формирующее оценивание
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципиальные особенности нового стандарта 1. Содержание образования перестало быть предметом стандартизации. 2. Увеличилась вариативная часть, формируемая образовательным учреждением самостоятельно (20 % от общего количества часов учебного плана). 3. Методологией новых стандартов на государственном уровне стал системно- деятельностный подход.
4. Стандарт ориентирует школу на новые образовательные результаты Для достижения этих результатов важно: изменить философию оценивания в школе: акцентировать формирующее оценивание (оценивание для обучения) и оценку индивидуального прогресса каждого ученика; Дополнение «отметочного обучения» – путь к усилению учебной мотивации школьников ; разработка новых контрольно-измерительных материалов, ориентированных на оценку меры присвоения учащимися культурных предметных способов действия и средств.
Что значит «оценивать» « Assessment » происходит от латинского глагола ‘assidere’ – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. (Green, 1998)
Оценивание … Термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. Black, P. and Wiliam, D. (1998)
Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения Итоговое оценивание summativ Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период Разница в том, для чего используется информация (Harlen, 2006)
Формирующее оценивание Иногда означает только то, что оно проводится очень часто и планируется вместе с преподаванием… ( Black&Wiliam,1998) Означает обратную связь, которая помогает ученику осознать провалы в обучении и закрыть их… это взгляд вперёд….( Harlen , 1999) Включает и обратную связь, и самомониторинг …( Sadler, 1989) Используется в основном, чтобы обернуться и «перезапустить» процесс преподавания и обучения ( Tunstall & Gip р s,1993)
Суммирующее оценивание Используется преимущественно, чтобы подвести итог учения. ( Black&Wiliam,1998) Смотрит на прошлые достижения… Добавляет контрольные процедуры и тесты к текущей работе Включает только выставление оценок… Отделено от преподавания… Проводится в момент, когда надо подвести итог и зафиксировать достижения…( Harlen, 1999)
Системно- деятельностный подход Человеческое действие – движение человека к поставленной им целям. Ученическое действие – преобразование объективно существующих вещей, переработка и перевод существующего состояния объекта (знания, физического опыта и т.п.) в другое состояние.
Предметные результаты совокупность культурных ( т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) предметных средств и способов действий, освоение которых должно позволить ученику решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на следующих ступенях образования .
Стадии становления культурного способа действия (Л.С . Выготский) формальная стадия – овладение внешними особенностями образца действия, что дает возможность школьникам действовать в соответствии с правилом, алгоритмом и т.п.; предметная (рефлексивная) стадия – освоение существенного предметного отношения, лежащего в основе образцового способа действия, что дает возможность школьникам работать с устройством того или иного понятия (способа действия); функциональная (ресурсная) стадия – включение способа действия в состав индивидуального ресурса школьника . Мера присвоения этих способов действий и должна стать основой для оценки индивидуального прогресса школьников .
Стадии формирования предметных результатов 1. формально-репродуктивная Индикатор - выполнение задания, для которого достаточно уметь, опираясь на внешние признаки , опознать его тип и реализовать соответствующий формализованный образец ( алгоритм , правило) действия. 2. предметно-рефлексивная – ориентация на существенное отношение в основе способа действия. 3. функционально-ресурсная – ориентация на границы способа действия . Предполагает свободное владение способом. Индикатор - выполнение заданий, в которых необходимо переосмыслить (преобразовать) ситуацию так, чтобы увидеть возможность применения некоторого известного способа либо сконструировать из старых новый способ, применительно к данной ситуации.
Метапредметные образовательные результаты 1. умение учиться: рефлексивные действия (чему учиться ?) поисковые действия (как учиться ?) 2. учебное сотрудничество: готовность действовать совместно с другими; понимание точки зрения, отличной от собственной; готовность к координации разных точек зрения . 3. умение работать с информацией: грамотность чтения и написания информационных текстов знаково-символическая грамотность решение задач с применением ИКТ технологий.
Личностные образовательные результаты образовательная самостоятельность - умение школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию , умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
формирующее оценивание или оценивание для обучения 3 линии контрольно-оценочной деятельности: направлена на формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях коллективно-распределенной деятельности; контрольно-оценочная деятельность самого педагога; линия контроля и оценки в самостоятельной учебной деятельности, где на первое место выходит самооценка (внутренняя, рефлексивная оценка).
Диагностические работ ы включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной, учебно-практической задачи; результаты данной работы фиксируются отдельно по каждой конкретной операции с помощью бинарной оценки (1,0 или + - ); результаты диагностических работ не влияют на конечный результат обучения; данный вид оценочной процедуры выполняет исключительно диагностическую функцию, после которой необходима организация коррекционной деятельности.
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме; служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников; результаты проверочной работы сопоставляются с результатами ученической самостоятельной работы. На основе сопоставления двух работ (проверочной и самостоятельной работы) педагог может определить уровень самостоятельности в выполнении домашней самостоятельной работы. проверочная работа, также как и самостоятельная работа состоит из тех же ведущих содержательных линий и содержит задания базового и повышенного уровня. Каждый уровень оценивается отдельно. учащийся также как и в самостоятельной работе в проверочной работе сам выбирает сколько и какие задачи выполнять. Оценивается работа также как и самостоятельная с использованием многобалльной шкалы.
Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения. Понимание « образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития. Использование нестандартизированных средств при оценивании( при внутренних мониторингах) Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал» Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания
Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся; развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга; комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся; оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества; введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Объект оценки Предмет оценки Способы и методы оценивания сформированность личностных качеств и универсальных учебных действий(УУД) эффективность учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированной информации; психологическая диагностика; портфолио Оценка личностных и метапредметных результатов
Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность учебных дей-ствий с предметным содержанием способность к решению учебно-познавательных и учебно-практи-ческих задач с использованием средств, релевантных содержа-нию учебных предметов а) диагностика предметных результатов; б) итоговая аттестация; в) рубежный контроль Оценка предметных результатов
22 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Проектно- исследо- ватель- ская деятель- ность Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Особенности оценивания метапредметных результатов
Инновационные оценочные средства и формы портфолио; кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...
Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...
Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии
Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.
Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...
Формирующее оценивание в условиях введения требованийнового Федерального государственногообразовательного стандарта.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....
Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.
В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...
Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....