Статья "Воспитание гражданской идентичности посредством информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал"
статья
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, цель которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Существует много инструментов воспитания гражданской позиции и на наш взгляд один из инновационных, нестандартных, увлекающий детей – это музейная педагогика, реализуемая на основе виртуального пространства.
Ведь цель музейной педагогики качественное и стабильное расширение образовательного пространства, включение в него максимально возможного объема культурного наследия.
Возможность музейной педагогики позволяет:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников и много другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatka.docx | 455.47 КБ |
Предварительный просмотр:
“Воспитание гражданской идентичности посредством информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал”
Термин культурно - образовательная деятельность используется в отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно- просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями музеев в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, цель которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.
В современных условиях культурно - образовательная деятельность
ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей, как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой- либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие, выпускной).
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека. Оно присуще всем народам. Это важное качество, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.
Патриотизм включает:
Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины.
Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, тем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
Взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам так себя называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал" состоит из мультимедийного кинотеатра и информационно-образовательного класса.
Содержательным наполнением центра является Медиатека, включающая интерактивные мультимедийные программы и фильмы, созданные Русским музеем.
Материалы Медиатеки дают возможность каждому посетителю информационно-образовательного центра:
• войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства;
• узнать об истории создания и современной жизни Русского музея;
• посетить дворцы, входящие в уникальный архитектурный комплекс музея;
• побывать в залах, фондах и даже в реставрационных мастерских;
• открыть известные и забытые страницы истории русского искусства;
• познакомиться с судьбами и творчеством выдающихся русских художников;
• соприкоснуться с проблемами художественного творчества;
• сформировать представление о видах, жанрах, стилях и эпохах русского искусства;
• изучить особенности различных художественных техник;
• познакомиться с шедеврами коллекций музеев – участников проекта.
Содержание Медиатеки.
Русский музей и его коллекции
Искусство и религия
Художники
Объединения и стили
Одно произведение
Из фондов музея
Петербург - город музеев
Музеи России
Учебные программы
Игры
Авторская программа В.А.Гусева
Программы на иностранных языках
Программы наших партнеров
Фильмы для детей 5-6 лет. В страну музеев вместе с Фафалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)
В условиях модернизации системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед нео...
Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.
Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности....
Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.
Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...
«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»
Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «РУССКОЕ СЛОВО»
Несколько лет я работаю, используя информационно-образовательную среду издательства "Русское слово". Здесь представлены некоторые формы и методы этой работы....
ЭКСКУРСИЯ В ФИЛИАЛ «АЭРОПОРТ ОХА» АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК» и САХАЛИНСКИЙ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ФИЛИАЛА «АЭРОНАВИГАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОрВД» (январь 2023)
ЭКСКУРСИЯ В ФИЛИАЛ «АЭРОПОРТ ОХА» АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК» и САХАЛИНСКИЙ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ФИЛИАЛА «АЭРОНАВИГАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» ФГУП &l...