Выявление и развитие способностей учащихся
статья

Мангатаева Елена Цыреновна

Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь.

Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, школьном научном обществе, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.

Творческая образовательная среда сформирована там, где присутствует система профессионального роста педагога; там, где большое значение уделяется развитию мотивационной сферы учителя и формированию его положительной Я-концепции; там, где приоритетными методами обучения являются диалогический с позиции системно-деятельностного подхода, проблемный и поисковый и интерактивные формы работы участников образовательного процесса. Такая интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через работу на факультативных и элективных занятиях и порождает формирование образовательной мотивационной сферы школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь.

Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, школьном научном обществе, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.

Творческая образовательная среда сформирована там, где присутствует система профессионального роста педагога; там, где большое значение уделяется развитию мотивационной сферы учителя и формированию его положительной Я-концепции; там, где приоритетными методами обучения являются диалогический с позиции системно-деятельностного подхода, проблемный и поисковый и интерактивные формы работы участников образовательного процесса. Такая интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через работу на факультативных и элективных занятиях и порождает формирование образовательной мотивационной сферы школьника.

Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой систему, охватывающую урок, факультатив, электив, внеурочную деятельность, конкурсы, олимпиады, НПК. Только деятельностный подход в обучении и чуткость учителя-профессионала способны взрастить в детях ростки творчества и нестандартного мышления.

Действительно, способности детей начинают проявляться на уроках и занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности.

Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности.

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Современный педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию, принятию новшеств. В своей практике я использую различные виды деятельности, направленные на раскрытие потенциала учащихся.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении естественных наук. С этими детьми проводится целенаправленная работа. На своих уроках я использую дифференцированные задания, тесты, индивидуальные формы работ. Для дифференцированного обучения созданы дидактические материалы – тесты, задания по классам.

Вот некоторые приемы работы, как   с одаренными, так и с остальными учениками.

1) Урочная деятельность. Реализация создания условий для развития личности в обучении химии происходит   на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом.

Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты.

Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе.

Большое внимание на уроках химии уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять задание, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель может здесь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Проекты (мини-проекты). Учащиеся разрабатывают проекты, которые выполняются и в классе, и дома. Класс заранее делится на группы, в которых есть и одаренные, и слабоуспевающие. Дается задание каждому в группе. Сильные ученики помогают слабым.  Проекты защищают всей группой. В результате каждый ученик чувствует свою ответственность и выполняет ему порученное задание.

Письменные задания (тесты) разных уровней сложности. Учащиеся получают задания разных уровней сложности. Выполнив свое задание, меняются заданиями. Если слабоуспевающий ученик затрудняется выполнить то или иное задание, другой помогает ему.

2) Внеклассная работа. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Основными формами которой являются предметные олимпиады, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Применительно к интеллектуально одаренным учащимся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Предметные недели. В рамках недели проводятся различные мероприятия: олимпиады, открытые уроки, образовательные события.    

3) Самостоятельная работа.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование  ряда учебных пособий,  современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок или слабоуспевающий  может получать адресную информационную.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...