Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на учебных занятиях
статья
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на учебных занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС
(расстройства аутистического спектра)»
Учитель: Шерер А.В..
Санкт-Петербург
2021
В работе с аутичными детьми главной задачей является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе.
Адаптационный период работы может занять длительное время, чаще всего он растягивается на период от одной недели до нескольких месяцев.
Дети с РАС нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, поэтому работа педагога должна быть направлена на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
Расстройства спектра аутизма симптоматически не однородны. Аутизм требует точной дифференциальной диагностики. Нет двух похожих случаев аутизма. Каждый ребенок ведет себя индивидуально.
Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.
Для наиболее эффективной работы с детьми, имеющими РАС необходимо каждое занятие учитывать их индивидуальные особенности, но при этом, есть определенные принципы, приемы и этапы построения занятия, которые важно учитывать.
Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту, освоению им навыков социального взаимодействия.
При организации занятий с детьми с диагнозом РАС следует придерживаться следующих принципов:
-сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к занятиям;
-зафиксировать время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения;
-постепенно закрепить определенную последовательность действий при подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия;
-в конце следует обязательно похвалить ребенка.
Эти простые, на первый взгляд, меры в организации учебного процесса приобретают в случае раннего детского аутизма особое значение: освоение навыков поведения на занятии даётся такому ребенку значительно труднее, чем собственно учебные навыки.
Что касается содержательной стороны занятия, то следует использовать следующие приемы:
-необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия (ритуалы приветствия и прощания, переход от одного вида деятельности к другому по определенному сигналу, по визуальному расписанию, в определенной последовательности и т.д.);
-каждое упражнение и задание обыгрывается, привязывается, по возможности, к интересам ребенка;
-занятие легче проводить, если его элементы связанны единым сюжетом;
-используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление (эмоциональное поощрение, игрушка конфета).
Следует обратить внимание на тот факт, что любые задания предлагаются в наглядной форме с простыми объяснениями, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.
Работа с детьми должна проводиться пошагово.
Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать.
Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать.
Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
Структура занятий
Вводная часть: ритуал приветствия, игры на привлечение внимания, установление эмоционального контакта (10-15 % времени занятия).
Основная часть:
- игры на развитие предметно-манипулятивной деятельности, крупной и мелкой моторики;
- игры и упражнения на формирование речи, развитие произвольного внимания и памяти, мышления и воображения, представлений об окружающем и т.д;
- физминутки, психогимнастика;
- игры и упражнения на развитие навыков коммуникации, социального взаимодействия;
- сенсорные игры для развития зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового восприятия, снятия эмоционального напряжения.
Заключительная часть: рефлексия, ритуал прощания.
Длительность занятия 20-30 минут (10-15 % времени занятия).
Ранее было сказано о том, что для каждого конкретного ребенка с направления коррекционной работы подбираются индивидуально. Но все описанные выше приёмы, принципы, шаги и структура организации занятий универсальны и необходимы каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».
Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...
Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...
Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Обеспечение системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в осв...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...