Методический семинар "Роль самообразования педагогов в повышении качества образовательного процесса"
методическая разработка

Гумерова Ильмира Ильгизаровна

распространение передового педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metodicheskiy_seminar.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  методического семинара.

 «Роль самообразования педагогов в повышении качества                                                                                                         образовательного     процесса»

 "Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский) 

Цель:                    передача коллегам личного профессионального опыта.

Задачи:

              -создание условий для профессионального общения, самореализации и                                               стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

             -повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов;

              -распространение передового педагогического опыта;

  Применяется презентация.

1. Введение.

«Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». С.И. Ожегов

 2.Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие  к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества.

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества ;

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• иностранные языки

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби

Процесс самообразования предполагает самостоятельно добывать знания из различных источников, использовать эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Приходится использовать свои источники знаний:

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

         В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

 Принцип работы:  ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Самообразование  будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

  • интерес к работе;
  • возрастающая ответственность за результаты труда;
  • пример коллег;
  • организация труда в школе;
  • внимание администрации к возникшей проблеме;
  • новизна деятельности;
  • обучение на курсах;
  • пример и влияние администрации;
  • организация методической работы в школе;
  • возможность получения признания в коллективе.

Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

  • недостаток времени;
  • состояние здоровья;
  • разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
  • недостаточная поддержка со стороны администрации;
  • собственная инерция;

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя.

1 стадия: "выживание" (первый год работы); 
2 стадия:
 "адаптация" (2 – 5 лет работы); 
3 стадия: 
"зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования). 
4 стадия:  фаза подъема   или  
"спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.

Первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями.

Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.

Третий – возрастанием творческой потребности и активности. 

     В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.

           Что же нужно сделать, чтобы на уроках ученикам было интересно?  Ответ очевиден – активная деятельность учащегося на уроке, так называемый деятельностный подход к обучению.

         Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Древняя китайская мудрость гласит:

« Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я научусь»

-От услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания,

-от воспринятого через чтение закрепляется 30%, 

-наблюдение оставляет в среднем около 50% воспринятого,

-практические действия с учебным материалом оставляют в их памяти в среднем

90 % воспринятого.

Значит процесс обучения будет высоко эффективным, если будет создана совместная деятельность.

 Что же такое деятельность?

  • Это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают коренные изменения, преобразующие сущность и себя самого.
  • Это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов.

Организуя совместную деятельность нужно учитывать и индивидуальные психические различия учащихся. Для этого необходимо определить темперамент учеников с помощью теста и дать задания каждому индивидуально:

сангвинику - предлагать только интересные для него дела: обосновать что-то, доказать, подтвердить свои выводы; его работу нужно постоянно контролировать, гак как он быстро охладевает к ней;

Сангвинику, наделенному безграничной любознательностью, важна сама возможность использовать изучаемые факты в жизни, в практической  деятельности.

холерику полезны задания на обдумывание и анализ выполненной работы; его нужно приучать к самоанализу действий.

Они, если и отвлекаются, то для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую невыносимо скучной. Их самостоятельную работу можно разнообразить путем включения заданий, различных по форме предъявления, по характеру или по уровню содержания.    

флегматик - любит однообразную, хорошо знакомлю работу, все делает не спеша, его надо исподволь переключать с одного вида деятельности на другой, сильно разнообразить его работу не следует, поторапливать тоже; активизировать надо постепенно.

У флегматиков есть склонность к систематической работе. Важно создать на уроке условия, переключающие внимание такого ученика на предстоящую деятельность. Используя наглядный метод — схемы, таблицы, графики — вы поможете такому ученику структурировать его ответ.  

Меланхолика- чаще включать в групповые виды деятельности для   того, чтобы преодолеть природную застенчивость, чаще подбадривать и хвалить за любые успехи.  

Меланхолику, необходима возможность познавать себя через изучаемый материал. Для него благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Для взаимодействия с ним подходит метод алгоритмических предписаний. Надо постоянно наблюдать за его работой, обязательно поощрять за  старания .

     Итак, правильно организованная активная деятельность на уроке и во внеурочных мероприятиях становится тем самым фактором, который обеспечивает высокий уровень получаемых учащимися знаний и умений и является решающим фактором для формирования у учащихся навыков самообразования.

Если человеку дать одну рыбу,  он будет сыт один день,

Если человека научить ловить рыбу,  то он будет сыт всю жизнь.

Если ты думаешь на один год вперед – сажай зерно,

Если ты думаешь на 10 лет вперед – сажай дерево,

Если думаешь на 100 лет – обучай народ.    (древняя восточная мудрость)

                                  Заключение.

Труд учителя многогранен и очень сложен. Чтобы ученик пошел за учителем,  сам учитель должен быть интересным человеком, творческим, готовым учиться всему новому, может быть даже у своих учеников.  Очень надеюсь, что в скором времени важность знаний, а не полученных оценок будет интересовать в первую очередь детей их родителей, а не только учителей!  А уж учителя, наработавшие богатейший опыт в обучении, всегда готовы к новым высотам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...