Материал методического семинара на конкурс "Педагог года - 2019
проект
2 этап конкурса "Педагог года -2019"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 24.18 КБ |
ms_wecompress.com_.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
учителя истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 2» г.Покачи
Нигматуллиной Гульсум Сагадатовны
Я работаю в образовательной среде 23 год. После окончания башкирского государственного университета 17 лет проработала в сельской школе, 5 лет – в Республиканской гимназии, а в этом году свою педагогическую деятельность продолжила в городе Покачи.
Когда я начала работать учителем, я для себя вывела свое педагогическое кредо – это знания, умения, мотивация (ЗУМ). Причем мотивация не только детей, а мотивация именно меня, как преподавателя, потому что от меня зависит очень и очень многое.
Дети пойдут за тем педагогом, который внушает им доверие как настоящий профессионал, горит идеей, дает знания на понятном языке.
С 5-6 классами у меня не возникало проблем, нам было интересно на уроках, была высокая мотивация.
Но когда они пришли в 7,8 классы я увидела, что у многих детей пропало желание учиться, что привело к ухудшению успеваемости по предметам. Анализируя эту ситуацию, я пришла к выводу:
Что это связано, во-первых с перехОдным возрастом.
2 проблема – увеличение объема информации привела к тому , что дети затрудняются систематизировать и анализировать полученные знания и надо было найти ту методику преподавания, которая поможет поднять мотивацию к урокам истории и у учителя, и у детей.
И тема моего самообразования –
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории».
21 век – это век информационный, когда она доступна для всех, и главная задача учителя, научить детей работать с ней.
Многие говорят, что современные дети не читают, но это неправда, они читают, но не то что мы хотим. В основном это интернет-ресурсы, многие подписаны на новостные каналы.
Но как разобраться в этом потоке информации, не запутаться, извлечь полезное, систематизировать знания. И задача учителя – помочь детям.
На уроке можно применить много разных приемов, благо их сейчас много, и они доступны, благодаря интернету.
Одним из таких приемов является технология критического мышления, которая состоит из разных методик.
1. Мозговой штурм - Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий всего класса, и возможность развивать идеи друг друга.;
2. Прием «Корзина идей» состоит из нескольких частей, в ходе которого дети приходят к верному решению.
3. Кластер - Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала;
4. Фишбоун - Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
5. Кубик Блума – Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Суть этого метода в том, что данный прием больше всего подходит для учащихся разного возраста, т. к. он вносит элемент игры в урок, соревнования, а это очень важно для ребенка.
Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
Во время повторения пройденного материала можно применить игровую форму «Путешествие в прошлое», «Суд над Петром 1», «Своя игра» и т.д.
В своей работе я широко применяю информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания, что позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В ходе уроков с использованием ИКТ применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» я широко использую «Цифровые образовательные платформы».
И работая с разными методами, мы должны научить ребенка уметь пользоваться теми знаниями, которые он получил на уроке. И если возникает какой-либо вопрос по истории, он пришел именно к вам с этим вопросом и вместе нашел ответ на этот вопрос.
Осмысление прошлых событий вызывает много вопросов.
Сейчас многие вопросы истории Почему? Начали заменяться вопросом Зачем?
И задача учителя – объективно излагать исторические факты:
Ведь невозможно стать настоящим гражданином страны, не зная ее истории: как не возможно полюбить маму, не зная что она мать... как невозможно полюбить мороженное ни разу его не попробовав...
Потому что именно из истории России мы узнаем о наших предках, о наших родителях. Именно они заложили большинство обычаев и традиций по которым сейчас живут и ты и я...
Потому что именно история воспитывает в гражданине истинную любовь и патриотизм к своей родине, уважение к своим предкам, а соответственно и к людям...
Потому, что именно история ответит тебе на множество вопросов: почему Россия самая большая страна в Мире? или почему погибли три твоих прадедушки во время великой отечественной войны - почему начинаются войны?
История это наука, как математика или физика, а в науке есть законы и один из законов истории - "все развивается по спирали", и поэтому, чтобы знать будущее нужно знать прошлое!
История известных личностей вдохновляет нас на новые высоты, если у него получилось, почему я не смогу.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках разные приемы, убеждаюсь, что данные методики позволяют поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.
Высокие баллы ЕГЭ по истории и обществознанию дают возможность поступать моим ученикам в ведущие ВУЗы на исторический, философский и юридический факультеты.
Занимают призовые места в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах на городском, региональном, всероссийском и международном уровнях.
В течение 5 лет являлась координатором Олимпиады школьников на Кубок им. Ю.Гагарина, Математического флешмоба «MathKat», руководителем научного общества учащихся «Открытие» (одаренные дети), координатором Ассоцииированной школы ЮНЕСКО ГБОУ РГИ им. Альмухаметова.
В 2015 году по моему проекту был запущен фестиваль-конкурс «Наследие» им. Г.Альмухаметова на базе гимназии с региональным статусом. В течение 5 лет он собирает более 500 участников по номинациям «Музыка в моей душе», «НПК», «Мир глазами детей» (конкурс рисунков).
В этом году моя ученица, Нигматуллина Айгиза, заняла 1 место в конкурсе исторических сочинений «Моя Югра – моя история», ученицы 7 класса – Штанько Надежда и Миметова Милана – вышла на очный этап (который пройдет в Москве) во всероссийском конкурсе проектов «Россия 2035». 4 ученика из 8 и 10 классов получили 1 места во всероссийском конкурсе «Финансовая грамотность».
Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони! И самое основное они не станут теми бабочками из притчи, которые появились на свет при помощи человека. А сами добились результата.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗУМ 1. Знания; 2. Умения; 3. Мотивация. 14.11.20
1 проблема – снижение мотивации, связанная с переходным возрастом. 2 проблема – конфликт непонимания: почему объем информации резко увеличился, неумение систематизировать и анализировать полученные знания. 14.11.20
« Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. 14.11.20
14.11.20
14.11.20
Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие . На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Приём "Кубик Блума" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Схема граней «Кубика Блума» 14.11.20
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос
Шесть шляп
Игровая форма как повторение пройденного материала
Цифровые образовательные платформы 14.11.20
В своей работе я широко применяю ИКТ на уроках истории и обществознания, что позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В ходе уроков с использованием ИКТ применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников. 14.11.20
Почему? Зачем? -Зачем праздновать 9 мая? -Зачем нам нужны исторические события, если это в прошлом? -Зачем нам жить прошлым, если есть настоящее и будущее? Зачем нам нужна история? 14.11.20
И ответы на эти вопросы: - Все события в мире повторяются, и история дает нам возможность избежать их в будущем. Например, мировая война приведет к полному уничтожению всего человечества, поэтому всеми способами ее надо избежать. - История известных личностей вдохновляет нас на новые высоты, если у него получилось, почему я не смогу. 14.11.20
Осмысление прошлых событий вызывает много вопросов 14.11.20
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. 14.11.20
Результаты 14.11.20
14.11.20
14.11.20
14.11.20
Спасибо за внимание! 14.11.20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
номинация "методический семинар" конкурса "Учитель года"
Здесь представлены материалы для номинации "Методический семинар" муниципального этапа конкурса "Учитель года 2019"...
Протокол методического семинара по английскому языку 2019-2020 учебный год
Городской методический семинар для учителей иностранного языка в рамках реализации "Национального проекта «Образование» тема: «Реализация метапредметного подхода в о...
Материал для школьного стенда "Слово года - 2019"
Материал для школьного стенда "Слово года - 2019"...
Материал методического семинара для преподавателей "Имидж преподавателя"
Материал семинара "Имидж педагога"...
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...