Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
статья по физике на тему
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.
Общее в ФГОС -1 и ФГОС – 2:
· Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. (В ФГОС -1 нет умения «выдвигать гипотезу»);
· Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
· Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Различия в ФГОС -1 и ФГОС – 2:
в ФГОС -1: «освоены знания» (выучены)
в ФГОС – 2:
- сформированность представлений;
- понимание физической сущности;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
- уверенное пользование физической терминологией символикой.
Требуются не знания, а умения их применять тем или иным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_fgos_1_i_2_pokoleniya.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
- стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года,
для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года,
для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года).
Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.
Стандарты 1 поколения | Стандарты 2 поколения |
Обязательный минимум содержания по физике | Основное содержание физики |
требования к уровню подготовки выпускников по физике | планируемые результаты освоения физики: личностные, метапредметные, общие предметные, частные предметные |
общие учебные умения, навыки и способы деятельности | универсальные учебные действия |
Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.
Линия сравнения | ФГОС 1 поколения | ФГОС 2 поколения |
определение стандарта | 1) нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ общего образования; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; 4) основные требования к обеспечению образовательного процесса | 1) базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу; 2) важный фактор финансового управления системой образования; 3) форма «общественного договора». |
место стандарта | нет | В системе законодательного поля системы образования «стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определенную совокупность наиболее общих правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования » |
назначение стандарта | Обеспечение: 1) равных возможностей для всех граждан для получения качественного образования; 2) единства образовательного пространства РФ; 3) преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования, возможности в получении профессионального образования; 4) защиты обучающихся от перегрузок и сохранению физического и психического здоровья; 5) социальной защищенности обучающихся; 6) социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; 7) прав граждан на получение достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; 8) основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования и разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет потребителя. | … «более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования». |
функции стандарта | нет | 1) формирование российской (гражданской) идентичности; 2) право на полноценное образование, обучение на родном языке; 3) обеспечение единства образовательного пространства страны; 4) обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования; 5) обеспечение преемственности основных образовательных программ на всех ступенях обучения; 6) обеспечение критериально-оценочной компоненты. |
ФГОС–2 имеет значительное количество инновационных моментов:
1) принцип фундаментальности научных знаний;
2) одна из основных целей образовательного процесса – формирование определенных качеств личности выпускника;
3) построение образовательного процесса на основе деятельностного и компетентностного подходов;
4) определение результатов образования (предметных, метапредметных, личностных);
5) значительное внимание уделено внеурочной (внеучебной) деятельности образовательного учреждения;
6) образование рассматривается как сочетание учения и воспитания, организованного в стенах образовательного учреждения;
7) предъявлены требования к оснащению образовательного процесса;
8) организована система оценки достижений ученика.
Стандарты первого поколения | Линии сравнения | Стандарты второго поколения |
Усвоение знаний, умений, навыков | Цели обучения | Формирование универсальных учебных действий (УУД): коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. |
Ориентация на учебно-предметное содержание | Содержание образования | Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач |
Учебная деятельность определялась учителем стихийно | Организация учебного процесса | Создание индивидуальных образовательных программ |
Основная - фронтальная | Формы обучения | Признание решающей роли учебного сотрудничества |
Стандарты первого поколения | Линии сравнения | Стандарты второго поколения |
Передается в готовом виде | Знание | Строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности |
Презентация системы знаний | Обучение | Активная работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Простая трансляция знаний от учителя к учащимся | Учение | Сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем |
Единоличное руководство учителя | Сотрудничество | Активное участие учащихся в выборе содержания и методов обучения |
Выводы:
Общее в ФГОС -1 и ФГОС – 2:
- Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. (В ФГОС -1 нет умения «выдвигать гипотезу»);
- Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Различия в ФГОС -1 и ФГОС – 2:
в ФГОС -1: «освоены знания» (выучены)
в ФГОС – 2:
- сформированность представлений;
- понимание физической сущности;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
- уверенное пользование физической терминологией символикой.
Требуются не знания, а умения их применять тем или иным образом.
В ФГОС второго поколения делается акцент на то, что необходимо обратить внимание на естественнонаучное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, так как за ними будущее страны, необходимо так осуществлять отбор содержания образования, чтобы оно было абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.
Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.
Отличие стандартов нового поколения:
- Обновление содержания – чему учить?
- Ценности образования – ради чего учить?
- Обновление средств обучения – как учить?
Литература
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. Образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова – М.: Просвещение, 2011
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действаия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ фгос второго поколения
Аналитическая работа по сравнитнельному анализу образовательных стандартов в форме эссе...
Сравнительный анализ стандартов двух поколений
Выдержки из выступления на научно-практической конференции, посвященной внедрению ФГОС ООО....
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...