Статья "Работа с одарёнными обучающимися. Музыка, ИЗО."
статья
В статье содержится материал о системе работы с одарёнными детьми, таблицы для наглядности о результатах работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_obuchayushchimisya._muzyka_izo.docx | 28.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными обучающимися.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется постепенный переход от Комплексного проекта модернизации образования к инициативе «Наша новая школа». Одно из направлений этой инициативы – поддержка талантливых детей. Вхождение России в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях. Качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одарёнными, способными учениками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Следует помнить, что как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. Для развития своих талантов одарённые дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.). О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одарённые дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одарённости". Основная трудность выявления в пору детства признаков одарённости состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста, и не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
- повышенная любознательность – одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
- способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
- отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
- большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
- повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
- яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты: - сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим; - хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают; -попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяют:
а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного..учреждения;
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы:
- рейтинг учащихся;
- классные часы по самоопределению;
- создание портфолио с последующей презентацией; др.
Стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, где каждый может проявить свои способности. Детей, имеющих способности в музыкальном искусстве, с начальной школы ориентирую на получение дополнительного образования в ДШИ им. В.В.Толкуновой. Так же приглашаю детей на занятия школьного кружка «Вокал» и занятия школьного хора. Детям, показавшим способности в области изобразительного искусства, так же рекомендую заниматься в ДШИ, СЮТ.Способные и талантливые в искусстве дети участвуют в концертах, акциях, фестивалях, НПК, ВсОШ по искусству (МХК). Для чёткой целенаправленной работы с одарёнными и способными детьми я использую специальную программу- Программ работы с одарёнными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Это работа со способными и одарёнными в разных областях обучающимися, системное формирование и развитие социально- ценностных компетенций , универсальных учебных действий у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель программы:
выявление способных и одарённых детей; обеспечение возможности творческой самореализации личности обучающихся в различных видах деятельности.
Задачи программы:
-выявление способных и одарённых детей с использованием различных диагностик;
-отбор средств обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, научно-исследовательских навыков, творческих инициатив;
-активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий;
-подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, фестивалям, конференциям различного уровня.
Планируемые результаты для обучающихся: Личностные результаты :
- Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие искусства;
- Воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса как способности эстетически оценивать явления окружающего мира и искусства;
- Овладение средствами создания предмета искусства (способами вокализации, импровизации музыки; методами художественного изображения образов).
Метапредметные результаты:
- Формирование активного отношения к традициям отечественной культуры;
- Обретение творческого опыта, развитие фантазии, интуиции, визуальной памяти.
Предметные результаты:
- Художественное познание мира, понимание роли искусства в жизни человека ;
- Применение различных техник и средств выразительности и изобразительности в музыкально-творческой и художественно-творческой деятельности.
Знать:
- основы изобразительной и музыкальной грамоты;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
- особенности образного языка искусства разных видов и жанров;
- современные, правовые способы получения информации с помощью ИКТ, библиотек в коллективной и индивидуальной творческой, научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, передавать в своих работах на уроке и при выполнении заданий во внеурочной деятельности эмоциональное отношение к искусству;
- высказывать аргументированные суждения о зарубежных и отечественных произведениях искусства «золотого фонда»;
- использовать опыт музыкально-творческой и художественной деятельности на уроках, внеурочных занятиях и повседневной жизни с целью творческой самореализации, ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- участвовать в творческой и научно-интеллектуальной жизни школы, города и другого социокультурного пространства.
Планируемые результаты для учителя:
- формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
- повышение педагогической квалификации, методического мастерства;
- создание картотеки учебных материалов повышенной сложности;
- формирование аналитических материалов о достижениях одарённых и способных обучающихся.
План работы со способными и одарёнными обучающимися
№ п/п | Этапы работы | Формы, содержание работы | Сроки | |
1 | Подготови-тельный | Диагностика. Выявление обучающихся, имеющих большие способности по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство». Учёт индивидуальных возможностей. Беседа об активности познавательной деятельности на уроках, об участии в конкурсах, олимпиадах по искусству, в проектной деятельности. | Сентябрь | |
| Беседа об активности познавательной деятельности на уроках, об участии в конкурсах, олимпиадах по искусству, в проектной деятельности. | Сентябрь | ||
2 | Развиваю-щий | Формирование исследовательских навыков. Индивидуальные задания (составление презентаций, подбор иллюстративного материала, подбор творческих заданий для дополнительной работы на уроке или для внеклассных мероприятий, выбор упражнений, сообщений). | В течении учебного года | |
| Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие информационной культуры школьника. Привлечение одарённых и способных детей к участию в школьных, городских, региональных и Всероссийских концертах, выставках, фестивалях, ВсОШ и дистанц. олимпиадах, конференциях. | В течении учебного года | ||
| Круглый стол «Наши успехи сегодня. А завтра?» (подведение итогов полугодия, беседа о развитии способностей в дальнейшем). | Декабрь | ||
3 | Творческий | Развитие и практическое применение способностей обучающихся. Творческая самореализация школьника. Беседы с классными руководителями о способностях данных обучающихся. Участие в школьных, районных, всероссийских художественно-эстетических и музыкально-эстетических мероприятиях, выставках, концертах. | В течении учебного года | |
| Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых школьников. Беседы с родителями (индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях). | По школьному плану пров. родительских собраний | ||
4 | Исследова-тельский | Индивидуальные и групповые формы работы. Творческие задания, проектная деятельность, участие в олимпиадах, НПК, фестивалях, предметных неделях. | В течении учебного года | |
Привлечение способных детей к оказанию помощи слабоуспевающим ученикам в учебной и внеурочной творческой деятельности. Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | ||||
5 | Аналитиче-ский | Учёт успехов, оценка учебной и внеучебной деятельности. Анализ уровня развития познавательных и творческих возможностей личности обучающегося. Аналитическая беседа «Мои успехи в учебном году». | Май |
Список одарённых и способных обучающихся
№ п/п | Фамилия, имя | Класс |
1 | … | 1 А |
2 | … | 2 А |
3 | 3 А | |
4 | 3 Б | |
5 | 4 Б | |
Отчёт о работе с одарёнными и способными обучающимися
№ п/п | Фамилия, имя обуч-ся | Класс | Выполнение творческих, исследовательских работ, проектов; участие в ВсОШ; участие в НПК; участие в конкурсах, фестивалях, концертах, акциях | Результаты | Оценка | ||
За 1 п-е | За 2 п-е | За год | |||||
1 | … | 1 А | Школьные, муниципальные вокальные конкурсы, акции, концерты | Сертификаты участника, Дипломы | |||
2 | … | 2 Б | МИОП «Лидер», Международная Блиц-олимпиада «Звуки музыки». | Диплом победи-теля, 2 место. | 4 | 5 | 5 |
3 | … | 8 А | Школьные, муниципальные вокальные конкурсы, акции, концерты, ВсОш по искусству (МХК) | Сертификаты участника, Дипломы | 5 | 5 | 5 |
… |
Т.о., в течение учебного года одарённые дети выбирают формы участия в различных мероприятиях, где демонстрируют свои навыки в теории и практике освоения школьных предметов образовательной области «Искусство», стремятся к практическому освоению искусства, участию, а затем и к победам в конкурсах, фестивалях, конференциях, ВсОШ. В конце учебного года мы беседуем об успехах и неудачах, анализируя свои достижения, используемые возможности, а так же намечаем предварительный план на следующий учебный год, следующий этап развития талантов и способностей. Это необходимо для достижения успеха в современном социуме и сегодня, и в будущем.
Информресурсы:
- https://infourok.ru/osobennosti-organizacii-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rabote-s-odarennymi-detmi-4094661.html
- https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/21/porblemy-obucheniya-odarennykh-detey
- https://sportpit68.ru/testy/ustojchivost-odarennosti-eto.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заповеди педагога для работы с одарёнными обучающимися
Педагог должен следовать каким-либо правилам для работы с одарёнными обучающимися...
Выявление на раннем этапе одарённости обучающихся и развитие их художественных способностей
Увлечение искусством и любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и планомерно вести его педагог – профессионал, который донесёт все тонкости художественного мира, науч...
План работы с одарёнными обучающимися
Планирование работы с одарёнными учениками...
Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся
Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...
Проектно-исследовательская деятельность как технология работы с одарёнными обучающимися.
Одарённые, талантливые обучающиеся составляют бесценное национальное достояние нашей страны. В работе с ними использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично- поисковые, про...
Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
Данная презентация - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов....
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»...