Организация процесса самообразования педагога.
методическая разработка

Лемешкина Ксения Вячеславовна

Для личностного и профессионального роста главным условием становится постоянное приобретение знаний и навыков. В век высоких технологий человек получает намного больше информации, чем это было даже 15 лет назад. Тогда возникают проблемы: как успеть в век динамично развивающихся научных и социально-значимых проектов получить  актуальные знания и какие знания нужно  считать актуальными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_protsessa_samoobrazovaniya_pedagoga.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса самообразования педагога.

«Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.» (В.А.Сухомлинский)

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика, а также сложившемуся общественному мнению в отношении статуса учителя. Готовясь к уроку, разрабатывая речь для общения с родителями, моделируя внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, сверяться с актуальным опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование в области общения со всеми  участниками образовательного процесса.

Самообразование осуществляется добровольно и осознано. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования профессиональных и личностных  качеств и навыков.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Специалисты выделяют основные формы организации самообразования для понимания построения этапов самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию.

5. Сетевые педагогические сообщества.

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе,  и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. И главное, придать уверенности в своем профессионализме.

Опытный педагог имеет возможность увеличить объем своих знаний более актуальной информацией,  найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть базовой диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

Этапы самообразования педагога.

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, т.е это этап, на котором формируются и осознаются потребности учителя в получении той или иной формы самообразования; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели и задачи работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). На этом этапе крайне важна личная мотивация педагога.

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); практическое апробирование выбранных методов работы; мониторинг и анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением методической литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно проводить организованные коллективные обсуждения с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение: в ходе дальнейшей работы педагог уже использует накопленный опыт, а также занимается внедрением полученных знаний в рабочий процесс. Учитель занимается разработкой собственных наработок по интересующей теме, опираясь на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); Далее идет работа с апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег и т.д.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.  Он может  провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, интереса и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из задач образовательного учреждения;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по самообразованию.

 На основании выбранной темы педагог  разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цель
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • вспомогательные материалы и ресурсы
  • формы самообразования
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Каждый творческий человек постоянно находит разные способы презентации приобретённого опыта, знаний по выбранной теме.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Одни и те же источники, однако, могут способствовать и тому и другому одновременно. Это:

• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

• интернет;

• видео, аудио информация на различных носителях;

• семинары и конференции;

• мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;

• курсы повышения квалификации и др.

2.3 Результат самообразования.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства, качественное улучшение персональных методических навыков и собственная удовлетворённость процессом саморазвития. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Приведем пример:

• повышение качества преподавания предмета (тут необходимо идентифицировать маркеры, по которым будет определяться эффективность и качество);

• разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядность и др.;

• внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

  • разработка сайта, информационной страницы в соц сетях;

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.

Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:

- трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;

- планирование самостоятельной работы;

- недостаточные рефлексивные умения;

- недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.

-недостаток мотивации педагога (если бы выделялось финансирование, творческий отпуск или подобная помощь, то многие педагоги с большей частотностью добровольно занимались самообразованием);

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Определим компоненты готовности педагога  к самообразованию:

когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять);

- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования);

- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования);

- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).

На этом этапе могут помочь различные анкеты – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе. Участие методической службы является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Задача не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Для отслеживания методической работы учителя ежегодно составляется план самообразования педагогов.

  1. ФИО педагога
  2. Тема
  3. Актуальность
  4. Цель
  5. Основные направления деятельности
  6. Задачи
  7. Перечень вопросов по самообразованию
  8. Предварительный просмотр
  9. Форма самообразования

В плане четко определяется, кто над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Приветствуются наглядные таблицы, которые можно вести в электронном формате.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: 
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.  

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.

Список литературы.

А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская (и д.р.) «Работаем по новым стандартам.

А.В. Гаврилов «Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»

А.В. Хуторской « Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать ФГОС (электронный ресурс)».

Г. Хасанова, Р. Исхакова «Психология управления трудовым коллективом»

И.И. Донова «Самообразование как условие профессионального роста»

Материалы 6 научно-практической конференции педагогов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ. «Междисциплинарный подход в реализации основной образовательной программы основного общего образования».

О.А. Уварова «Механизмы и секреты технологии модерации».

Т.Б. Иванов «Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по организации в образовательном учреждении самообразования педагогов.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных к...

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося.

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах. Выступление на педсовете....

Индивидуальный план профессионального и личностного развития педагога в процессе самообразования

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методоло...