Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
учебно-методический материал
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.
Исходя, из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми; - создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Основой стандартов второго поколения является системнодеятельностный подход, то есть основой обучения становится не воспроизводящая деятельность, а творческая, при которой большая часть знаний усваивается путем самостоятельного поиска информации или при решении познавательных задач. В стремлении к совершенствованию, повышению результативности работы использую элементы различных технологий обучения:
- Технология опорных конспектов;
- Проблемное обучение;
- Исследовательские модели обучения;
- Технология эвристического обучения;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология кооперативного обучения («Сингапурская методика»)
- Смешанное обучение («Перевернутый класс», «Смена рабочих зон»)
- Игровые технологии
В моей практике накоплен значительный опыт в применении технологии на уроках биологии развивающего обучения по системе Шаталова. На основе его системы применяю технологию листов опорных конспектов (ЛОК). Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. С помощью опорных конспектов и сигналов школьники хорошо усваивают сложные темы. Методическая система В.Ф.Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами или опорными плакатами при ответе у доски. Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих.
1.Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнять абзацы между взаимосвязанными опорными сигналами. Одновременное выполнение нескольких умственных операций ведет к переутомлению или к непродуктивному выполнению каждой из этих операций.
2.Упрощается оперирование новыми терминами, именами, датами, а это, в свою очередь, приводит к неожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты.
3.Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате урока.
Система Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки.
На моем сайте вы можете познакомиться с материалами для проведения уроков биологии в 7 классе https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/04/02/konspekt-uroka-na-temu-bakterii
Опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанное знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. «Заразить» ребят поиском путей решения заданной проблемы - вот основная задача технологии проблемного обучения. Часто создаю на уроках биологии различные проблемные ситуации, стимулируя школьников к формированию положительных мотивов к учебному процессу: появляется интерес, овладевают исследовательскими навыками, приобщаются к творческой мыслительной деятельности. Так, например, в 8-м классе при изучении темы «Гормоны, их функций и классификация», на уроке создаю проблемные ситуации: «Почему нервная и гуморальная системы взаимосвязаны?», «Почему гормоны могут оказывать действие на различные органы находясь отдаленно от них?». С помощью анализа причинно-следственных связей, поиска путей доказательства гипотез, выводов, у учащихся углубляются и расширяются знания о новых факторах подстилающей поверхности, влияющие на климат.
Еще одной плодотворной технологией в моей работе является технология эвристического обучения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества. Что же такое эвристика? Термин происходит от греческого "heuresko" отыскиваю, открываю. Цель эвристического обучения — показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности.
Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Своё начало эвристическое обучение берет со времен древних философов. Еще Сократ ставил перед своими учениками вопросы, побуждающие их к размышлению.
Эвристическое обучение-это маленькое открытие, совершенное учеником, это процесс активизирующий познавательную и творческую активность. Ученик не получает от учителя готовые знания, а сам должен овладеть знаниями о предмете, явлении или процессе. – методом проб и ошибок, но подвести его к проблеме должен учитель. В результате ответы могут быть самые разнообразные: правильные и неправильные, логичные и не логичные, но надо понимать, что и цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация учащихся. И только после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и уже совсем по-другому переосмысливает его.
В эвристическом обучение выделяют ряд принципов:
-личностное целеполагание ученика;
-выбор индивидуальной образовательной траектории;
-метапредметные основы содержание образования;
-продуктивность обучения;
-первичность образовательной продукции учащегося;
-ситуативность обучения;
-образовательная рефлексия.
Эвристическое обучение, тесно связано и с развивающим, и с личностно-ориентированным и проблемным обучением однако между ними существует отличие: в выше перечисленных формах обучение, учитель передает опыт ученику, используя нестандартный способ, путем постановки познавательной проблемы. И это может быть частью или первым этапом эвристического обучения, а эвристическое обучение подразумевает использование учеником личного опыта. Конечно, никто не отменяет классического традиционного обучения и использовать эвристическое обучение как сопутствующее и дополнительное необходимо, хотя бы для мотивации к обучению учащихся и привитии интереса к предмету. Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов.
Формы Эвристического обучения:
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, квесты, творческие конкурсы, деловые и ролевые игры
Цель эвристического обучения:
Метод погружения в течение некоторого времени происходит погружение. Представьте вы на машине времени попали в Древнюю Грецию, затем в эпоху Средневековья, затем в эпоху Великих географических событий, а затем в 50-е годы нашего века.
Метод вживания: ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри.
Например, стать цветком или пчелой.
Метод символического видения. Изобразить в виде символов объекты, события и т.д.
Например, изобразите органоиды клетки схематично в виде человечков, выполняющих ту или иную работу (функцию).
Метод образного видения. Учащиеся представляют, глядя на объект, те образы, которые они видят.
Например, Представьте, что вы маленький летательный аппарат и вы двигаетесь по пищеварительному тракту, какие вы картины можете нарисовать. (Затем, познакомить с музеем человеческого тела в Амстердаме.)
Метод смыслового видения.
Почему палочник такой формы и окраски?
Почему у верблюда есть горб и для чего он нужен?
Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
Парные сочетания Как?-Когда?
Как?-Когда?и Кем? Был открыт фотосинтез.
Ролевые игры : Суд над Паразитическими простейшими, Круглыми червями, Плоскими червями, клещами
Проблемная лекция: Почему сосна в лесу. В поле, на утесе имеет разную форму кроны
Почему у стрелолиста разное строение листьев
Какие изменения произошли бы на планете Земля если бы не стало Человека?
Креативные задания: Дать определение изучаемому объекту, явлению.
Придумать задание, сказку, составить кроссворд, игру, викторину, изготовить модель.
Изготовить памятку: Источник информации--- перехватчик информации(или посредник)---приемник информации
Анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный и др.
Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений: Если дерево распилить поперек по середине сколько вегетативных и сколько генеративных органов будет у каждой части.
Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные": В реке плавали 10 карасей и 5 ершей. Рыбак поймал 7 рыб попался ли хоть один карась).
Задачи на придумывание способов обозначения схематизации и символизации различных отношений: Вены артерии капилляры. Обозначьте их схематически и покажите расположение в теле человека.
Задачи на комбинаторные действия: На участке в 6 соток посадите разные виды растений,
Результаты применения технологии эвристического обучения представлены в виде творческих работ на сайтах https://nsportal.ru/node/4779202 , https://infourok.ru/prezentaciya-po-metodicheskoj-razrabotke-na-temu-evristicheskoe-obuchenie-5130841.html
В настоящее время в своей работе большое внимание уделяю организации совместной деятельности учащихся, предусматривающее вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой совместной работы является обучение в сотрудничестве (Кооперативное обучение «Сингапурская методика») о методу доктора С. Кагана (Cooperative learning, Kagan’s structures). Cooperative learning - успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы, каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы взаимодействия для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, но и за помощь товарищам по команде, в результате чего создается атмосфера успеха. Учащиеся работают над заданием до тех пор, пока все члены группы поймут и завершат его. Согласно стратегии «Cooperative learning» обучение происходит в команде (группе), эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов – PIES, где P (Positive Interdependence) предлагает позитивное взаимодействие между участниками команды, I (Individual Accountability) – осознание индивидуальной ответственности, E (Equal Participation) – равное участие, S (Simultaneous Interaction) – одновременное взаимодействие. Стратегия «Cooperative learning» предполагает структурный подход.
Несомненным достоинством структур является позитивное взаимодействие участников. Учителю необходимо изменить атмосферу в классе. Необходимо поддерживать попытки учеников рисковать, пробовать собственные варианты, не боясь совершать ошибки. При благоприятном психологическом климате у ученика происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием формирования чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самосовершенствованию.
Конспект урока по «Сингапурской методике» https://nsportal.ru/node/4961296
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию и изменение принципов организации образовательного процесса. Широкое использование информационных технологий, включающих в себя дистанционное или электронное обучение актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Как эффективный компонент электронного обучения и дистанционной образовательной технологии в своей практике второй год использую технологию смешанного обучения. Структура смешанного обучения может варьироваться, существует множество форм и способов организации смешанного обучения. Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны. Изучив модели смешанного обучения, наиболее эффективными и подходящими к условиям лицея стали две модели: перевернутое обучение, смена рабочих зон (ротация станций).1) Перевернутое обучение (flipped learning) -самая популярная в мире модель использования интернет-технологий представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда, и метафора «перевернутого класса»).
В использовании этой модели я заметила сильные стороны этого вида обучения:
∙ Заинтересованные ученики работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников.
∙ Увеличивается время на индивидуальное обучение.
∙ Общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень.
∙ Хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное. Учитель записывает на веб-камеру или делает запись с помощью специальных программ объяснение нового материала и размещает его на странице своего сайта, блога, делает рассылку ученикам на материал в youtube, vk, fasebok либо ученик может просто записать материал на свой информационный носитель. Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз теоретические блоки. А на уроке учитель имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса. Не скрою, меня тоже заинтересовал такой инновационный подход в обучении, и я стала постепенно втягиваться в этот эксперимент. Сразу замечу, что на подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному.
2) Смена рабочих зон (ротация станций). Эту модель реализую как для одного класса, так и для параллели. Предварительно делю класс на 3 группы не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. Обычно класс делю на зоны: зона работы с учителем, зона групповой работы, зона online, в каждой из которых занимается отдельная группа. Каждая группа работает в 3-х указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока и предоставляет отдельный продукт. Использование данной модели является наиболее целесообразным, где изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Такие уроки ученикам очень нравятся, ведь каждый может проявить себя как лидер и получают удовольствия от проведения таких уроков. Материалы по обобщению данного опыта опубликованы https://infourok.ru/user/balzhieva-marina-aranzaevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Использование образовательных технологий на уроках биологии
Использование образовательных технологий на уроках биологии...
Обобщение опыта работы учителя биологии по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с ...