Статья «Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»
статья
Одной из наиболее важных нам представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tema.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района Курской области
Статья
«Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»
ПОДГОТОВИЛА:
Бочарова А.И., учитель
МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района
Курской области
д. Ивановка, 2019 г.
ФГОС предъявляет требования к знанию-компетентности, такие, как:
- разнообразие знаний – разные знания о разном;
- гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;
- быстрота актуализации;
- возможность применения в широком спектре ситуации;
- выделение ключевых элементов;
- владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);
- наличие знания о собственном знании.
Исходя из требований современного образования, мы выделяем перечень ключевых компетентностей:
- общекультурная;
- коммуникативная;
- организационная;
- исследовательская;
- ценностно-смысловая;
- информационная.
Одной из наиболее важных нам представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.
Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.
Наша роль – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание темы, иллюстрации, схемы, модели и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст даже в старших классах.
Наша задача в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями хрестоматиями, словарями, энциклопедиями, электронными учебными изданиями.
Проводить работу с текстом возможно практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объём учебного материала велик.
Работу с текстом на уроках мы проводим согласно принципу дифференциации по 3 уровням.
- Поисково-репродуктивная работа.
- комментированное чтение;
- ответы на вопросы к темам урока;
- заполнение таблиц, чертежей, моделей;
- работа с терминами;
- составление кратких и развёрнутых схем;
- составление плана к тексту темы урока;
- составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
- Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
- задания по работе с иллюстрациями учебника;
- сравнительный анализ данных таблиц или схем;
- метод «Пометки на полях»;
- Творческая работа с учебной литературой.
- задания творческого характера;
- составление рассказа с теоретическими ошибками;
- составление текстов с пропущенными словами;
- составление различного вида тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа; на установление соответствия.);
- составление кроссвордов, ребусов, загадок, реклам, викторин.
Описанные методы работы с текстом позволяют организовать нам работу с различными источниками информации. Способствуют закреплению материала, помогают вырабатывать навыки и умения краткого ответа, формирует умение выделять главные мысли, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, используются для выставления дополнительных оценок на уроке.
Педагогически организованная работа школьников с текстами учебной литературы, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует информационную культуру, умения и компетентности личности.
В системе проводиться диагностика по данной проблеме. Ведётся индивидуальная карта ученика, где видна положительная или отрицательная динамика.
Результаты диагностики показывают:
- Умение работать со схемами и моделями по заданному материалу .
Справляются – 90%
- Умение составлять план по содержанию.
Справляются – 100%
- Умение отвечать и выстраивать вопросы по содержанию.
Справляются – 92%
- Умение извлекать, вычитывать и фиксировать нужную информацию из текста.
Справляются – 88%
- Умение работать с источниками информации Интернет, словари, энциклопедии, учебник.
Справляются – 80%
Мы уверенны, что, если продолжать работать по данной проблеме, то наше будущее общество будет информационно - компетентной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии и химии....
Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности
Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной культуры личности» для 5 класса
2015-2016 учебный год...
Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "
Программа охватывает учащихся 1-9 классов, рассчитана на 9 часов (1 урок в год по всем параллелям) Программа состоит из 4- модулей:1. Информационные ресурсы и информационная кул...
Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности
Тема моего выступления: «Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности». В своем выступлении знакомплю с ключевыми понятиями "гражданственность", "па...
Статья: "Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе."
Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку....
Текст по теме Политика для 11 класса для отработка умений работать с текстом ( по материалам ЕГЭ)
Текст для работы 11 класса...