Статья "Работа с одарёнными обучающимися. Музыка, ИЗО."
статья

В статье содержится материал о системе работы с одарёнными детьми, таблицы для наглядности о результатах работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_obuchayushchimisya._muzyka_izo.docx28.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными обучающимися.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                         Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

     В настоящее время  в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется постепенный переход от Комплексного проекта модернизации образования к  инициативе «Наша новая школа». Одно из направлений этой инициативы – поддержка талантливых детей. Вхождение России в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях. Качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одарёнными, способными учениками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

   Следует помнить, что как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. Для развития своих талантов одарённые дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

     Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.). О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одарённые дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одарённости". Основная трудность выявления в пору детства признаков одарённости состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста, и не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

   Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

   В области опережающего развития познания отмечается следующее:

  • повышенная любознательность –  одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;  
  • способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
  • отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
  • яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:                                                                                              - сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;                                       - хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;                                                                    -попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";                                                                 преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

   В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяют:

а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного..учреждения;
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

    Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и  условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы:

- рейтинг учащихся;

- классные часы по самоопределению;

- создание  портфолио с последующей презентацией; др.

   Стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, где каждый может проявить свои способности. Детей, имеющих способности в музыкальном искусстве, с начальной школы ориентирую на получение дополнительного образования в ДШИ им. В.В.Толкуновой. Так же приглашаю детей на занятия школьного кружка «Вокал» и занятия школьного хора. Детям, показавшим способности в области изобразительного искусства, так же рекомендую заниматься в ДШИ, СЮТ.Способные и талантливые в искусстве дети участвуют в концертах, акциях, фестивалях, НПК, ВсОШ по искусству (МХК). Для чёткой целенаправленной работы с одарёнными и способными детьми я использую специальную программу- Программ работы с одарёнными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Это работа со способными и одарёнными в разных областях обучающимися, системное формирование и развитие социально- ценностных компетенций , универсальных учебных действий у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

    Цель программы:

выявление способных и одарённых детей; обеспечение возможности творческой самореализации личности обучающихся в различных видах деятельности.

    Задачи программы:

-выявление способных и одарённых детей с использованием различных диагностик;

-отбор средств обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, научно-исследовательских навыков, творческих инициатив;

-активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий;

-подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, фестивалям,  конференциям различного уровня.

      Планируемые результаты для обучающихся:                                                                         Личностные результаты :  

  • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие искусства;
  • Воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса как способности эстетически оценивать явления окружающего мира и искусства;
  • Овладение средствами создания предмета искусства (способами вокализации, импровизации музыки; методами художественного изображения образов).                    

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям отечественной культуры;
  • Обретение  творческого опыта, развитие фантазии, интуиции, визуальной памяти.

 Предметные результаты:

  • Художественное познание мира, понимание роли искусства в жизни человека ;
  • Применение различных техник и средств выразительности и изобразительности в музыкально-творческой и художественно-творческой деятельности.

 Знать:

  • основы изобразительной и музыкальной грамоты;  
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;
  • особенности образного языка искусства разных видов и жанров;
  • современные, правовые способы получения информации с помощью ИКТ, библиотек в коллективной и индивидуальной творческой, научно-исследовательской деятельности.

   Уметь:

  •  видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, передавать в своих работах на уроке и при выполнении заданий во внеурочной деятельности эмоциональное отношение к искусству;
  •   высказывать аргументированные суждения о зарубежных и отечественных произведениях искусства «золотого фонда»;
  •  использовать опыт музыкально-творческой и художественной деятельности на уроках, внеурочных занятиях и повседневной  жизни с целью творческой самореализации, ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
  •  участвовать в творческой и научно-интеллектуальной жизни школы, города и другого социокультурного пространства.

Планируемые результаты для учителя:

  • формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
  • повышение педагогической квалификации, методического мастерства;
  • создание картотеки учебных материалов повышенной сложности;
  • формирование аналитических материалов о достижениях одарённых и способных обучающихся.

План работы со способными и одарёнными обучающимися

№ п/п

Этапы работы

 Формы, содержание работы

Сроки

   1

Подготови-тельный

Диагностика. Выявление обучающихся, имеющих большие способности по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство». Учёт индивидуальных возможностей.

Беседа об активности познавательной деятельности на уроках,  об участии в конкурсах, олимпиадах по искусству, в проектной деятельности.

Сентябрь

   

Беседа об активности познавательной деятельности на уроках,  об участии в конкурсах, олимпиадах по искусству, в проектной деятельности.

Сентябрь

   2

Развиваю-щий

Формирование исследовательских навыков.

Индивидуальные задания (составление презентаций, подбор иллюстративного материала, подбор творческих заданий для дополнительной работы на уроке или для внеклассных мероприятий, выбор упражнений, сообщений).

В течении учебного года

   

Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие информационной культуры школьника. Привлечение одарённых и способных детей к участию в школьных, городских, региональных и Всероссийских концертах, выставках, фестивалях, ВсОШ и дистанц. олимпиадах, конференциях.

В течении учебного года

   

Круглый стол «Наши успехи сегодня. А завтра?» (подведение итогов полугодия, беседа о развитии способностей в дальнейшем).

Декабрь

   3

Творческий

Развитие и практическое применение способностей обучающихся. Творческая самореализация школьника. Беседы с классными руководителями  о способностях данных обучающихся.

Участие в школьных, районных, всероссийских художественно-эстетических и музыкально-эстетических мероприятиях, выставках, концертах.

В течении учебного года

   

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых школьников. Беседы с родителями (индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях).

         По    школьному плану  пров. родительских собраний

   4

Исследова-тельский

Индивидуальные и групповые формы работы. Творческие задания, проектная деятельность, участие в олимпиадах, НПК, фестивалях, предметных неделях.

В течении учебного года

Привлечение способных детей к оказанию помощи слабоуспевающим ученикам в учебной и внеурочной творческой деятельности. Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

   5

Аналитиче-ский

Учёт успехов, оценка учебной и внеучебной деятельности. Анализ уровня развития познавательных и творческих возможностей личности обучающегося. Аналитическая беседа «Мои успехи в учебном году».

Май

Список  одарённых и способных обучающихся

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

1

1 А

2

2 А

3

3 А

4

3 Б

5

4 Б

                  Отчёт о работе с одарёнными и способными обучающимися

№    п/п

Фамилия, имя обуч-ся

Класс

Выполнение творческих, исследовательских работ, проектов; участие в ВсОШ;  участие в НПК; участие в конкурсах, фестивалях, концертах, акциях

Результаты

Оценка

За 1 п-е

За 2 п-е

За год

1

1 А

Школьные, муниципальные вокальные конкурсы, акции, концерты

Сертификаты участника, Дипломы

2

2 Б

МИОП «Лидер», Международная Блиц-олимпиада «Звуки музыки».

Диплом победи-теля, 2 место.

4

5

5

3

8 А

Школьные, муниципальные вокальные конкурсы, акции, концерты, ВсОш по искусству (МХК)

Сертификаты участника, Дипломы

5

5

5

   Т.о., в течение учебного года одарённые дети выбирают формы участия в различных мероприятиях, где демонстрируют свои навыки в теории и практике освоения школьных предметов образовательной области «Искусство», стремятся к практическому освоению искусства, участию, а затем и к победам в конкурсах, фестивалях, конференциях, ВсОШ.  В конце учебного года мы беседуем об успехах и неудачах, анализируя свои достижения, используемые возможности, а так же намечаем предварительный план на следующий учебный год, следующий этап развития талантов и способностей. Это необходимо для достижения успеха в современном социуме и сегодня, и в будущем.

Информресурсы:

  1. https://infourok.ru/osobennosti-organizacii-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rabote-s-odarennymi-detmi-4094661.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/21/porblemy-obucheniya-odarennykh-detey
  3. https://sportpit68.ru/testy/ustojchivost-odarennosti-eto.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заповеди педагога для работы с одарёнными обучающимися

Педагог должен следовать каким-либо правилам для работы с одарёнными обучающимися...

План работы с одарёнными обучающимися

Планирование работы с одарёнными учениками...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...

Проектно-исследовательская деятельность как технология работы с одарёнными обучающимися.

Одарённые, талантливые обучающиеся составляют бесценное национальное достояние нашей страны. В работе с ними использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично- поисковые, про...

Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе

Данная презентация  - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов....

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»...