Статья: "Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе."
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)
Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umeniy_monologicheskoy_rechi.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе».
Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
В связи со сменой парадигмы общего образования на личностно- ориентированную, изменились требования к владению монологической речи.
Личностно-ориентированное образование развивает те качества личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную, «авторскую» позицию. Личностно-ориентированный подход способствует развитию и саморазвитию личности, т.к. базируется на учете ее возрастных и индивидуальных особенностей. Монологическая речь в свою очередь является одним из главных средств выражения своей индивидуальности, своего «Я».
Обучение монологической речи может стать более эффективным в результате оптимизации функционирования специфического для человека речевого механизма. Данный механизм представляет собой многоярусный комплекс, в котором выделяют 4 основных компонента: побуждение (стимул к высказыванию); общий смысловой образ; внутреннюю пространственную схему лексико-грамматического оформления и внешнюю временную реализацию.
Изучение психологических особенностей обучающихся на завершающем этапе основной школы позволило сформулировать следующие характеры стимулов к речевой деятельности.
- Провокационный или провоцирующий. Общение является естественной потребностью человека, но на уроке сложно «разговорить» школьника. Современные дети часто полностью «выключаются» из учебного процесса и занимаются делами, важными в их понимании. Неожиданно поставленная задача или вопрос на важную для них тему способны спровоцировать его на разговор.
- Конкурентный или сопернический. Простимулировать желание школьника высказаться на иностранном языке на ту или иную тему можно, создавая ситуацию соперничества в процессе подготовки к монологическому высказыванию.
- Познавательный. Природная любознательность и даже любопытство детей может способствовать проявлению интереса к исследованию и созданию высказывания по определенной теме.
- Личностно-направленный. Склонность подростка к познанию самого себя или же потребность поделиться чем-либо сокровенным может послужить стимулом к речевой деятельности.
- Коммуникативный. Школьники в большинстве своем, испытывают потребность в общении, в высказывании своего мнения, своих впечатлений.
- Побудительный или агитационный (убеждение, команда, просьба). Основой для монологического высказывания может служить необходимость убедить слушателей в чем-либо, побудить партнера к действию.
- Информационный. Разница в уровне информированности по теме способна стимулировать общение.
- Эмоционально -чувственный. Свойственное подросткам данного возраста стремление оказать психологическую помощь или моральную поддержку, выразить негодование или недовольство чем-либо стимулирует речевое взаимодействие.
Для того чтобы монологическое высказывание школьника соответствовало таким качествам МР как целенаправленность, логичность, структурность которые признаются неотъемлемыми для монолога, следует соотнести его содержание с определенным функционально-смысловым типом. Каждый тип монологического высказывания имеет четкую структуру (композицию) и предполагает использование определенных средств выражения.
Такие качества монологической речи, как логичность, структурность, целенаправленность, самостоятельность, выразительность, оказывают влияние на личность обучающегося не только в плане его отношения к процессу обучения, но и формируя его жизненные позиции в целом.
Литература
- Бондаренко Е. В. «Личностно- ориентированное образование» М. Педагогика 1997 №4 с.11-17
- Долгова Л. А. Материалы к эксперименту по теме «Методика измерения и оценки уровня сформированности умений в монологической устной речи учащихся». М. Просвещение, 1984,
- Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М,2000.
Преподаватель цикла гуманитарных
и специальных дисциплин: (Сальникова Т.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе
В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в...
Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...
Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке
Материал предназначет для учителей иностранных языков...
«Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»
Доклад на заседание МО учителей английского языка «Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»...
Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе
В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...
Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов в разных областях науки ...
Развтие умений монологической речи на иностранном языке.
В настоящее время роль обучения устноречевому общению трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъмлемая часть выходят на первый план.Учащиеся разных возрастов,приступая к из...