Культура образовательного диалога
статья

Статья посвящена анализу понятия "образовательный диалог" в рамках современных педагогических реалий. Отдельно автор рассматривает роль образовательного диалога в системе гуманитарного знания, а именно в контексте иноязычного образования. Кроме того, анализируется потенициал образовательного диалога как инструмент преодоления эмоционального выгорания педагогов и обучающихся. Автор приходит к выводу: образовательный диалог становится альтернативой односторонней передачи знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст статьи8.34 КБ

Предварительный просмотр:

Культура образовательного диалога

Субъектно-субъектный подход является одной из ведущих тенденций современного образования, в этой связи образовательный диалог становится ключевой формой общения преподавателей и студентов.

Образовательный диалог — это форма взаимодействия, направленная на постижение законов объективной реальности, а также на всестороннее развитие участников образовательных отношений с учетом их личных особенностей, интересов и потребностей. Культура образовательного диалога подразумевает взаимное уважение его участников, рассмотрение и принятие различных точек зрения на определенные вопросы, толерантность к ошибкам, готовность к преодолению трудностей и постоянному саморазвитию.

Особенно важное место образовательный диалог занимает в системе гуманитарного знания, центром которого, согласно антропоцентрической парадигме, является человек как субъект сознательной деятельности. Так, при изучении исторических событий или фактов культуры необходимы такие формы работы, как обсуждение дискуссионных вопросов, а также дебаты как средство развития критического мышления и поиска истины. Таким образом, передача сухих фактов превращается в процесс взаимного обогащения внутреннего мира участников образовательного диалога.

В процессе изучения иностранного языка образовательный диалог также становится основной формой работы. Так, при изучении лексических единиц необходимо вводить их в личностный контекст, обсуждая возникающие ассоциации и примеры ситуативного употребления. Грамматический материал в первую очередь должен иметь коммуникативный потенциал, а также возможность заменять определенные конструкции на более актуальные, не выходящие, однако, за рамки литературной нормы. При освоении монологической речи необходимо обеспечивать её диалогический потенциал, так как любое высказывание имеет конкретную коммуникативную цель и вызывает определенную, пусть и пассивную, реакцию слушающего. Особенно важную роль в процессе иноязычного образования играет постижение культуры страны изучаемого языка как части мировой культуры и в её взаимосвязи с родной культурой говорящего. Таким образом, механическое запоминание языковых явлений сменяется на их личностное присвоение (интериоризацию). Кроме того, развивается способность и готовность обучающихся к ведению диалога культур.

Расширение международного взаимодействия в сфере образования создает возможности для обмена опытом и ведения межкультурного диалога в рамках одной аудитории. Отсюда вытекает необходимость в преодолении межкультурных барьеров и стереотипов. Следовательно, культура образовательного диалога включает готовность преподавателей и студентов к межкультурной коммуникации в рамках учебной аудитории и за её пределами.

Кроме того, образовательный диалог можно рассматривать как способ преодоления эмоционального выгорания преподавателей и студентов, что является одним из вызовов современной системы образования. Взаимодействие предоставляет возможность получить двустороннюю обратную связь. Так, учитель анализирует результаты своей работы, опираясь не на данные контроля, а на личностный отклик учеников. Обучающиеся в свою очередь ощущают личностную значимость материала, что, безусловно, повышает мотивацию и развивает положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений развития современного образования можно считать образовательный диалог как альтернативу односторонней передачи информации от преподавателя к студенту.

Молчанов С.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Микромодель стимулирования педагогов физической культуры образовательного учреждения

На наш взгляд, в целях эффективности формирования системы стимулирования педагогов физической культуры образовательного учреждения необходимо уделить более пристальное внимание обучению, переподготовк...

Педагогический практикум учителей мировой художественной культуры образовательных учреждений Республики Крым.

03.09.2015 в городе Алушта состоялось проведение педагогического практикума учителей мировой художественной культуры образовательных учреждений Республики Крым по теме: «Формирование духовной культуры...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Большое пленарное заседание»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Большое пленарное заседание»...

Стратегия формирования и развития организационной культуры образовательной организации

Исследование организационной культуры образовательного учреждения. Корпоративная культура образовательного учреждения - это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей о...

Имидж руководителя в управлении корпоративной культурой образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Тема «имидж руководителя» активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все схо...

«Формирование корпоративной культуры образовательной организации»

Значимость развитой корпоративной культуры в эффективном функционировании организации является общепризнанной во всем мире. Современные исследователи считают, что корпоративная культура является мощны...