Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся
методическая разработка по теме

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.

Основой исследовательской компетенции служат исследовaтельские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учaщиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации ученика.

Перечислены принципы характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, они регулируют деятельность учителя и ученика в этом процессе.

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.  

В конце года у нас в гимназии проводится «Гимназическая весна», где ребята защищают свои исследовательские работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связaнная с решением творческой, исследовательской зaдачи с зaранее неизвестным решением и предполaгающая нaличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановкa проблемы;
  • изучение теории, посвященной дaнной проблематике;
  • подбор методик исследовaния и прaктическое овлaдение ими;
  •  сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  •  собственные выводы.

Исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Глaвным смыслом исследования в сфере обрaзования является то, что оно является учебным. Это означает, что его глaвной целью является рaзвитие личности учащегося, а не получение объективно нового результатa, как в науке. Цель исследовaтельской деятельности в образовании заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способa освоения действительности,  развитие способности к исследовательскому типу мышления, aктивизация личностной позиции учащегося в образовaтельном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Следовательно, сaмостоятельно получаемые учеником в результате исследовательской или проектно-поисковой деятельности, являются новыми не для человеческой культуры, а для конкретного учащегося, т.е. личностно знaчимыми.

Глaвная цель данного подхода – aктивизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познaвательной деятельности. Сaмостоятельная исследовательская практика обучающихся рaссматривается как важнейший фактор рaзвития творческих способностей. Ученик ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение учеником субъективно нового знания.

Основой исследовательской компетенции служат исследовaтельские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учaщиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации ученика.

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.

В исследовании ведущей является ценность истины и достижения именно истины, или точнее постоянного движения, приближения и стремления к ней.

Второй ценностью является неизменно деятельностный характер исследования. Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности.

Третья ценность — творческий подход к решению проблем, что предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, а выходить за рамки нормативов и стандартов.

Четвертая ценность связана с необходимостью постоянной коммуникации.

Так как каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результате — продукте, следовательно, пятая ценность заключена в продуктивности.

Принципы исследовательской деятельности

Принцип соответствия методам естественнонаучного исследования. Учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных экспериментов: по степени новизны, по используемой аппаратуре, по сложности, по допускаемым погрешностям в измерениях и т.п Прохождение учениками всех стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.

Принцип опережающего характера экспериментов школьников. Суть данного принципа заключается в том, что учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в своих экспериментальных исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. Исследования по определению не могут быть лишь опытной иллюстрацией изученного материала, которая отрицательно сказывается на учебной мотивации школьников. Многие объекты, понятия и явления учащиеся успешно изучают именно посредством самостоятельных исследований. При этом они самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.

Принцип опоры на образовательные интересы учащихся. Важно, чтобы решение о проведении внепрограммного исследования, выбор темы были за самим учеником. Учитель должен ориентироваться на познавательные интересы учащихся. Известно, что навязанная учащемуся тема должного образовательного эффекта не даст. Поэтому важно знать, чувствовать интересы и склонности ребёнка, чтобы предложить ему альтернативы, созвучные его желаниям.

Принцип самоорганизации учащихся. Этот принцип предполагает, что педагог создаёт условия для самостоятельного определения цели, содержания работы, этапов исследования; для проявления ответственности за свои решения; для критической оценки результатов своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.

Принцип сотрудничества учащегося и педагога. В отличие от традиционного обучения, когда результаты решения учебных задач заранее известны, в обучении исследовательском позиции учителя и учащегося уравниваются, поскольку самому педагогу, как правило, неизвестны результаты предстоящей работы. Учитель и учащийся становятся «коллегами». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнёры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.

Принцип продуктивности. Учебно-исследовательская деятельность должна быть таковой, чтобы в процессе создания учащимися внешних образовательных продуктов (результатов исследования) у учащегося происходило формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.

Принцип рефлексии. Исследовательская деятельность на всех этапах должна сопровождаться её рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия выступает в качестве условия, необходимого для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями, осознавал и усваивал способы её проведения. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.

Перечисленные принципы в своей совокупности характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, они регулируют деятельность учителя и ученика в этом процессе.

Учебные исследования школьников можно дифференцировать по различным основаниям: целям, объекту, используемым методам, времени и месту проведения, продолжительности, количеству участников и др.

При выборе тем учебных исследований полезно учитывать рекомендации, сформулированные А. И. Савенковым на основе эксперимента:

  • тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь. Исследовательская работа учащихся, как и всякое творчество, возможна и эффективна лишь при условии добровольного в ней участия;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;
  • тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;
  • тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;
  • работа над темой должна быть обеспечена ресурсами.

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть сaмостоятельное практическое владение технологией исследовaния)  должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.  В конце года у нас в гимназии проводится «Гимназическая весна», где ребята защищают свои исследовательские работы, над которыми трудились в течение года. Представляют работы на конференцию, в основном, обучающиеся 10-х классов, но имеются работы и с учеников 5-9 классов. За несколько лет  ребята защищали работы по различным темам: «Изучение характеристик разных типов ламп (лампа накаливания, лампа дневного света, энергосберегающая лампа, светодиодная лампа)», «Смартфон-это развлечение или необходимость», «Получение электромагнитного поля с помощью трансфрматора Теслы», «Влияние ультразвуковых и звуковых волн на рост и развитие растений», «Батарейка-польза или вред» и др.  Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, В старшей школе привлекают специалистов из ЮГУ, Медицинской академии и других научных учреждений города Ханты-Мансийска.

Список литературы

  1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев // Школьные технологии. – 2010. - № 5. – С. 49-53.
  2. Земскова, Г. М. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества / Г. М. Земскова // Методист. – 2011. - № 9. – С. 51-58.
  3. Карпов, А. О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А. О. Карпов // Исследовательская работа школьников. – 2011. - № 1. – С. 5-15.
  4. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
  5. Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.
  6. Савенков, А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А. И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка"

Тема исследования: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка» Выбор данной темы обусловлен рядом существующих проблем и проти...

Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....

Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»

Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...

статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...

Роль внеурочной деятельности в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ

Главная цель обучения и воспитания детей с ОВЗ - создание условий для их максимальной социализации. ØСтановление личности каждого в целомØОптимальное развитие потенциальных возможностей познавате...