Доклад "Внеурочная проектная деятельность"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
На данный момент существует много исследований и научных работ по теме проектной деятельности. Задачей стало поделиться многолетним проектно-исследовательским научным опытом нашей школы и некоторыми личными наработками. Тема актуальна для каждого образовательного учреждения, так как проектно-исследовательскую деятельность необходимо использовать по каждому предмету, так и для разработки индивидуальных проектов в 9-10 классах.
Курс "Внеурочная проектная деятельность" поможет осуществить подготовку проектов учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vneurochnaya_proektnaya_deyatelnost.docx | 537.57 КБ |
vneurochnaya_proektnaya_deyatelnost.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Внеурочная проектная деятельность»
В современной российской школе, в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, перед каждым учителем стоит задача научить ребенка ориентироваться в реалиях современного информационного общества, самостоятельно приобретать знания и анализировать полученную информацию.
Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектно-исследовательская деятельность.
Организация проектно-исследовательской деятельности является частью современного образования. Одна из главных задач - как внедрить в образовательный процесс проектно-исследовательскую деятельность и в итоге оценить результат проделанной работы.
На данный момент существует много исследований и научных работ по теме проектной деятельности. Задачей стало поделиться многолетним проектно-исследовательским научным опытом нашей школы и некоторыми личными наработками.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь Вильям Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». Обучение строилось на активной основе, опираясь на интересы ученика. Важно было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них И для решения этой проблемы, ребенок применял все свои умения и знания в ходе работы.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. С 1919 года под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, монопредметными и межпредметными, долгосрочными и краткосрочными. Могут быть представлены в разном исполнении – от устных кратких сообщений до научно-исследовательских работ.
Способ проектов - система преподавания, при которой задачей учащихся становится приобретение определенных знаний в процессе изучения проблемы, планирования и выполнения плана, постепенно усложняя задания. Можно сказать, что данная методика держится на «трех китах»: самостоятельность, активность и эффективность работы.
Использование или даже только внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках является комплексом формирования универсальных учебных действий, которые дают возможность:
- обеспечить учащимся возможность самостоятельно организовывать работу, ставить перед собой достигаемые цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, адекватно оценивать результат проделанной работы;
- создать условия для развития и самореализации личности и сотрудничать с педагогом и сверстниками. «Умение учиться» дает возможность личности быть готовым к непрерывному образованию, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечивать успешное усвоение полученной информации, формирование компетентностей в любой учебной дисциплине.
Особенно интересен и познавателен многолетний опыт нашей школы в научной работе с учащимися. ШУНО – школьное ученическое научное общество существует много лет. Представляет собой добровольное объединение учащихся, которые хотят заниматься учебно-исследовательской деятельностью в разных областях науки под руководством учителей-наставников, научных руководителей. Участие в ШУНО помогает выявить одаренных детей, развивать их способности. ШУНО повышает авторитет знаний.
Есть две возрастных группы:
- «Хочу все знать!» 4–6 класс. Виды работ – сообщения, реферат, доклад, проект.
- «Первая ступень к науке» 7–11 класс. Виды работ – проблемно-реферативная, реферативно-экспериментальная, учебно-исследовательская и другие.
Секции: иностранные языки, естественные, технические, гуманитарные, обществоведческие науки.
Учащиеся подают заявку на представление своей работы в школьном конкурсе. Конкурс проходит в два этапа – предзащита и участие в школьной конференции. Лучшие работы публикуются на сайте школы или в печатных изданиях ШУНО, получают дипломы, грамоты и ценные подарки.
Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания»
Пример: «Искусство маркетинга. Манипулирование человеческими потребностями посредством рекламы». Проблемно-реферативная работа по обществознанию. Ученица 7А класса Рябова Таисия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План доклада
Понятие проектной деятельности
Цели и задачи проектной деятельности «Путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения» Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2014. № 4. 82-90 с. Проектно-исследовательская деятельность дает необходимую возможность учить таким образом, чтобы через поставленную проблему достигнуть мыслительной деятельности учащихся, усовершенствовать их коммуникативные способности и по определенным критериям оценивать итоговую работу. Проектно-исследовательская деятельность – это самостоятельный отбор конкретных знаний, освоение основных правил и действий, создание нового и творческого продукта. В основном эта деятельность ориентирована на практику, решение проблемы, реально вставшей перед учащимся основной школы.
Проектно-исследовательская деятельность в рамках ФГОС В проектной работе ставится акцент на метапредметные результаты : умение объяснять явления и процессы социальной действительности с разных позиций науки; рассматривать эти умения комплексно; умение выполнять и осваивать самостоятельно познавательные и практические задачи; использовать проектно-исследовательскую деятельность с уклоном на практику; умение анализировать реальные жизненные ситуации; выбирать нужные способы работы, в том числе поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме; уметь воспроизвести информацию из одного знакового механизма в другой При такой плодотворной работе создаются практически все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
ШУНО – школьное ученическое научное общество Школа 98 Калининского района
Курс внеурочной проектно-исследовательской деятельности
Краткое содержание курса для 7-го класса Знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности Работа с элементами проектной деятельности (план, эссе, схемы, таблицы, кластеры, наглядные материалы и т.д.) Выбор темы с учетом интересов и актуальности для учащегося. Планирование деятельности. Работа с разными информационными источниками. Составление и оформление презентаций или видео Составление и оформление реферативных работ Практическая часть исследований Защита проектов. Оценка проектов учителем.
Что дает ученику проектная деятельность Интересный творческий процесс. Умение правильно работать с источниками информации Умение планировать, умение анализировать и синтезировать информацию, делать суждения, выводы и умозаключения Возможность индивидуальной работы с учителем-наставником Бесценный исследовательский опыт по актуальной для учащегося теме, который может быть использован в будущей взрослой жизни Познание своих интеллектуальных и психологических возможностей, выработка практических умений и навыков Обучение самоконтролю; формирование более высокой самооценки, уверенности в своих силах
Что дает учителю проектная деятельность Интересный творческий процесс Возможность индивидуального подхода к каждому ученику Более глубокое и детальное исследование по теме проекта Понимание психологических процессов подросткового возраста Рост авторитета учителя в глазах ученика Передача своего научного и жизненного опыта ученику Возможность эффективной работы с учениками разного уровня подготовки
Заключение С истемно-деятельностный подход является основой ФГОС, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность , через эту деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Создание основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом (формирование универсальных учебных действий). Поэтому одним из самых эффективных и оптимальных видов внеурочной деятельности является проектно-исследовательская деятельность - ф орма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта – проектной работы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...