Организация дистанционного обучения с использованием сервисов Web 2.0
статья
Рассмотрены основные аспекты дистанционного обучения с применением сервисов Web 2.0. Отмечены проблемы в дистанционном обучении и пути их решения. Обсуждается специфика построения асинхронного (offline) и синхронного (online) обучения. Для формирования электронного образовательного контента рассмотрен потенциал новых образовательных web-технологий (wiki-среда как совместный инструмент систематизации и аккумулирования знаний; социальные сервисы — как инструмент, реализующий нестандартные образовательные подходы в режиме реального времени; сервисы прикладных программ для работы над совместными проектами и групповой работы с режимом доступа с любого устройства). Для управления электронным образовательным контентом рассмотрена модульная обучающая среда Moodle, которая позволяет аккумулировать большой объем структурированной информации в рамках образовательной тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_distantsionnogo_obucheniya_s_ispolzovaniem_servisov_web_2.0.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС выдвигает новые требования к информационно-образовательной среде. Информационная среда должна обеспечивать возможности информатизации работы учителя и учащегося. Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Таким образом, требования ФГОС к метапредметным результатам требуют изменения технологии организации обучения. Особую практическую значимость при этом приобретают средства и сервисы ИКТ (ЦОР, технологии дистанционного обучения, социальные сервисы web 2.0), ориентированные на развитие надпредметных умений, связанных с организацией информационно-поисковой, аналитической и продуктивной деятельности на основе структурированного представления информации и коллективного сетевого взаимодействия школьников в процессе разработки образовательного контента.
Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в своей статье «Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании» говорит о востребованности дистанционной формы обучения в школьном образовании:
∙ заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
∙ очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
∙ в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
∙ возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
∙ весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
∙ дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
∙ наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей-разработчиков курсов и тьюторов, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. Таким образом, используя технологию СДО можно говорить об эффективности развитии таких предметных компетенций у обучаемых как:
1. знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
2. понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости;
3. владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;
4. способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;
5. применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, избиратель).
Дистанционное обучение - это новая образовательная система, предусматривающая, как и любая другая образовательная система, цели, содержание, методы (педагогические технологии), организационные формы и средства обучения, но в дистанционной форме на основе компьютерных телекоммуникаций, которые позволяют в данном случае значительно шире и эффективнее использовать возможности Интернет-ресурсов. Это открытая система - цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения - обусловлены единой концепцией - концепцией гуманистической педагогики, спецификой дистанционной формы обучения. Если принцип системности используется грамотно на всех этапах создания, развития и использования данной системы, то такая система действительно способна дать новое качество, которое не может дать ни один отдельно взятый ее компонент. Связи, взаимодействия, развития, функционирования, управления создают открытость системы, возможность ее дальнейшего развития, совершенствования.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения учителя с учеником с максимальным нормативно установленным количеством обязательных занятий. В центре дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения, обучаемые должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Гипертекстовые мультимедийные возможности дистанционного курса позволяют слушателям искать нужную информацию и осуществлять пооперационный контроль. Радикально изменяются формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить: максимальное использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа"; нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов.
Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории обучения; присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим пользователя. В целом такая система заставляет учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какието аспекты. Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться как на основе оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.
Среди основных преимуществ дистанционного образования можно выделить:
1) Доступность. Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
2) Гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам. При хроническом недостатке времени учиться надо все больше и больше. Причем процесс обучения должен начинаться когда угодно — когда есть время; длиться сколько угодно — сколько есть времени и сил; он может быть внезапно прекращен или прерван, и может быть продолжен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т. д. и т. п. Радикальный прорыв в этой области позволили осуществить известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер и Интернет, а в ближайшей перспективе — мобильный Интернет и беспроводные локальные сети.
3) Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. В среднем дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм обучения. Кроме этого количество обучающихся не является критичным параметром.
4) Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина, учебный курс, освоенные обучающимся, адекватны по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
5) Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию. Причем это расписание может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.
6) Социальность. ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий. Предоставляет возможность обучающемуся поступить в учебное заведение НПО, СПО и ВПО.
7) Живое общение. Видеолекции, видеоконференции и форумобщение компенсируют отсутствие прямого визуального контакта. Компьютерная программа, в которой происходит обучение и обмен данными, позволяет выходить на связь не только с преподавателями, но и со студентами.
8) Технологичность. В системе ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
Технологию дистанционного обучения трудно себе представить без использования сервисов Web 2.0. Это второе поколение интернет-сервисов, которые базируются на совместной работе пользователей по созданию и обмену контента. Данные сервисы отличает простота, доступность и надѐжность, возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно, использовать собранный материал оффлайн и он-лайн. Сервисы Web 2.0 могут быть использованы для обучения: педагог с учащимися на базе бесплатных сервисов создают новый контент, учатся, результаты этой деятельности открыты для просмотра и изменения + осваиваются интернет-технологии. Это практически сетевой проект, для реализации которого у педагога есть неограниченные возможности. Работа с данными сервисами интересна и полезна и учителям, и ученикам. Каждый из Web 2.0 сервисов можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, в основном, от возможностей предлагаемой программы пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя. С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
∙ совместный поиск;
∙ совместное хранение закладок;
∙ создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);
∙ совместное создание и редактирование гипертекстов;
∙ совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
∙ совместное редактирование и использование карт и схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Кампуса и Skype для организации дистанционного обучения.
Статья о применении Кампуса и Скайпа для организации дистанционного обучения. (Из опыта работы.)...
Использование электронных образовательных ресурсов сети Интернет при организации дистанционного обучения.
Использование электронных образовательных ресурсов сети Интернет при организации дистанционного обучения. В последние несколько лет в любых дискуссиях на тему образования...
Организация дистанционной формы обучения посредством использования сервиса Google Classroom
В статье рассматривается опыт использования сервиса Google Classroom для практического использования в процессе дистанционного обучения....
Организация дистанционного обучения на уроках технологии с использованием платформы Jitsi meet
Презентация будет полезной учителям технологии при организации дистанционного обучения учащихся....
Презентация "Использование он-лайн тестов и кроссвордов, созданных на платформе OnlineTestPad, при проведении текущего контроля и другие методы организации дистанционного обучения"
Презентация "Использование он-лайн тестов и кроссвордов, созданных на платформе OnlineTestPad, при проведении текущего контроля и другие методы организации дистанционного обучения". Данная п...
Организация смешанного обучения с использованием онлайн-сервисов
Методическая разработка занятия для педагогов по организации смешанного обучения с использованием онлайн-сервисов....