Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.
статья по теме

 

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- смещение акцента на достижение, успех;

- перенос акцента на самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Исследуя начальный период профессионального становления молодого учителя (первые 5 лет пребывания в профессии),  установлены следующие этапы:

- первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;

- второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;

- третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание компетентности.

Профессиональное становление учителя определяют факторы, которые  рассматриваются как совокупность существующих условий и обстоятельств, вляющих на протекание определённого процесса. Определение факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) профессионального становления учителя проводится с целью выявления педагогических условий, поддающихся регулированию в муниципальном образовательном пространстве и характеризующих его специфику.

Одним из условий является реализация муниципальной целевой программы, обеспечивающей целостность и устойчивость муниципального образовательного пространства, интеграцию и широту взаимодействия его субъектов. С целью совершенствования практики межведомственного взаимодействия органично включены субъекты муниципального административного территориального образования в выполнение программных мероприятий, решение наиболее актуальных и сложных проблем.

Следующим условием профессионального становления учителя является развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения. Мотивация является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций. В основе мотивов выделены два определяющих компонента: побуждение к действию, выражение потребностей.

Современные исследователи (Н.Н.Михайлов, Г.Н.Загородникова) рассматривают выражение потребностей личности как составляющую мотивов. Вместе с тем выявлено, что мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.

Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально - личностной мотивации.

В рамках решения исследовательской задачи выявлено, что смысл управленческого воздействия лежит в плоскости комплексного подхода, при котором без обеспечения мотивации труда, завоевания авторитета и доверия руководителем, постановки целей, объяснения смысла работы, постоянного обучения и стимулирования кадров, обучающего анализа реального положения дел профессиональное становление учителя не только не будет успешным, но и будет затруднено.

Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления  учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве.

В числе условий, способствующих профессиональному становлению  учителя, использование портфолио рассматривается как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.

Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио  педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений  учителя муниципальной общественностью.

Особой заботы и внимания со стороны руководителей  педагогов и методистов требует индивидуализация и дифференциация методического сопровождения педагогической деятельности  учителя на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, рассматриваемое нами как одно из условий его профессионального становления.

Перспектива и стратегия методической работы с учителями подразумевает удовлетворение интересов и потребностей  педагогов посредством совершенствования организационных, содержательных, психологических аспектов с учётом индивидуализации и дифференциации методического сопровождения на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, как условия профессионального становления учителя.

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы. На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

 Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- смещение акцента на достижение, успех;

- перенос акцента на самооценку.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

1.     поддерживать высокий уровень мотивации;

2.     поощрять активность и самостоятельность;

3.     расширять возможности обучения и самообучения;

4.     развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.

Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

Учителю:

реально представить результаты своего труда;

увидеть свои резервы;

иметь стимул к самосовершенствованию;

освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации:

осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Типы портфолио:

а. Папка достижений;

б. Рефлексивное портфолио;

в. Проблемно-исследовательское;

г. Тематическое портфолио;

д. Портфолио-презентация.

Варианты использования портфолио:

как инструмент при обсуждении результатов деятельности;

как возможность рефлексии собственной работы;

как документ, в котором отражено развитие учителя.

Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).

Обязательная часть:

личная карточка (основные сведения об учителе)

копия диплома (других документов об образовании)

копия аттестационного листа

копия документа о повышении квалификации

копии наградных документов

копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету

Вариативная часть:

+ результативность педагогической деятельности:

справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)

справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня

копии наград учащихся

перечень публикаций

+ учебно-методическая работа

используемые рабочие программы и УМК

основные направления учебно-методической работы

материалы об использовании педагогических технологий

авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий

дидактические материалы

+ научно-методическая работа

тема самообразования и этапы ее реализации

накопленный материал в соответствии с темой самообразования

список используемых источников информации

сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)

+ общественно-педагогическая деятельность

сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)

копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе

копии наградных материалов.

Анализ материалов использования технологии «Портфолио» показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но встречаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.

Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.

Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).

Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.

Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.

Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.

Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.

Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.

Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.

Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.

Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.

Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.

Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.

Ожидаемые результаты:

1.     Повышение качества школьного образования.

2.     Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.

3.     Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

4.     Повышение профессионального уровня учителей.

5.     Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

Программа формирования портфолио учителя.

         Вместе с тем, как в мировой, так и в отечественной практике, портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, его профессиональной компетенции. Следовательно, портфолио учителя – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику  профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

          Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента  на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты  в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

        Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

         Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и  как форму представления индивидуальных достижений конкретного учителя. Именно портфолио  может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период «прозрачным» и, следовательно, повысить общественный  контроль за всем аттестационным процессом.

         Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время  пока не существует. Вместе с тем уже есть накопленный опыт учёных, методистов и педагогов – практиков во многих регионах России. Опираясь на имеющийся опыт, можно предложить некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя:

1.     Портфолио – пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.

Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности

2.     Накопительная функция:        

  а) Набор теоретических документов:

•        фиксированных достижений учителя;

•        грамоты и сертификаты;

•        документы, подтверждающие повышение квалификации;

•        банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;

•        классификаторы и другие  материалы.

б) Набор рабочих материалов:

 -     рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов         (для каждой параллели класса по преподаваемым предметам);

 - авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;

 -      опорные конспекты уроков;

 -      конспекты открытых уроков и мастер – классов;

 -    тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных  или практических работ;

 -     дифференцированные задания  для учащихся, карточками с заданиями и т.д.

3.     Модельная функция:

•        отражает динамику развития учителя;

•        показывает результаты самореализации;

•        демонстрирует стиль преподавания и уровень  компетенций учителя;

•        помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.

4.     В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:

•        динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

•        результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;

•        отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления образованием и региональных (областных, краевых, республиканских);

•        отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;

•        проекты и творческие работы учащихся;

•        аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

5.     Условная структура портфолио учителя:

- портфолио документов;

- портфолио работ;

- портфолио отзывов.

  6.  Портфель  сертифицированных (документированных) достижений:

            - представить информацию об авторе;

            - дать представление о результатах деятельности;

-         отобразить особенности личности автора портфолио.

Таким образом, диагностика профессиональной деятельности педагога позволяет:

а) учителю:

  - реально представить результаты своего труда;

  - увидеть свои резервы;

  - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

б) администрации:

 - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Научно – методические требования к методической папке (портфолио учителя):

-         высокий уровень теоретической и научно – методической подготовки;

-         актуальность;

- общественная и практическая значимость;

- возможность разработки учителем избранной темы;

- учёт своего опыта, особенностей, условий работы;

- анализ и оценка качества  знаний;

- эффективность и устойчивость результатов;

-оригинальность, творчество, новаторство;

-         обобщение опыта работы, выводы.

 Выводы:

1. В числе условий, способствующих профессиональному становлению  учителя,  рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.          

2.Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио  педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений.

3.В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества учителя муниципальной общественностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла Нетрадиционные формы уроков

В докладе представлены  понятие    нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартн...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...