Здоровьесберегающие технологии
статья

Мангатаева Елена Цыреновна

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

(из опыта работы)

 

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, атмосфера сотрудничества и взаимоуважения, смена видов деятельности, похвала и одобрение, дыхательная гимнастика, физкультминутки, игры, релаксация, эмоциональная рефлексия.

Сегодня особенно важна и актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся школ практически здоровы. Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Педиатры обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Все это указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки в учебном процессе и позволяли добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников.

Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Например, в Законе «Oб образовании» говорится, что педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

(из опыта работы)

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, атмосфера сотрудничества и взаимоуважения, смена видов деятельности, похвала и одобрение, дыхательная гимнастика, физкультминутки, игры, релаксация, эмоциональная рефлексия.

Сегодня особенно важна и актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся школ практически здоровы. Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Педиатры обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Все это указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки в учебном процессе и позволяли добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников.

Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Например, в Законе «Oб образовании» говорится, что педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

В течение многих лет на своих уроках я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний. Самый главный принцип здоровьесбережения – «Не навреди!». Здоровьесберегающий урок я стараюсь построить с учетом потребностей детей в саморазвитии и приобретении опыта. Для сохранения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. В своей работе я использую смену видов деятельности, дыхательную гимнастику, физкультминутки, игровые, динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и эмоциональную рефлексию.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии имеет первостепенное значение.Химия – один из наиболее трудных и серьезных предметов в школе. С первых уроков дети учатся химическому языку. Им приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия требуют от школьников  концентрации  внимания и напряжения сил, именно поэтому основная задача на уроке –  создание атмосферы сотрудничества и взаимоуважения. Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения, тем выше уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а доброжелательное, терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, я всегда учитываю физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, их основные потребности в движении, общении, самовыражении, ощущении безопасности, похвале за каждый маленький успешный шаг, моделировании, конструировании, осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный эмоциональный настрой. На урок прихожу с улыбкой, всегда в хорошем настроении.

Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку. Наивысших результатов можно достичь, используя в своей работе похвалу и одобрение действий учащихся, так как именно поддержка ученика является важнейшим залогом успеха. По мнению Бродкиной Г.В. «технологичность и педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание интереса к предмету, создают психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность». Именно ободряющее слово учителя вселяет в ребенка уверенность в себе, является устойчивой мотивацией к дальнейшему изучению материала и химии в целом, а в конечном итоге формирует  успешную личность.

Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического напряжения. Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки. Самым подходящим временем для проведения физкультминутки является начальный этап утомления – середина урока.

На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу разрядку в виде упражнений для глаз.

Можно предложить детям закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги, вращать глазами по часовой стрелке и против нее, следить за кружением воображаемого падающего листика с дерева, на доске начертить какую-либо кривую, овал, знак бесконечности, ученикам необходимо пробежать глазами по этим линиям несколько раз в одном, а потом в другом направлении.

В конце учебного дня нелегко настроиться на овладение новыми знаниями, поэтому очень часто на уроках в средних и старших классах я использую комплексную релаксацию. Детям необходима психологическая поддержка.

 Важно не только снять напряжение, возникающее у детей в процессе обучения, но и научить их правилам гигиены и здорового образа жизни в повседневном обиходе. В процессе выполнения проектных работ школьники самостоятельно ищут, систематизируют и творчески перерабатывают необходимую информацию, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Данный вид работы помогает самостоятельно планировать свои действия, творчески мыслить, проявлять свою индивидуальность, способствует формированию личностных и регулятивных УУД. Все это оказывает положительное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.

Особое внимание следует уделять окончанию урока. Здесь недопустима спешка. Необходимо, чтобы на все вопросы ученики получили ответы. Использую разнообразные формы домашнего задания, которые носят дифференцированный характер, подробно их комментирую.

Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я использую различные приемы. Так, например, в начальной школе в конце урока предлагаю детям вспомнить, чему они должны были научиться и проанализировать свою работу на уроке:

Поработали ребята – оцените результаты.

Сам себе поставь оценку: солнце, тучку, снегопад.

Солнышко – собой доволен. Тучка – я чуть-чуть расстроен.

Снегопад – ну не беда, так бывает иногда.

В средних и старших классах в начале урока раздаю детям грустные и веселые «смайлики», дети выбирают смайлики, соответствующие их настроению, также выясняю, что понравилось/не понравилось на уроке, что узнали нового, чему научились.

Главная задача школы – образование. Ее надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».  Я считаю, что каждый учитель должен научить детей с самого раннего возраста беречь и укреплять свое и ценить чужое здоровье, жить без стрессов, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и тогда будущие поколения вырастут здоровыми, способными преодолевать трудности и достигать поставленные цели.

На мой взгляд, здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению химии, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.

Литература:

1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. - М.: ТЦ Сфера. 2014. – 192.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.

4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270.

6. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. / Сост. и авт. вступит.  статьи Н.И. Монахов– 5-е изд. – М.: Политиздат, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...