Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.
статья по физике на тему

Пешехонова Вера Ивановна

Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. 

Общее в ФГОС -1 и ФГОС – 2:

·        Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. (В ФГОС -1 нет умения «выдвигать гипотезу»);

·         Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

·        Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Различия в ФГОС -1 и ФГОС – 2:

в ФГОС -1: «освоены знания» (выучены)

в ФГОС – 2:

- сформированность представлений;

- понимание физической сущности;

 - владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;

 - уверенное пользование физической терминологией  символикой.

Требуются не знания, а умения их применять тем или иным образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_fgos_1_i_2_pokoleniya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года,

для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года,

 для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года).

Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Стандарты 1 поколения

Стандарты 2 поколения

Обязательный минимум содержания по физике

Основное содержание физики

требования к уровню подготовки выпускников по физике

планируемые результаты

 освоения физики: личностные, метапредметные, общие предметные, частные предметные

общие учебные умения, навыки и способы деятельности

универсальные учебные действия

        Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.

Линия сравнения

ФГОС 1  поколения

ФГОС  2  поколения

определение стандарта

1) нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ общего образования;

2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;

4) основные требования к обеспечению образовательного процесса  

1) базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу;

2) важный фактор финансового управления системой образования;

3) форма «общественного договора».    

место стандарта

нет

В системе законодательного поля системы образования «стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определенную совокупность наиболее общих правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования »  

назначение стандарта

Обеспечение:

1) равных возможностей для всех граждан для получения качественного образования;

2) единства образовательного пространства РФ;

3) преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования, возможности в получении  профессионального образования;

4) защиты обучающихся от перегрузок и сохранению физического и

психического здоровья;

5) социальной защищенности обучающихся;

6) социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

7) прав граждан на получение достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

8) основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования и разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет потребителя.

… «более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования».  

функции стандарта

нет

1) формирование российской (гражданской) идентичности;

2) право на полноценное образование, обучение на родном языке;

3) обеспечение единства образовательного пространства страны;

4) обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;

5) обеспечение преемственности основных образовательных программ на всех ступенях обучения;

6) обеспечение критериально-оценочной компоненты.

ФГОС–2 имеет значительное количество инновационных моментов:

1) принцип фундаментальности научных знаний;
2) одна из основных целей образовательного процесса – формирование определенных качеств личности выпускника;
3) построение образовательного процесса на основе деятельностного и компетентностного подходов;
4) определение результатов образования (предметных, метапредметных, личностных);
5) значительное внимание уделено внеурочной (внеучебной) деятельности образовательного учреждения;
6) образование рассматривается как сочетание учения и воспитания, организованного в стенах образовательного учреждения;
7) предъявлены требования к оснащению образовательного процесса;
8) организована система оценки достижений ученика.

Стандарты первого поколения

Линии сравнения

Стандарты второго поколения

Усвоение знаний, умений, навыков

Цели обучения

Формирование универсальных учебных действий (УУД): коммуникативные; регулятивные; познавательные;

личностные.  

Ориентация на учебно-предметное содержание

Содержание образования

Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач

Учебная деятельность определялась учителем стихийно

Организация учебного процесса

Создание индивидуальных образовательных программ

Основная - фронтальная

Формы обучения

Признание решающей роли учебного сотрудничества

Стандарты первого поколения

Линии сравнения

Стандарты второго поколения

Передается в готовом виде

Знание

Строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности

Презентация системы знаний

Обучение

Активная работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Простая трансляция знаний от учителя к учащимся

Учение

Сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем

Единоличное руководство учителя

Сотрудничество

Активное участие учащихся в выборе содержания и методов обучения

Выводы:

Общее в ФГОС -1 и ФГОС – 2:

  • Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. (В ФГОС -1 нет умения «выдвигать гипотезу»);
  •  Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Различия в ФГОС -1 и ФГОС – 2:

в ФГОС -1: «освоены знания» (выучены)

в ФГОС – 2:

- сформированность представлений;

- понимание физической сущности;

 - владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;

 - уверенное пользование физической терминологией  символикой.

Требуются не знания, а умения их применять тем или иным образом.

В ФГОС второго поколения делается акцент на то, что необходимо обратить внимание на естественнонаучное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, так как  за ними будущее страны, необходимо так осуществлять отбор содержания образования, чтобы оно было абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.

Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.

Отличие стандартов нового поколения:

  • Обновление содержания – чему учить?
  • Ценности образования – ради чего учить?
  • Обновление средств обучения – как учить?

Литература

1. http://standart.edu.ru/

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. Образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова – М.: Просвещение, 2011

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действаия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ фгос второго поколения

Аналитическая работа по сравнитнельному анализу образовательных стандартов в форме эссе...

Сравнительный анализ стандартов двух поколений

Выдержки из выступления на научно-практической конференции, посвященной внедрению ФГОС ООО....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...