Метапредметность как условие достижения высокого качества образования
статья (10 класс)

Немеш Марина Валерьевна

Ставропольский базовый медицинский колледж     Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

          Ставропольский базовый медицинский колледж                   

Статья

Метапредметность как условие достижения        высокого качества образования.

                                                                           Подготовила преподаватель

                                                                            русского языка          

                                                                            и литературы    Немеш М.В.

                                                   

                                                     

                                                 2020г.

                                               г. Ставрополь

    Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:

- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг сдругом?

- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала?

- Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ?

- Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?

- Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

  Прежде всего давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

  "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

   Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Формирование умения учиться. Это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним ,существует до его конкретного проявления. Это промысливание, а не запоминание.

   В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

  В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

 Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

   В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В рамках предмета изчается генезис таких понятий, как «государство», «город», «движение», «функция» и пр.

  Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

  Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

  ВАЖНО: найти самое простое решение (от простого к сложному); использовать опыт, уже есть; создать целостную картину мира.

  Метапредметный подход заключается в раскрытии философского понятия средствами своего предмета через речемыслительную деятельность учащихся.

  Речемыслительная деятельность – это способ мышления, присвоение знаний- пропускание через себя.

  ВАЖНО:

1.Быть профессионалом в предмете;

2.Сценарий урока (импровизация:  не знаешь ,как пойдёт урок);

3.Формирование способностей учащихся (воображение, сопоставление);

4.Нетрадиционность.

                                     АЛГОРИТМ

  Соотнести тему и метапредметное понятие ----раскрыть понятие на основе нескольких словарей------противоречие(ПОРЯДОК-СИСТЕМА--------ХАОС-БЕССИСТЕМНОСТЬ)-------предмет-----вывод.

   Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

  Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получениизнаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

   Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию.

   Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.              

   Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. . В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

    В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

   В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

    Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

   Урок по литературе «Прекрасное есть жизнь» поэзия Ф.Тютчева. Философские понятия «прекрасное и безобразное»----свойства воды---живопись----литературные произведения----анализ стихотворения-----синквей----формула прекрасного.

   Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

  Сущность метапредметного подхода I уровня: это синтез предметного и надпредметного подходов в образовании.

  Сущность метапредметного подхода II уровня: выявление, установление и осмысление внутренней связи между истинами (знаниями, законами, закономерностями, фактами, открытиями) разных наук, учебных предметов.

  Отличие от интегративного подхода. Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т. е. сложениеЗУН, то метапредметный подход предполагает синтезацию ЗУН, т. е. получение нового знания более высокого уровня.

  Сущность метапредметного урока. Это урок-синтез родственных, смежных и переферийных учебных предметов в целях получения нового более широкого и целостного знания об окружающей действительности.

  Сценирование урока с элементами метапредметного подхода:

- Выбор метапредметной темы урока, то есть такой темы, которая может быть раскрыта на разном предметном материале. Например: метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»; метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация» и др.

  Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе? Не надо спорить, что важнее – создание модели “человека знающего” или “человека думающего” Перед нами встаёт очень сложная задача: влить новые идеи в старую систему, не ломая её сразу и кардинально. Начнём с ответов на вопросы, поставленные перед нами методикой. На вопрос “чему учить” мы отвечаем: учить мыслить, предполагать, ошибаться (не боясь ошибок); спорить, не уходя в схоластику, доказывая свою точку зрения; умению слушать и слышать; использовать в своих интересах весь опыт человечества;сохранять, приумножать и творить культуру, основываясь на социокультуре и этнокультуре.

  Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. Было обнаружено: в качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть рассмотрены знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный – характер.  Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно.

  Метапредмет  создает канал, по которому человек может беседовать о том, что ему интересно; возможность превращать в предмет работы то, что действительно интересно и про что весь мир говорит и что людей волнует, а мы оказываемся как бы в стороне; повышение интеллектуализма

   Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться. Мы хотим Вас в этом убедить сегодня во время нашего круглого стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку».

Современная школа заставляет решать непростые задачи. Одна из них  «Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку»....

Обеспечение мотивации учения и преподавания как одно из условий повышения качества образования.

В статье поднимается одна из важных проблем школы - проблема мотивации преподавания и обучения. Как пробудить в ученике желание  учиться. Что нужно делать учителю, чтобы обеспечить возникновение,...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения

Сегодня многие  учащиеся используют  компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования  умеют  далеко не всегда.Поэ...

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутст...