Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"
план-конспект урока по истории по теме
Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает "новые информационные технологии и Интернет".) Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем информации. У студентов формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой, а вместе с тем развивается интерес к изучению истории. Использование компьютеров позволяет повысить уровень и качество преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 95.5 КБ |
4_gruppa.doc | 46 КБ |
3_gruppa.doc | 29 КБ |
2_gruppa.doc | 35 КБ |
1_gruppa.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства» | |
Методическая разработка урока | |
Учебная часть |
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора поУР
ГОУ СПО БРТСиГХ
_____________Э.Л.Хамагаева
«___» ______________ 20__ г.
Тема урока: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру.
1945-1950гг"
СОГЛАСОВАНО
Председатель ПЦК
_____________Островская И.Л,
«___» ________________2013г.
г. УЛАН-УДЭ
2013
Тема урока: СССР в 1945-1953гг.: от войны к миру
Цели урока:
- Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны
- Задачи урока:
- Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
- Продолжить формирование общих компетенций.
- Формировать гражданскую позицию студента, его осознанного отношения к Отечественной истории.
Тип урока: Урок-проект с использованием НИТИ - методики
Оборудование урока:
- Компьютеры. Доступ к интернету.
- Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.
- Кадры из кинофильма «Кубанские казаки»
- Рабочие листы для самостоятельной работы.
План урока.
- Мотивация. Введение в тему.
- Изучение нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
(Работа в группах, выступления студентов по предложенным темам, презентация).
- Рефлексия. (Обсуждение, решение проблемных вопросов, самооценка работы).
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Введение в тему. Учитель. Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.
– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации. Презентация, слайд 1
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:
- Перевод страны на мирные рельсы. (Конверсия)
- Восстановление экономики СССР. Презентация, слайд 2
Учитель формулирует тему урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950гг" Презентация, слайд 3
План изучения нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Уровень жизни в СССР в 1945-1953 гг. Презентация, слайд 4
II. Изучение нового материала.
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
Учитель. Дискуссии о вариантах послевоенного развития экономики. Медленный. Быстрый. Победила точка зрения Сталина. Презентация, слайд 5
Изучение 2-5 вопросов новой темы строится на основе групповой работы.
Группа делится на 4 группы, каждая из которых получает задание.
Условия работы в группах:
- Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
- Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух-пяти слайдов.
1 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
- Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
- Укажите трудности восстановительного периода.
- Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
- Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
2 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
- Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
- Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
3 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
- Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
- Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
4 группа. Задание. Покажите уровень жизни населения СССР в 1945-1953 гг.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни».
- Охарактеризуйте уровень жизни после войны.
- Покажите изменения быта советского человека.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.
Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.
III. Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.? Презентация, слайд 6
– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.
– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период?
Презентация, слайд 7
Подведение работы студентов на уроке:
Я горжусь………………………………………………..
Мне горько……………………………………………
IV. Домашнее задание. Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки послевоенной экономики»
Предварительный просмотр:
4 группа
Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.
Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны».
- Охарактеризуйте уровень жизни населения.
- Покажите изменения быта советского человека.
На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны
Задачи: Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946—1950 гг. предусматривал подъем жизненного уровня народа:
- снижение цен на все товары,
- рост заработной платы,
- большое жилищное и культурно-бытовое строительство,
- расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.
После войны вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы.
Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа.
Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены. После денежной реформы 1947 года при средней зарплате 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 рубля, мяса – 28-32 рубля, сливочного масла – более 60 рублей, десятка яиц – около 11 рублей. Чтобы купить шерстяной костюм, надо было потратить зарплату за 3 месяца. в 1948 году государство объявило о 20% снижении цен на алкогольные напитки, парфюмерию и косметику, витамины, мотоциклы, велосипеды, табак, автомобили. Учитывая данные о принудительном, бесплатном труде, о заниженном уровне оплаты сельскохозяйственной продукции нетрудно объяснить механизм снижения цен. Так же легко соотнести возможности населения в покупке этих товаров и их жизненную ценность, и актуальность для населения.
В 1947-1948 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. На протяжении всех первых послевоенных лет наблюдался рост номинальной зарплаты в промышленности (1945-1950 гг. - 8% в год; 1950-1953 гг. - 2,3% в год). Медленно, но повышался уровень потребления населения (анализ показывает, что уровень потребления довоенного 1940 г. был достигнут в 1951 г.).
Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. 33 млн. колхозников кормили 200 млн. жителей страны, сами при этом недоедали и голодали. Для того чтобы купить килограмм масла колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозник получал 4 копейки, в Калужской и Тульской – 1 копейку. В среднем колхозники в начале 50-х получали 16,4 рубля в месяц (почти в четыре раза меньше рабочих и служащих). Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п. Деревня резко отставала от города условиями жизни. Многие колхозы годами не выдавали работникам на трудодень ни одной копейки. Крестьяне не имели паспортов и, по сути, принудительно прикреплялись к земле. До середины 50-х годов отсутствовало пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников.
Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Многие семьи по-прежнему жили в землянках, бараках, трудились порой под открытым небом.Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. — 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения — в коммунальных квартирах.
Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.
Какие цены были в 1947 г. (год денежной реформы) на основные продукты питания и товары народного потребления и какими они стали через шесть лет (в год смерти Сталина), явствует из приведенной ниже таблицы. Цены в Сталинских руб
Наименование продуктов и товаров | 1947 | 1953 | Снижение |
Хлеб черный | 3 руб. | 1 руб. | в 3 раза |
Мясо (говядина) | З0 руб. | 12 руб. 50 коп. | в 2,4 раза |
Молоко (1 л) | 3 руб. | 2 руб. 24 коп. | в 1,3 раза |
Масло сливочное | 64 руб. | 27 руб.80 коп. | в 2,3 раза |
Сахар-рафинад | 15 руб. | 9 руб. 40 коп. | в 1,6 раза |
Шерстяная ткань (1 м) | 269 руб. | 113 руб. | в 2,5 раза |
Предварительный просмотр:
3 группа
Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.
Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
- Укажите причины и раскройте содержание денежной реформы.
- Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
Денежная реформа 1947г
В декабре 1947г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».
С 15 декабря старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении 1:1).
Причины провести реформу были достаточно серьезными:
1.Во время войны печатный станок трудился усердно. По подсчетам специалистов, если накануне войны в обращении находилось 18,4 миллиарда рублей, то к 1 января 1946 года – 73,9 миллиарда рублей, или в 4 раза больше. Денег выпустили больше, чем нужно было для товарооборота, так как цены были фиксированными и большая часть продукции распределялась по карточкам. 2.Вместе с тем значительная часть денежных средств осела у спекулянтов. Их-то государство и решило избавить от нажитого отнюдь не непосильным трудом. Официальная советская пропаганда подавала денежную реформу 1947 года как удар по спекулянтам, которые нажились в трудные военные и послевоенные годы. 3. Наряду с рейхсмарками рубль имел хождение на оккупированных территориях. Более того, власти Германии печатали фальшивые советские рубли, которыми, в частности, платили зарплаты. После войны эти фальшивки было необходимо изъять из оборота.
Госбанк СССР в течение недели (в отдаленных районах страны – двух недель) производил обмен денежной наличности на новые рубли. Наличные деньги менялись на вновь выпущенные из расчета 10:1. Вклады населения в сберкассы переоценивались в зависимости от размера: до 3000 рублей – один к одному; от 3000 до 10 000 – три старых рубля на два новых, а свыше 10 000 – два к одному.
Итоги
Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.
Учитывая короткие сроки проведения реформы и состояние инфраструктуры, некоторые люди чисто физически не успели предъявить деньги к обмену. В результате реформа ударила в первую очередь по сельскому населению
Предварительный просмотр:
2 группа
Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.
Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
- Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни.
- Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
На основе полученной информации создайте презентацию из 2-5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
Сельское хозяйство после Великой Отечественной войны
Задачи:
Восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в целом. Объем сельскохозяйственного производства должен был, по сравнению с довоенным, возрасти на 27%.
Трудности после войны в восстановлении сельского хозяйства.
а) Сокращение посевных площадей на 32%.
б) Ослабление материально-технической базы.
в) Ослабление транспорта, в основном использовался гужевой транспорт.
г) Нехватка специалистов, а также, рабочих рук – мужчин.
Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери.
Методы и пути восстановления сельского хозяйства:
Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность. «Вся деятельность колхозов и совхозов жестоко регламентировалась «сверху». После февральского (1947г.) Пленума ЦК колхозы фактически были лишены права решать не только сколько, но и что сеять. Специальным пунктом предписывались даже даты подъема чистых паров: на Юге и Северном Кавказе – не позднее 20 мая, а в остальных районах – к 10 июня.
Жители деревни мало что получали за свой труд в общественном производстве, кормились с приусадебных участков. С них же они платили и натуральную повинность, которую взимало около 1 млн. заготовителей. В 1953 году каждый колхозный двор был обязан сдать государству от 40 до 60 кг мяса, от 100 до 250 кг молока, десятки яиц, шерсть и т.п. по существу приусадебное хозяйство колхозников кормило страну мясом, молоком и картофелем. Лишь в производстве зерна и технических культур первенство оставалось за колхозом и совхозами.
Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.
Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.
Итоги: В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.
К концу пятилетки выросло производство зерна, хлопка, льна, сахарной свеклы, масличных и кормовых культур, положительные сдвиги наметились в развитии животноводства. Однако сельское хозяйство СССР еще серьезно отставало от темпов общего хозяйственного развития страны.
Таким образом, грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок сельского хозяйства.
Предварительный просмотр:
1 группа.
Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.
Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
- Охарактеризуйте планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
- Укажите трудности восстановительного периода.
- Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
- Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
На основе полученной информации создайте презентацию из 5 слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
Выступите перед группой с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
Промышленность
Проекты и планы
IV пятилетний план (1946-1950 гг) предусматривал достичь довоенного уровня по основным промышленным показателям к 1948 г., а к концу пятилетки - превысить показатели на 48 %. (В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.)
В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач:
- переход с военного производства на выпуск мирной продукции - КОНВЕРСИЯ
- восстановление разрушенных предприятий;
- расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий.
В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности — на 30%.
Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям тяжелой промышленности: машиностроению, металлургии, энергетической промышленности. В эти отрасли уходило 88% капиталовложений.
К 1950г. были полностью восстановлены громадные предприятия тяжелой индустрии, восстановлены Кировский завод, Сталинградский тракторный, Днепрогэс, Ростсельмаш, Донбасс и т.д. В 1946г. вступил в строй первый газопровод Саратов-Москва, началась газификация квартир в Москве.
Трудности
Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, текучестью рабочих кадров.
Не были приняты меры материального стимулирования труда, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких показателей без дополнительных вложений.
Итоги
Промышленное производство в стране значительно увеличилось и в 1950 году превзошло довоенные показатели на 73%.
Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.
В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня.
Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 году
Источники
- высокая мобилизационная способность директивной экономики, экстенсивное развития (новое строительство, дополнительные топливные ресурсы, сырье)
- трудовое подвижничество народа. Миллионы людей, истосковавшиеся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Этот трудовой подвиг был облачен властями в соцсоревнование и сыграл огромную роль в возрождении страны. Они активно участвовали в многочисленных трудовых коммунах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.),
- Бесплатный труд многомиллионной армии советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев).
- Репарации с Германии (материальные ценности на сумму 4,3 млрд. дол.) они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности.
- Традиционная перекачка средств из аграрного сектора в промышленный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.
Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...
методическая разработка урока технологии 8 кл. «Экономика приусадебного участка»
Содержит технологическую карту урока, соответствует ФГОС. В логике проблемного обучения....
Урок "Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период"
Урок изучения нового материала. На примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий....
Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"
Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....
презентация к уроку "Восстановление народного хозяйства в СССР после войны"
Презентация к уроку истории "Восстановление народного хазяйства в СССР после войны", предполагающую групповую работу по технологии сотрудничество...
конспект урока по теме "Восстановление текста"
Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»Цель: отработка навыков по переработке текста....
Урок на тему: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
Открытый урок истории 11 классаТема: Восстановление и развитие экономики и социальной сферы...