Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
учебно-методический материал
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 180.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.
Исходя, из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми; - создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Основой стандартов второго поколения является системнодеятельностный подход, то есть основой обучения становится не воспроизводящая деятельность, а творческая, при которой большая часть знаний усваивается путем самостоятельного поиска информации или при решении познавательных задач. В стремлении к совершенствованию, повышению результативности работы использую элементы различных технологий обучения:
- Технология опорных конспектов;
- Проблемное обучение;
- Исследовательские модели обучения;
- Технология эвристического обучения;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология кооперативного обучения («Сингапурская методика»)
- Смешанное обучение («Перевернутый класс», «Смена рабочих зон»)
- Игровые технологии
В моей практике накоплен значительный опыт в применении технологии на уроках биологии развивающего обучения по системе Шаталова. На основе его системы применяю технологию листов опорных конспектов (ЛОК). Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. С помощью опорных конспектов и сигналов школьники хорошо усваивают сложные темы. Методическая система В.Ф.Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами или опорными плакатами при ответе у доски. Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих.
1.Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнять абзацы между взаимосвязанными опорными сигналами. Одновременное выполнение нескольких умственных операций ведет к переутомлению или к непродуктивному выполнению каждой из этих операций.
2.Упрощается оперирование новыми терминами, именами, датами, а это, в свою очередь, приводит к неожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты.
3.Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате урока.
Система Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки.
На моем сайте вы можете познакомиться с материалами для проведения уроков биологии в 7 классе https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/04/02/konspekt-uroka-na-temu-bakterii
Опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанное знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. «Заразить» ребят поиском путей решения заданной проблемы - вот основная задача технологии проблемного обучения. Часто создаю на уроках биологии различные проблемные ситуации, стимулируя школьников к формированию положительных мотивов к учебному процессу: появляется интерес, овладевают исследовательскими навыками, приобщаются к творческой мыслительной деятельности. Так, например, в 8-м классе при изучении темы «Гормоны, их функций и классификация», на уроке создаю проблемные ситуации: «Почему нервная и гуморальная системы взаимосвязаны?», «Почему гормоны могут оказывать действие на различные органы находясь отдаленно от них?». С помощью анализа причинно-следственных связей, поиска путей доказательства гипотез, выводов, у учащихся углубляются и расширяются знания о новых факторах подстилающей поверхности, влияющие на климат.
Еще одной плодотворной технологией в моей работе является технология эвристического обучения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества. Что же такое эвристика? Термин происходит от греческого "heuresko" отыскиваю, открываю. Цель эвристического обучения — показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности.
Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Своё начало эвристическое обучение берет со времен древних философов. Еще Сократ ставил перед своими учениками вопросы, побуждающие их к размышлению.
Эвристическое обучение-это маленькое открытие, совершенное учеником, это процесс активизирующий познавательную и творческую активность. Ученик не получает от учителя готовые знания, а сам должен овладеть знаниями о предмете, явлении или процессе. – методом проб и ошибок, но подвести его к проблеме должен учитель. В результате ответы могут быть самые разнообразные: правильные и неправильные, логичные и не логичные, но надо понимать, что и цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация учащихся. И только после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и уже совсем по-другому переосмысливает его.
В эвристическом обучение выделяют ряд принципов:
-личностное целеполагание ученика;
-выбор индивидуальной образовательной траектории;
-метапредметные основы содержание образования;
-продуктивность обучения;
-первичность образовательной продукции учащегося;
-ситуативность обучения;
-образовательная рефлексия.
Эвристическое обучение, тесно связано и с развивающим, и с личностно-ориентированным и проблемным обучением однако между ними существует отличие: в выше перечисленных формах обучение, учитель передает опыт ученику, используя нестандартный способ, путем постановки познавательной проблемы. И это может быть частью или первым этапом эвристического обучения, а эвристическое обучение подразумевает использование учеником личного опыта. Конечно, никто не отменяет классического традиционного обучения и использовать эвристическое обучение как сопутствующее и дополнительное необходимо, хотя бы для мотивации к обучению учащихся и привитии интереса к предмету. Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов.
Формы Эвристического обучения:
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, квесты, творческие конкурсы, деловые и ролевые игры
Цель эвристического обучения:
Метод погружения в течение некоторого времени происходит погружение. Представьте вы на машине времени попали в Древнюю Грецию, затем в эпоху Средневековья, затем в эпоху Великих географических событий, а затем в 50-е годы нашего века.
Метод вживания: ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри.
Например, стать цветком или пчелой.
Метод символического видения. Изобразить в виде символов объекты, события и т.д.
Например, изобразите органоиды клетки схематично в виде человечков, выполняющих ту или иную работу (функцию).
Метод образного видения. Учащиеся представляют, глядя на объект, те образы, которые они видят.
Например, Представьте, что вы маленький летательный аппарат и вы двигаетесь по пищеварительному тракту, какие вы картины можете нарисовать. (Затем, познакомить с музеем человеческого тела в Амстердаме.)
Метод смыслового видения.
Почему палочник такой формы и окраски?
Почему у верблюда есть горб и для чего он нужен?
Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
Парные сочетания Как?-Когда?
Как?-Когда?и Кем? Был открыт фотосинтез.
Ролевые игры : Суд над Паразитическими простейшими, Круглыми червями, Плоскими червями, клещами
Проблемная лекция: Почему сосна в лесу. В поле, на утесе имеет разную форму кроны
Почему у стрелолиста разное строение листьев
Какие изменения произошли бы на планете Земля если бы не стало Человека?
Креативные задания: Дать определение изучаемому объекту, явлению.
Придумать задание, сказку, составить кроссворд, игру, викторину, изготовить модель.
Изготовить памятку: Источник информации--- перехватчик информации(или посредник)---приемник информации
Анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный и др.
Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений: Если дерево распилить поперек по середине сколько вегетативных и сколько генеративных органов будет у каждой части.
Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные": В реке плавали 10 карасей и 5 ершей. Рыбак поймал 7 рыб попался ли хоть один карась).
Задачи на придумывание способов обозначения схематизации и символизации различных отношений: Вены артерии капилляры. Обозначьте их схематически и покажите расположение в теле человека.
Задачи на комбинаторные действия: На участке в 6 соток посадите разные виды растений,
Результаты применения технологии эвристического обучения представлены в виде творческих работ на сайтах https://nsportal.ru/node/4779202 , https://infourok.ru/prezentaciya-po-metodicheskoj-razrabotke-na-temu-evristicheskoe-obuchenie-5130841.html
В настоящее время в своей работе большое внимание уделяю организации совместной деятельности учащихся, предусматривающее вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой совместной работы является обучение в сотрудничестве (Кооперативное обучение «Сингапурская методика») о методу доктора С. Кагана (Cooperative learning, Kagan’s structures). Cooperative learning - успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы, каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы взаимодействия для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, но и за помощь товарищам по команде, в результате чего создается атмосфера успеха. Учащиеся работают над заданием до тех пор, пока все члены группы поймут и завершат его. Согласно стратегии «Cooperative learning» обучение происходит в команде (группе), эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов – PIES, где P (Positive Interdependence) предлагает позитивное взаимодействие между участниками команды, I (Individual Accountability) – осознание индивидуальной ответственности, E (Equal Participation) – равное участие, S (Simultaneous Interaction) – одновременное взаимодействие. Стратегия «Cooperative learning» предполагает структурный подход.
Несомненным достоинством структур является позитивное взаимодействие участников. Учителю необходимо изменить атмосферу в классе. Необходимо поддерживать попытки учеников рисковать, пробовать собственные варианты, не боясь совершать ошибки. При благоприятном психологическом климате у ученика происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием формирования чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самосовершенствованию.
Конспект урока по «Сингапурской методике» https://nsportal.ru/node/4961296
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию и изменение принципов организации образовательного процесса. Широкое использование информационных технологий, включающих в себя дистанционное или электронное обучение актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Как эффективный компонент электронного обучения и дистанционной образовательной технологии в своей практике второй год использую технологию смешанного обучения. Структура смешанного обучения может варьироваться, существует множество форм и способов организации смешанного обучения. Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны. Изучив модели смешанного обучения, наиболее эффективными и подходящими к условиям лицея стали две модели: перевернутое обучение, смена рабочих зон (ротация станций).1) Перевернутое обучение (flipped learning) -самая популярная в мире модель использования интернет-технологий представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе (отсюда, и метафора «перевернутого класса»).
В использовании этой модели я заметила сильные стороны этого вида обучения:
∙ Заинтересованные ученики работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников.
∙ Увеличивается время на индивидуальное обучение.
∙ Общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень.
∙ Хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное. Учитель записывает на веб-камеру или делает запись с помощью специальных программ объяснение нового материала и размещает его на странице своего сайта, блога, делает рассылку ученикам на материал в youtube, vk, fasebok либо ученик может просто записать материал на свой информационный носитель. Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз теоретические блоки. А на уроке учитель имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса. Не скрою, меня тоже заинтересовал такой инновационный подход в обучении, и я стала постепенно втягиваться в этот эксперимент. Сразу замечу, что на подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному.
2) Смена рабочих зон (ротация станций). Эту модель реализую как для одного класса, так и для параллели. Предварительно делю класс на 3 группы не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. Обычно класс делю на зоны: зона работы с учителем, зона групповой работы, зона online, в каждой из которых занимается отдельная группа. Каждая группа работает в 3-х указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока и предоставляет отдельный продукт. Использование данной модели является наиболее целесообразным, где изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Такие уроки ученикам очень нравятся, ведь каждый может проявить себя как лидер и получают удовольствия от проведения таких уроков. Материалы по обобщению данного опыта опубликованы https://infourok.ru/user/balzhieva-marina-aranzaevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
Использование образовательных технологий на уроках биологии
Использование образовательных технологий на уроках биологии...