СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz.docx | 77.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….............…..3
ГЛАВА I. ФГОС 2004 ГОДА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ……………………..6
- Государственный образовательный стандарт общего образования….….6
- Цели и содержание Федерального компонента основного общего образования………………………………………..………………..…………...10
ГЛАВА II. ФГОС 2010 ГОДА. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………18
2.1. ФГОС 2-го поколения: сущность и основные компоненты стандарта.....18
2.2. Общее и особенное ФГОС 2004 и ФГОС 2010 гг. ..…..……..………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..….….………...…....33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….….….………....35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении длительного периода отличительной особенностью российской школы было практически полное единообразие содержания образования: единые для всех школ страны учебные программы, единые учебники и методические пособия. Программы школьных предметов определяли объем учебного материала и нормативы учебного времени на его изучение.
В 70-80-х годах прошлого века в программах появились разделы: «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендации к проверке и оцениванию знаний и умений учащихся». Однако они не фиксировали необходимый уровень освоения учебного материала, а нормы оценивания знаний строились по методу вычитания. Отметки учащихся считались вполне достаточной характеристикой результатов обучения.
Проблема образовательного стандарта в России впервые стала активно обсуждаться в начале 1990-х годов, сразу после крушения советской системы и коммунистической идеологии. «До тех пор было бы бессмысленным говорить о стандартах образования, потому что всё образование было стандартом», – объяснял в свое время заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. И далее: «Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования».
В настоящее время признана необходимость стандарта образования. Учет современного состояния системы образования и потребностей ее развития в будущем позволил создать стандарт первого поколения, который считается переходным. Законом «Об образовании» в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, которые являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от форм получения образования. В состав федеральных компонентов государственных образовательных стандартов входят:
а) обязательный минимум основных образовательных программ;
б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
в) требования к уровню подготовки выпускников[1].
Этот же Закон предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу – документ, определяющий особенности содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса. Наличие в стандарте национально-регионального и школьного компонентов позволило создавать учебные планы и программы, отражающие специфику данного региона и конкретной школы.
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Все вышесказанное актуализирует избранную нами тему.
Степень изученности темы курсовой работы. Начиная с 2004 года, над изучением ФГОС занималось много ученых В частности, Хайкин В.Л.[2], Кондаков А.М.[3], Асламов А.Г.[4] и др. Хотелось больше всего здесь отметить исследования Асламова, который утверждал, что «ФГОС был создан не для того, чтобы усложнить труд учителя, а, чтобы его упростить».[5] Но с 2010 года ФКГОС заменили на ФГОС. В разработку этого стандарта участвовали также и те научные деятели что и при написании ФГОС. Сегодня существует много спорных суждений о том, что, нужен нам ФГОС или нет. Многие считают, что не надо нам смотреть на Запад и необходимо вернуть старую советскую школу. Например, Евгений Ямбург считает, что «это большая беда и большой стыд нашего образования»[6]. Имеются различные точки зрения и по вопросу Стандартов. А Рубцов Виталий Владимирович в своих трудах рассказывает о пользе ФГОС, он сказал следующее: « ФГОС является не чем иным, как конституцией для образования и все образовательные учреждения должны его соблюдать.»[7].
В своей работе мы опишем ФКГОС и ФГОС и попробуем понять, чем отличаются два этих стандарта об образовании.
Объект исследования. Концепции образования рассматриваемых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Предметом исследования является Федеральная программа развития образования и государственные образовательные стандарты Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение Государственных стандартов общего образования, а также характеристика предполагаемых результатов обучения.
Задачи:
- рассмотреть понятие «Государственные образовательные стандарты»;
- выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
- определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики;
- выявить общее и особенное ФГОС разных поколений;
Методологическая основа исследования. Методологическую основу курсовой работы составило совокупность общенаучных и исторических методов, использование которых позволило провести исследовательский поиск и использовать такие методы исследования как: метод изучения научной литературы и историко-сравнительный метод, которые помогли выявить общее и особенное в образовательных стандартах 2004 и 2010 годов, сравнить их цели и задачи на каждом историческом этап е.
Источниковедческая база исследования. ФГОС 2004 года, ФГОС 2010 года, Закон «Об образовании» и другие. Исходя из стандарта 2004г. можно отметить что в нем были недостатки, которые требовали реформаций. Стандарт 2010 года уже учел все недостатки и был написан как нормативно-правовой акт, который ссылался на закон об образовании. ФКГОС 2004 года помог понять, что наше образование устарело и его необходимо изменить, благодаря ФКГОС в школах была проведена компьютеризация. ФГОСе 2010 года детям было предложено образование? в которое уже было добавлено компьютерные технологии и пользование сети интернет.
Работа состоит из ведения, 2 глав, 4-х параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ФГОС 2004 ГОДА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Государственный Образовательный Стандарт общего образования
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Главным условием решения этой задачи является введение Государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем, по своей социально-педагогической сути данный стандарт – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.[8]
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).[9]
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
- социальной защищенности обучающихся;
- социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;[10]
- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
- установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент устанавливается субъектом Российской Федерации;
- компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
Нормативы времени, отводимые базисным планом на изучение предметов федерального компонента в старшей школе, установлены в размере не более 2100 часов на два учебных года.
Объем регионального компонента составляет 140 часов на два года, а школьного компонента – не менее 280 часов.
Федеральный базисный учебный план служит основой для разработки конкретных учебных планов и программ.
В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Таким образом, рассмотрев основные задачи первого ФГОС-2004, можно сказать следующее: первый ФГОС был направлен на улучшение качества знаний обучающихся и упрощение работы учителя.
- Цели и содержание Федерального компонента основного общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.[11]
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования.
В том числе:
- переход к 4-летнему начальному образованию;
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99 гг.).
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.[12]
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.[13]
Федеральный компонент устанавливает:
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
- цели изучения учебного предмета;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
- требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
В конкретных программах возможно расширение и углубление изучаемого материала в пределах допустимой учебной нагрузки обучающихся, а также педагогически целесообразное изменение последовательности изучения этого материала.[14]
Стремление к более полному и четкому определению и описанию требований к результатам обучения — одна из тенденций совершенствования программ для средней школы. При этом в программе вычленяются не только элементы содержания, подлежащие усвоению, но и указываются уровни их усвоения.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).[15]
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.[16]
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:
- федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;
- примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
- контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;[17]
- критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускается:
- расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
- конкретизация и детализация дидактических единиц;
- определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.[18]
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования. При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется форме:
- государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
- аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Настоящий стандарт – стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным.
ГЛАВА II. ФГОС 2010 ГОДА. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. ФГОС 2-го поколения: сущность и основные компоненты стандарта
1 января 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года.[19]
В 2011/2012 учебном году с 1 сентября во всех школах РФ началась реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первоклассники стали первопроходцами Стандартов второго поколения.
Стандарт – важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени РФ определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Основная цель современного образования - формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.[20]
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В новом Стандарте содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
- личностным готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
- метапредметные (умение учиться), освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
- предметные умения. освоенный опыт специфической для данной предметной области;
- деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД).[21] Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьясбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.[22] Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа здоровьясбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.[23]
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: Инвариантная, (обязательная) часть, вариативная часть и внеурочная деятельность.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.[24]
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Теперь наличие Портфолио становится обязательным требованием!
Таким образом, в ФГОС 2010 года добавляются ВПР и ведения портфолио на каждого ученика, ВПР должны писать все классы в конце учебного года кроме выпускных классов.
- Общее и особенное ФГОС 2004 и ФГОС 2010 гг.
Одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - это переход на новые стандарты.
В настоящее время утверждены два стандарта – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (1–4-е классы) и ФГОС основного общего образования (5–9-е классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10–11-е классы) находится на стадии рассмотрения. С 1 сентября 2012 года школа реализует ФГОС в первых, вторых и пятых классах, остальные учащиеся со 2 по 4-й и с 6-го по 11-й класс обучаются по Государственным стандартам общего образования (2004 г).[25]
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) В 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.
2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)[26]
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)[27]
17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ утвержден ФГОС ООО. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012г по мере готовности ОУ к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие стандартам нового поколения.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).[28]
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.[29]
Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ — компетентности в образовательные программы образовательных учреждений Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Чем стандарт второго поколения принципиально отличается от предыдущего?
Первое отличие.
Стандарты первого поколения (2004 г.) содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения.
В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников:
1) признание самоценности возраста в процессе личностного становления и психофизического развития ребенка;
2) признание важности первой ступени для всего последующего образования как этапа в жизни ребенка, связанного с освоением новой социальной позиции и новой социальной роли ученика, с формированием основ умения учиться, со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения;
3) учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями (для них будут установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты);
4) планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся;
5) в основу реализации основной образовательной программы положен системно-деятельностный подход, который предполагает смену модели построения образовательного процесса: необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?».[30]
Второе отличие – новое содержание.
Любой стандарт – это система требований к чему-либо. Государственный стандарт общего образования (2004 г.) содержал нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации. Стандарт 2004 года регламентировал в чистом виде содержание образования по учебным предметам. Стандарт нового поколения не регламентирует в чистом виде содержание образования, а включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ, причем результатам не только предметным, но и метапредметным, и личностным.
Третье отличие.
Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания.
Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
В государственном образовательном стандарте 2004 года внеклассная работа вообще не была зафиксирована. В соответствии с новым стандартом результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят в том числе и от эффективности внеклассной работы. Внеурочная деятельность – один из основных разделов ООП и является обязательной. Новым стандартом задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Четвертое отличие.
Качество освоения стандарта 2004 года измерялось только освоением предметных результатов. Специфика требований к результатам стандарта нового поколения представляет три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. Причем оценка была регламентирована Письмом Минобразования от 19.11. 1998 года «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и представляла собой 5-бальную систему оценивания. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
- оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования;
- оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
- оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы.
Система оценки. Основные особенности:
- критерии достижения – планируемые результаты;
- оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
- оценка способности решать учебно-практические задачи;
- сочетание внутренней и внешней оценки
- комплексный подход: использование
- стандартизированных работ (устных, письменных);
- нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
- уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
- накопительная система оценки индивидуальных достижений;
- использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
- интерпретация результатов на основе контекстной информации[31]
Пятое отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Шестое отличие заключается в том, что стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.
Школьные стандарты ставят новые стандарты перед семьёй. Что касается участия семьи в формировании требований, то этот вопрос стал очень серьезным. Задача школы - построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребенка.
Произошли изменения к основным подходам к форме представления требований к освоению основных образовательных программ (предметные результаты). Традиционно цели обучения и требования к его результатам определяются через знания и умения. По ФГОС цели обучения задаются через описание видов деятельности, умений, которые должны быть усвоены обучаемыми. Умения понимаются разработчиками стандартов 2 поколения обобщенно, как способность выполнять любую деятельность, решать любые задачи, т.е. не только практические, но и исследовательские, не только частно-предметные, но и общеучебные, не только типовые, но и творческие.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.[32]
«Здоровье – это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьясбережения учащихся в образовании – красная нить президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, можно обобщить и озвучить отличительные особенности ФГОС:
•в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий;
•основная цель-развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира;
•инновационный характер в структуре стандартов –это требование к условиям осуществления образования;
•изменения в учебных планах;
•изменение в требованиях к результатам;
•изменения в учебных программах по предметам;
•изменения в образовательных технологиях;
•изменение в ценностных ориентирах.[33]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного в нашей работе, можно сказать, что система ФГОС является основной частью образования. Вся система в XXI веке построена на Федеральном Государственном Стандарте, в котором прописаны основные требования к учителю и учащимся.
В первой главе мы рассмотрели ФГОС 2004 года, который был написан исходя из Конституции РФ, и являлся нормативно-правовым актом в системе образования.
Таким образом, определив понятие ФГОС, нам становится ясно, что это не что иное как правовой акт об образовании. В нем прописаны не только действия учителя, но и действия ученика.
Во втором параграфе мы рассмотрели основные проблемы развития образования в РФ. ФГОС 2004 года был вынужденной реформацией в образовании. Так как Российская Федерация считала, что советская школа себя изжила и в ней необходимо что-то новое. В итоге был разработан новый образовательный стандарт для школы – ФГОС 2004 года.
Анализ ФГОС 2010 года показал: в первую очередь в нем отображались требования к личности, которую должны была выпустить школа. Во-вторых, были добавлены ВПР для всех классов с целью поднять качество обучающихся. Ещё: образовательный стандарт 2010 года предусматривал большую самостоятельность учащегося в освоении знаний. В этом случае учитель является дирижером, который ему подсказывает. Во второй главе мы рассмотрели также новые требования и задачи в современных реалиях.
Итак, ФГОС второго поколения – это нормативно-правовой акт. Стандарт является определяющим инструментом в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Таким образом, анализ ФГОС 2004 года и ФГОС 2010 года показал, что реформирование системы школьного образования было направлено на его успешность и качественную знаниевую подготовку учащихся.
В курсовой работе нам удалось раскрыть поставленные основные цели задачи: сущность, направления и особенности Государственных Образовательных стандартов 2004 и 2010 гг.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
- Федеральный Государственный Стандарт 2004 г. // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf (дата обращения 03.01.21).
- ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf (дата обращения 03.01.21)
- ЗАКОН РФ ОТ 10.07.92 N 3266-I (РЕД. ОТ 08.12.2010) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" // [Электронный ресурс] режим доступа https://zakonbase.ru/content/base/114211 (дата обращения 03.01.21)
ЛИТЕРАТУРА
- Атаян А.М. Информационная культура личности как условие существования и развития в информационном обществе. – Владикавказ: ВИУ, 2005.
- Александрова О. А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 2. – С. 83-93.
- Бердашкевич А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич // Российское образование. - 2008. - N 3. - С. 43-49
- Беспалько В. П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. - Рига, 1972.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб.; М., 2000.
- Блинов В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В. Блинов // Высшее образование в России. - 2008. - N 1. - С. 44-50.
- Булгакова М.Н. Введение новых государственных образовательных стандартов//Менеджер образования, www.menobr.ru
- Владимирова Л.П. Интернет-технологии в современной школе. Материалы научно-практической конференции Интернет-технологии в современном школьном образовании// www.ioso.iip.net
- Воробьев Ю. Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 62-70.
- Ветров В. Готовы к переходу на "новые рельсы": [опыт Тульского госуниверситета] / В. Ветров, С. Руднев, И. Бляхеров // Аккредитация в образовании. - 2007. - N 13. - С. 24-25.
- Вольхин С. Н. Стандарты высшего профессионального образования в Польше / С. Н. Вольхин // Высшее образование сегодня. - 2005. - N11. - С. 22-24.
- Гуревич П. С. Личностный аспект образования // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 2 - Педагогика. Психология
- Гуревич П. С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 128-138.
- Гетьман В. Г. К вопросу разработки нового поколения Государственного образовательного стандарта (специальность 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит") / В. Г. Гетьман // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - N16. - С. 2-9. - Начало. Окончание: N 17. - С. 48-56
- Гетьман В. Г. К вопросу разработки нового поколения Государственного образовательного стандарта (специальность 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит") / В. Г. Гетьман // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - N16. - С. 2-9. - Начало. Окончание: N 17. - С. 48-56.
[1] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[2] Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 448 с. . // [Электронный ресурс] режим доступа http://infonarod.ru/info/haykin-v-l-aktivnost-harakteristiki-i-razvitie-m-moskovskiy-psihologo-socialnyy-institut дата обращения 03.01.21
[3] Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). // [Электронный ресурс] режим доступа http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/vneurochnaja_dejatelnost_shkolnikov_metodicheskij_.pdf дата обращения 03.01.21
[4] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. // [Электронный ресурс] режим доступа http://вместеинтересно.рф/files/files/asmolov--kak-proektirovat__-un_.pdf дата обращения 03.01.21
[5] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. // [Электронный ресурс] режим доступа http://вместеинтересно.рф/files/files/asmolov--kak-proektirovat__-un_.pdf дата обращения 03.01.21
[6] Ямбург, Е. А. Я55 Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. -М.: Дрофа, 2008. - 367, [1] с. // в [Электронный ресурс] режим доступа https://www.rulit.me/books/pedagogicheskij-dekameron-read-326127-6.html дата обращения 03.01.21
[7] Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей// [Электронный ресурс] // Психологопедагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. C. 2–18 doi: 10.17759/psyedu.2017090302
[8]ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[9] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[10] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[11] ЗАКОН РФ ОТ 10.07.92 N 3266-I (РЕД. ОТ 08.12.2010) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" // [Электронный ресурс] режим доступа https://zakonbase.ru/content/base/114211 дата обращения 03.01.21
[12] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[13] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[14] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[15] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[16] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[17] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[18] ФГОС 2004 года // [Электронный ресурс] режим доступа https://sch612.edusite.ru/Federalnyy-komponent-2004-god.pdf дата обращения 03.01.21
[19] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[20] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[21] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[22] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[23] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[24] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[25] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[26] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[27] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[28] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[29] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[30] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[31] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[32] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
[33] ФГОС 2010 года // [Электронный ресурс] режим доступа http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf дата обращения 03.01.21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
Сравнительная таблица стандартов 2004 года и ФГОС
Сравниваются: цели образования, структура стандартов,, планируемые результаты......
Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.
Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность у...
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. Общее в ФГОС -1 и ФГОС...
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...