась в 2015 году.  

 Поделиться опытом работы по созданию условий для развития УУД учащихся и получения предметных, метапредментных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_krossens.docx516.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

КРОССЕНС как приём развития креативного мышления

Автор: Хилько Лариса Валентиновна,

 учитель истории и обществознания

МБОУ Садовская СОШ филиал с. Лозовое

Уважаемые коллеги, поднимите руки те, кто из вас любит на досуге разгадывать кроссворды? А почему мы любим такой вид деятельности? Нас никто не заставляет напрягаться, вспоминать, искать ответ в разных источниках?

А как вы думаете, дети любят разгадывать головоломки?

Действительно, найденный ответ дает нам ощущение радости. Педагогика учит нас что учение должно давать ребенку ощущение радости ОТКРЫТИЯ, познания. Я вспомнил! Я смог!

Цель мастер-класса: показать технологию КРОССЕНС с которой я познакомилась в 2015 году.  

 Поделиться опытом работы по созданию условий для развития УУД учащихся и получения предметных, метапредментных результатов.

В переводе с английского языка - «пересечение смысла». Кроссенс, придумали художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Идея кроссенса, как все простое, гениальна и, как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти цепь ассоциаций между картинками. Всего картинок в кроссенсе девять (замкнутая таблица 3х 3), а задач (по числу соседних пар) двенадцать. Вот как это выглядит:

          Кроссенс, впервые опубликовали в 2002 году в журнале "Наука и жизнь», затем были публикации детских кроссенсов (с пустой центральной клеткой). Благодаря публикациям кроссенсами заинтересовались психологи, игроки в «Что? Где? Когда?», и наконец педагоги.  

 Как составить кроссенс:

1.      Определить тематику, общую идею;

2.      Выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3.      Найти связь между элементами, определить последовательность;

4.      Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5.      Сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);

6.      Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7.      Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8.      Заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9.      Выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.

Что дает КРОССЕНС педагогу:

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

  • На стадии определения темы урока,
  • Для определения и постановки проблемы,
  • Для закрепления материала,
  • Как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
  • Как творческое домашнее задание и т, д.

Как работает кроссенс ученика:

  • Повышение мотивации;
  • Отражение глубины понимания учеником заданной темы;
  • Развитие логического и образного мышления;
  • Поиск интересного дополнительного материала;
  • Проявление нестандартного мышления;
  • Развитие способности самовыражения:
  • Повышение уровня собственной эрудиции;
  • Развитие воображения;
  • Повышение инициативности и креативности.

 

 Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Пока в моей практике немного кроссенсов, но с некоторыми уже можно познакомиться:

Подведем итоги:

З Какие УУД помогли выполнить нашим коллегам это задание? (Использование знаково- символических средств,   взаимоконтроль).

А теперь давайте посмотрим, какие УУД развивали мы сегодня на занятии?

РЕФЛЕКСИЯ: Получили ли мы предметный результат?

Поднимите руку, кто приобрёл новые знания. Поднимите руку, у кого возникло желание применять данный приём в своей практике. Это и есть ваш личностный результат.

И создавать кроссенсы очень увлекательно, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.  

Пример кроссенса ФГОС:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...