Интеграция основного и дополнительного образования
статья
Материал содержит опыт работы по интеграции основного и дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_integratsiya_na_sektsii_2021.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы интеграции основного и дополнительного образования детей
Задача современной школы уже давно не заключается только в передаче знаний по ряду предметов. Приоритетным становится создание условий для всестороннего развития ребенка. У каждого есть склонности и способности к той или иной области знаний, творчества, практической или спортивной деятельности. И выявить эти задатки, дать им возможность развиться – одна из основных педагогических задач. Одних уроков для этого недостаточно. Поэтому такое внимание сегодня уделяется различным видам внеурочных практик школьников. Именно интеграция общего образования и дополнительного образования дает ребенку максимум возможностей для личностного развития.
При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования возможна. Более того, внеурочные занятия и посещение кружков в самом образовательном учреждении и учреждений дополнительного образования могут эффективно дополнять друг друга.
Принципы интеграции
Само понятие «интеграция» предполагает эффективную и продуктивную связь ряда элементов, относящихся к разным системам. То есть в случае вовлечения в образовательное пространство учреждений доп.образования коэффициент полезного действия должен возрасти. Уровень образовательных результатов, которых дети могут достичь, находясь в таких условиях, значительно выше.
В ходе интеграции создается особая развивающая среда, которая может разрушиться в случае прекращения сотрудничества. Любые интеграционные связи мобильны и динамичны, для их эффективного использования требуется постоянная коррекция, оперативная реакция на возникающие сложности со стороны участников образовательного процесса.
Можно выделить несколько обязательных условий продуктивной интеграции общего и дополнительного образования детей. К ним относятся:
- предварительный опыт совместной работы;
- наличие совместно разработанного плана работы, локальных актов, защищающих интересы и определяющих обязанности учреждений в рамках сотрудничества;
- обладание ресурсами разного типа, которые при объединении могут создать необходимые возможности (информационные, организационные, кадровые, социальные, материальные);
- пространственная близость учреждений.
Интеграция деятельности общего дополнительного образования в МБОУ ЦО №44, с использованием вышеперечисленных условий, происходит следующим образом:
Дополнительное образование в центре образования 44 осуществляет свою деятельность по направлениям:
- Социально-педагогическое;
- художественная;
- туристско-краеведческое;
- спортивное.
В качестве организационных форм используются кружки, массовые экскурсии, конференции, форумы, конкурсы, соревнования, проекты.
Разработан ряд моделей внеурочной деятельности, базирующихся как на возможностях самой школы, так и на интеграции общего и дополнительного образования детей в сотрудничестве со школой искусств №6
Приведу небольшую статистику:
В учебном корпусе центра образования действуют 13 основных кружков, которые посещают 225-230 обучающихся, что составляет всего 20% от общего количества детей. Городские спортивные секции посещают 44 обучающихся, это 4 % Благодаря тому, что на базе центра образования функционирует школа искусств №6, которую посещают приблизительно 540 обучающихся, а это составляет 49% от общего количества детей, мы имеем 73 % наших воспитанников, которые посещают занятия дополнительного образования. Наибольшая доля обучающихся, посещающих занятия в ДШИ №6 приходится на 1-4 классы. Все занятия проходят во время работы группы продленного дня после 15 часов. Учебный корпус МБОУ ЦО №44 можно по праву считать школой полного дня, где ребенок находится в образовательном учреждении до вечера. При этом обеспечивается разнообразие видов деятельности и досуга, которые контролирует не только педагог-воспитатель, но и педагог дополнительного образования, в задачи которых входит сочетание форм обучения и развития, создание условий для самовыражения школьников, формирование индивидуальной образовательной траектории.
В среднем и старшем звене в приоритете становятся занятия спортом в секциях не только на базе ЦО, но и в различных городских спортивных клубах и секциях.
(в выпускных классах на первое место выходит подготовка к экзаменам, поэтому в 9-11 классах резкий спад посещения занятий дополнительного образования)
Хочется отметить, что и внеурочная деятельность, которая входит в состав образовательного процесса, имеет тесные связи с дополнительным образованием. При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования эффективны. Более того, внеурочные занятия и посещение занятий в школе искусств могут продуктивно дополнять друг друга. Непосредственные механизмы интеграции общего и дополнительного образования зависят от многих факторов: нормативной базы, материальных и технических возможностей, локации, кадрового потенциала и т. д.
Курсы художественной и спортивно-оздоровительной деятельности тесно связаны с дополнительным образованием. В МБОУ ЦО 44 практикуются курсы:
Художественной направленности:
«Теремок сказок» ( театральное искусство), «Домисолька»( музыкальное творчество), «Страна художников» ( изобразительное искусство), «Русское народное творчество», «В ритме танца», «Искусство», «Искусство театра»
Спортивно-оздоровительной деятельности:
«Баскетбол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Карате», «Прыг-скок», «Подвижные игры».
Кадровые, технические, информационные возможности системы дополнительного образования способствуют расширению развивающего пространства, формированию межпредметных знаний у наших обучающихся
РЕКЛАМА
При этом основным условием интеграции общего и дополнительного образования остается выработка четких правил и форм взаимодействия. Эффективность сотрудничества обеспечивается созданием общего программного и методического пространства.
Взаимодействие основного и дополнительного образования в нашей школе осуществляется и в урочное время
- интегрированные уроки по предметам основного общего образования с предметами дополнительного образования художественной направленности ( на литературе интеграция с театральным искусством, музыкой, хореографией; на истории с изобразительным искусством, музыкой, театром; на уроках изо и технологии с фольклором и .т.д.) ;
- мастер-классы от юных спортсменов на уроках физической культуры;
Пример: тема урока по биологии «Защита экологического проекта». Работа в группах. В группе идет распределение: сценарист, постановщик, консультант по теме, художник, актеры.
И мы сразу видим, что многим пригодятся навыки и знания , приобретенные на занятиях доп. образования художественной направленности ( театральное искусство, музыка, изостудия), хотя проект относится к естественно - научному направлению и защита происходит на уроке.
Все это дает возможность ребятам на уроке проявить себя с другой стороны
Одной из основных задач образовательного процесса является воспитание. Поэтому наиболее ярко интеграция с дополнительным образованием прослеживается в воспитательном процессе:
- мероприятия патриотической направленности;
- меропорятия профилактической направленности
- конкурсные мероприятия;
- профориентационные мероприятия;
- слеты, форумы, проекты, классные часы, экскурсии;
Благодаря такого рода сотрудничеству, школа становится единым образовательным пространством,
предусматривающим создание единой базы развития и воспитания детей путем включения центра дополнительного образования в структуру школы.
Такое объединение позволяет более эффективно решать общую для двух сфер образования задачу реализации индивидуальных социальных, творческих, познавательных интересов и потребностей школьника, формирования индивидуальной траектории его развития.
Создаваемая образовательная среда дает ребенку возможность:
- выбирать тематическое содержание и формы деятельности, позволяющие раскрыть его внутренний потенциал не только на занятиях в кружках, но и на уроках;
- исполнять различные социальные роли, выбирать и менять коллективы и объединения;
- общаться и взаимодействовать со взрослыми и ребятами разного возраста и круга интересов.
Показателями эффективности данной модели сотрудничества выступают: расширение спектра дополнительных образовательных программ; увеличение числа совместно проводимых мероприятий и проектов; заключение договоров о сотрудничестве; сохранение и увеличение контингента обучающихся и педагогов; удовлетворенность участников образовательного процесса.
Тесное взаимодействие с ДШИ №6 позволяет нашим обучающимся после 9 класса получить не только аттестат, но и свидетельство ДШИ №6 с правом поступления в средние и высшие учебные заведения культуры.
Таким образом, имея определенные условия и желание обеих сторон к сотрудничеству, интеграция основного и дополнительного образования закономерна и эффективна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция основного и дополнительного образования
Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
ФГОС второго поколения: интеграция основного и дополнительного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного о...
Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.
В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....
Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)
«Азы православия» - это вводный курс для знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
- Мне нравится (1)