В мире экономики
рабочая программа
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена для воспитанников Центра возрастной группы от 8 до 15 лет. Программа предусматривает обучение к основам экономики в объёме одного академического часа 2 раза в месяц, сроком реализации 1 год.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с начального и среднего школьного звена, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Несовершеннолетний поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Школьник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Насыщение жизни школьников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, поэтому данная проблема была выбрана мной. Это приблизит дошкольника к реальной жизни, пробудит экономическое мышление, позволит приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги, углубит и закрепит знания несовершеннолетних в области экономического воспитания.
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания у воспитанников Центра видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Воспитанник Центра приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать. Независимо от того, занимается школьное учреждение экономическим воспитанием или нет, воспитанник Центра согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а моя задача, как социального- педагога и родителей сделать ее инструментом для использования.
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача социального - педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Сформировать у воспитанников Центра общие представления об основах финансовой грамотности, ее основных понятиях и закономерностях, для того чтобы лучше подготовить несовершеннолетних к выполнению таких социальных ролей.
Задачи программы:
а) сообщить воспитанникам элементарные сведения о финансовой грамотности и добиться их понимания, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми воспитанники встречаются в своей повседневной жизни;
б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономически взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении воспитанников, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; что значит быть финансово грамотным;
в) привить воспитанникам навыки финансово грамотного поведения в повседневной жизни;
г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;
д) создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в будущем.
- ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Непосредственно образовательная деятельность:
Непосредственно образовательная деятельность позволяет расширить экономический кругозор, уточнить имеющиеся знания и представления, познакомить с новыми престижными экономическими профессиями, понять роль труда в жизни человека, изучить специфику товарно-денежных отношений и рекламы, научить разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Решение проблемной ситуации:
Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) воспитанник приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы:
Чтение художественной литературы расширяет знания и представления об экономической действительности, объясняет непонятные экономические явлениям, способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий экономического характера, формирует словарь несовершеннолетних.
Дидактические игры:
В дидактические игры уточняют и закрепляют представления детей о мире экономических явлений, терминах, позволяют приобрести новые экономические знания, умения и навыки. Несовершеннолетние, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Сюжетно-дидактические игры:
Помогают сделать экономику понятной, постичь смысл труда, проявить интерес воспитанников к экономическим знаниям. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку:
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Математические игры:
Вооружают несовершеннолетнего средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые несовершеннолетний использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает воспитаннику путь к творчеству.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Тема |
Сентябрь | «Экономика - что это такое?» (Знакомство с основными понятиями экономики) |
«Экономика – наука теоретическая или практическая? Зачем и для чего служит?» | |
Октябрь | «Деньги – что это такое, какие виды существуют?» |
«Наличные, безналичные, электронные деньги» | |
Ноябрь | «История возникновения денег на Руси» |
«История возникновения Рубля» | |
Декабрь | «Бюджет. Виды бюджета» |
«Семейный бюджет, как рассчитать его правильно» | |
Январь | «Дом - моя крепость и счета за коммунальные услуги» |
«Учимся высчитывать счета за коммунальные услуги» | |
Февраль | «Моя Страна» (ресурсы) |
«Мой Город» (ресурсы) | |
Март | «Магазин, реклама, продажа» |
«Весело пойдем мы в магазин» | |
Апрель | «Копим долго, тратим с умом» |
«Первая самостоятельная покупка» | |
Май | «Войны и экономика» |
«Ресурсы России и ее потенциал на мировом рынке» |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В результате освоения данной программы воспитанники Центра:
- Владеют основными экономическими понятиями, применяют их в самостоятельной практической деятельности;
- Умеют вести себя правильно в разных экономических ситуациях;
- Владеют понятием семейный бюджет, знают разумные способы зарабатывания денег и разумно могут их использовать.
- Умение выражать свое отношение к экономической действительности в разных видах деятельности (речевой, игровой продуктивной и т.д.);
- Владение навыками рационального видения домашнего хозяйства;
- Бережно относятся к предметам окружающего мира созданного руками человека;
- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Проявляют интерес к познанию экономической действительности.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности несовершеннолетних с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого воспитанника реализуется путем индивидуализации заданий. Несовершеннолетний всегда имеет возможность принять самостоятельное решение при выборе задания исходя из степени его сложности.
В програаме уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды Центра помощи, и возможностей современного воспитанника.
Воспитанникам предлагаются задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках и интернет ресурсах. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль несовершеннолетнего. Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия и индивидуальной работы.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
- Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
- Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
- Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
- Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
- Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
- Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
- Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
- Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18
- Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
- Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37
- Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
- Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69
- Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47
- Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36
- Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48
- Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30
- Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.
Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию
Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...
Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"
Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает &qu...
Профессии мира экономики
В рамках профориентации некоторые мысли по поводу особенностей профессий...
Программа «Я в мире экономики» (занятия по экономическому развитию подростков с лёгкой умственной отсталостью), 6-7 класс
Основной целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры....