Выступление на педагогическом совете
опыты и эксперименты

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.odt32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения учебной мотивации к обучению на уроках литературы.

Современная система образования ориентирована на подготовку молодежи к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому, сегодня одной из важнейших задач педагогики является формирование личности учащегося, способной творчески освоить сложности бытия на основе овладения ценностями культуры и искусства. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности.

Но литература может повлиять на формирование подростка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но и на обществе в целом. Дать знания, развить навыки и умения –  не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги. Делать это можно по-разному.

 Мы ежедневно сталкиваемся с демотивированностью основной массы обучающихся, падением интереса к изучению русского языка и литературы. Существует много различных причин снижения мотивации учения. Психологи выделяют, прежде всего:

- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся;

- невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие молодежи друг с другом;

- низкий уровень знаний учащихся;

- несформированность у обучающихся учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

- отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем;

Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым преподавателем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у обучающихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Использование ИКТ как средства повышения учебной мотивации.  

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новые стандарты образования ставят перед нами задачи подготовки учащегося, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. В связи с этим происходит смена образования: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет. Уходят в прошлое традиционные формы передачи информации (устная и письменная речь), уступая место современным активным технологиям, технологиям деятельностного подхода, компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.  Поэтому надо опираться на интерес современной молодежи, а сегодня для них наиболее привлекательны достижения технического прогресса. Студенты, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плейерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. 
Отсюда вытекает педагогическая идея использовать информационно-коммуникационные технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонёк жажды знаний.

Остановимся на уроках изучения биографии писателя с использованием ИКТ. 
Уроки изучения биографии писателя – самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал(фотографии , репродукции , иллюстрации), который можно найти в сети Internet , на диске «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , помещать тексты цитат писателей , высказывание современников.
 
Цель урока – презентации по биографии писателя –  способствовать созданию живого , яркого , порой противоречивого образа писателя.
 
Формы проведения – лекция, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы.
 
Отбор материала , изучаемого на уроке , и формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу и по жизненным этапам. Например, презентация к уроку «Жизнь творчество Л.Н.Толстого» составлена по хронологическому принципу :
 
 детство и  юность;
 военная служба на Кавказе. Крымская кампания;
 Петербург, заграничные путешествия,педагогика; 
 уход;
 музей в Ясной Поляне, карта Ясной Поляны.

При создании презентации  необходимо избегать перенасыщенности слайдов текстом , так как это затруднит восприятие материала. Показ слайдов сопровождается рассказом преподавателя или ученика. 
Раздаточным материалом могут быть тексты произведений , высказывания современников о личности писателя.
 
Естественно, что использование современной техники на каждом занятии нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый преподаватель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
 

Эффективность любого занятия определяется не тем, что даёт детям преподаватель, а тем, что они взяли в процессе обучения. В заключение хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами.  ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на занятиях должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...