Создание проблемных ситуаций
презентация к уроку
Выступление педагогическом совете, 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 837.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Процесс учебной/творческой деятельности включает 4 основных этапа: Постановка проблемы. Поиск решения. Выражение решения. Реализация продукта.
Разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа: Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Приёмы создания проблемной ситуации: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока; вопрос , ответом на который является новое знание.
Способы создания проблемных ситуаций: подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
Методы постановки учебной проблемы: 1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей. С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. 2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика. При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся. 3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приём 1. « Гласные в суффиксах имён существительных – ек , - ик ». Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетради . Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали? - Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах. - В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос? - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Приём 2. « Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных». Учитель Ученик У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу. - Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось. Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения. - Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав? Ученики высказывают свои предположения. - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? - Какую букву писать: ч или щ. - Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи? - Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик. - Значит, какова тема урока? - «Правописание суффиксов – чик и – щик в существительных»
Приём 3. « Ударение». Учитель Ученики На доске: Красивее, щавель, баловать, завидно, торты, кровоточить, диспансер. - Запишите слова, которые вы видите на доске, расставьте ударения карандашом. Ученики выполняют задание. - Проверим, что у вас получилось. Ученики чаще всего расставляют ударения неправильно. - Красиве́е, ща́вель, ба́́ловать, за́видно, торты́, кровото́чить, диспа́нсер. - К сожалению, вы допустили много ошибок. Какие же вопросы у вас возникли в ходе выполнения задания? - Правильно ли я расставил ударения в словах? Каким образом можно проверить правильность постановки ударения? Есть ли какое-то правило? - Вы сформулировали вопросы, ответы на которые мы найдём в ходе сегодняшнего урока. Какова, на ваш взгляд, тема урока? - «Ударение».
Приём 4. « Имена существительные, имеющие форму только единственного числа». Учитель Ученики - Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь. Две ноты, союз, Всё вместе – игра, В которую любит Играть детвора. (До-ми-но) Мой первый слог – на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя. И на костюм гожусь. (Сук-но) - Какие слова-отгадки вы записали? - Домино, сукно. - Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Учащиеся пытаются выполнить задание. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? - Не знаем, как правильно выполнить задание. - Есть ли форма мн. числа у данных существительных? - Сегодня нам предстоит об этом узнать.
Приём 5. « Разносклоняемые имена существительные». Учитель Ученики На доске: Нет тяжелее бремени, чем безделье. - Прочитайте предложение, попробуйте объяснить смысл этой пословицы. - Смысл пословицы заключается в том, что гораздо сложнее бездельничать, чем заниматься каким-либо делом. - Найдите в данном предложении существительные, определите их род, поставив слова в начальную форму. - Бремя – ср. р. Безделье – ср. р. - Определите склонение данных существительных. Что получилось? - Безделье – 2 склонение. Бремя – ср. р., окончание -я. Не можем определить, какого склонения. - Какой возникает вопрос? - Какого склонения существительное «бремя»?
Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны: 1 ) формулирование проблемного вопроса; 2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения; 3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества: Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; Нацелена на формирование универсальных учебных действий; Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе текстов для аудирования"
Презентация содержит теоретический материал и элементы представления опыта работы по теме "Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе тек...

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»
Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....