методическое портфолио
материал

Таланова Галина Васильевна

Таланова Галина Васильевна

учитель физической культуры

 

Тема опыта: «Формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с применением

здоровьесберегающих технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_portfolio.docx540.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Шадринск

C:\Users\User\Desktop\Конкурс Пед. мастерства 2021\Фото я.jpg

Таланова Галина Васильевна

учитель физической культуры

Тема опыта: «Формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с применением

здоровьесберегающих технологий»

Методическое портфолио

Технологическое описание опыта учителя физической культуры

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Шадринска

Талановой Галины Васильевны

Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь 

Гиппократ

Тема: «Формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с применением здоровьесберегающих технологий».

Актуальность: Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической и духовной природы. В одном из своих направлений физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности.

Актуальность выбранной мною проблемы также заключается и в том, что к сожалению, многие люди не соблюдают самых  простейших,  обоснованных  наукой   норм   здорового   образа   жизни.   Одни    становятся    жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение,  другие излишествуют в еде с почти неизбежным в  этих  случаях  развитием  различных заболеваний,  третьи  не  умеют  отдыхать,  отвлекаться  от   производственных   и   бытовых   забот,   вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном  итоге  «выбивает из колеи» быстро бегущего вперед современного общества.

 Ребенок -  наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач сбережения здоровья может помочь сохранить ребенку здоровье.

Теоретическая обоснованность.

Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она трансформируется в педагогический процесс физического воспитания разных возрастных групп учащихся по направлениям: 1) урочное, 2) прикладное, 3) физкультурно-оздоровительное, 4) внеклассное, 5) общешкольное.

Школьный возраст – период жизни  и развития детей, охватываемый временем обучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10-11 лет подразделяется на 3 возрастных этапа: младший школьный возраст (с 6-7 до 11 лет),  подростковый возраст (11-12 до 14-15 лет), и возраст ранней юности (с 15 до 18 лет). На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и в средние учебные заведения, где завершается также и общее образование.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта и достижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:

- создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;

- накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;

- обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и, как следствие этого, высокая успеваемость в учебных заведениях, а впоследствии, эффективность общественно полезной деятельности;

- появляется возможность рационального использования досуга;

- последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно - то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

Я считаю, что в настоящее время ведущей целью физического воспитания школьников является формирование физической культуры личности ученика, создание здорового классного коллектива, жизнедеятельных возрастных групп школьников (младшей, средней, старшей).

Системность и технологичность

Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся. Принципиальной основой постановки этих задач являются гуманизация жизнедеятельности учащихся, подготовка подрастающего поколения к изменяющимся условиям деятельности.

Значение физкультуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее  приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.)  отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую.

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Самоопре-деление

2. Смыслооб-разование

1. Соотнесение известного и неизвестного

2. Планирование

3. Оценка

4. Способность к волевому усилию

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

3. Структурирование

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5. Рефлексия

6. Анализ синтез

7. Сравнение

8. Классификации

9. Действия постановки и решения проблемы

1. Строить продук-тивное взаимодейст-вие между сверстни-ками и педагогами

2. Постановка вопросов

3. Разрешение конфликтов

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

Целеполагание: определение цели и учебной задачи;

Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;

Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;

Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;

Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты.

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла.

Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ученика на уроках физической культуры, мною подобраны комплексы упражнений по профилактике наиболее распространенных в современном обществе заболеваний, например таких как: плоскостопие, осанка, нарушение зрения. Также на уроках физической культуры один раз в четверти в обязательном порядке с обучающимися каждого класса проводится инструктаж по технике безопасности по разделам школьной программы с использованием презентаций.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс:

  • проведение третьего часа физической культуры с оздоровительной направленностью в 5-9 – х классах. (Бокарев Ю.Г., Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью. – г. Курган, 2004 г.)
  • применение развивающих технологий формирует продуктивное теоретическое мышление, осуществляет воспитательную функцию обучения, а также ускоряет изучение традиционного материала. (страница на сайте школы – проекты обучающихся)
  • использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов.

В 2010 году оформлена подписка на электронное издание «Спорт в школе», «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентября», а также создан личный кабинет, где я могу скачать данное издание. С 2011 года участвую в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». Интернет-сопровождение проекта – Издательский дом «Первое сентября».

Являюсь администратором в организации работы по участию образовательного учреждения в проекте. В рамках проекта Школы цифрового века в открытом доступе создано профессиональное портфолио учителя  http://teachers.1september.ru/232-423-676.

На уроках физической культуры практикую: работу в группах, по карточкам, работа по станциям, самостоятельное проведение учениками разминки, подготовка инвентаря, самооценка и оценка одноклассников. Также, обучающиеся готовят презентации и сообщения по какой-либо теме урока и рассказывают своим одноклассникам. Помощь старшеклассников в проведении соревнований.

Результативность педагогической деятельности.

Работа осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Уроки физической культуры.
  2. Внеурочная деятельность по предмету:

- секция «Баскетбол» для 5-9 классов;

- кружок «Здоровячёк» для 1 класса;

- организация работы специальной медицинской группы 5-11 класс;

- внеклассная работа (дни здоровья, спортивные соревнования);

- участие в городских соревнованиях;

- участие в научно-практической конференции;

        3. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам.

        Все это позволяет развивать у учащихся:

- приоритеты здорового образа жизни;

- умение самостоятельно организовать работу в подгруппах;

- провести самоанализ деятельности на уроке.

По итогам успеваемости за последние три года прослеживается оптимальный уровень обученности, который составляет 96,9 %. Процент обучающихся, освоивших государственную учебную программу за три года стабилен и равен 100%. Средний балл успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» составляет 48. По результатам контрольных срезов количество обучающихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, с каждым годом снижается, а со средним и высоким уровнем – повышается.

Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения. В наш информационный век особенно актуальным и востребованным являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор её содержания, структурирование, красочное и привлекательное представление результатов своей работы. Поэтому я принимаю участие в общероссийском  проекте «Школа цифрового века».

Таким образом, учитель постоянно вовлекает практически всех одаренных учеников разного возраста в различные мероприятия, соревнования, развивая их таланты, любознательность, познавательный интерес и любовь к занятиям физической культурой.

Я являюсь участникам интернет-сообществ: «Социальная сеть работников образования», «Первое Сентября» и другие.

Таким образом, можно сделать выводы, что у нас есть большой потенциал для успешного развития и мы готовы к освоению новшеств.

Чтобы привить детям любовь к здоровому образу жизни, я сама участвую в соревнованиях, тем самым подаю пример – «Здоровым быть здорово!», и они об этом знают.

Таланова Галина Васильевна  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое портфолио

информационная карта портфолиоПолное название портфолио: Тематическое портфолио на тему: “Организация исследовательской работы учащихся ”.Цели: обобщение методических материалов по организ...

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

Музыкально-методическое портфолио "Духовная музыка"

Данный материал будет полезен для учителей, занимающихся вопросами духовного воспитания. Здесь представлен музыкально-теоретический (статьи), музыкально-практический материал (ноты), методический мате...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

Методическое портфолио

Портфолио к аттестации на первую квалификационную категорию....

Методическое портфолио

  Цели  портфолио:1.Повышение квалификации педагогического труда.2.Осознание необходимости изменения собственного  педагогического мышления, компете...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...