Материал методического семинара для преподавателей "Имидж преподавателя"
методическая разработка
Материал семинара "Имидж педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_imidzh_prepodavatelya.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Имидж педагога»
Слайд №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Для начала мне хотелось предложить вам решить задачу.
№ слайда | Текст |
№2. | Задание «Гостиница». В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание – поселить в них педагогов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за педагога. Ему нужно быть начеку. Как вы считаете, что будет ключевым в оценивании человека как педагога? Любая профессия предъявляет требования к набору способностей, проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-то видом деятельности, тем больше в нем проявляются профессиональные черты. Преподавателя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверно, педагог?» обычно спрашивают люди после непродолжительного общения. Из чего складывается имидж педагога? Сейчас постараемся выяснить. |
№3. | Что такое имидж педагога? |
№4. | Тема имиджа преподавателя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Отрицательно относятся к нему представители старшего поколения учителей, которые его понимают «как маску», они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». |
№5. | Имидж педагога выполняет следующие функции: -профессиональную - обеспечивает высокое качество обучения и воспитания; - социальную- развитие творческой активности обучающихся, повышение статуса и престижа профессии педагога; - духовно-нравственную - формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей. |
№6. | В общественном сознании существует имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Что такое хороший учитель? Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид. |
№7. | 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. 60-е годы, перечислены качества: уравновешенность, авторитет, знание предмета, сильная воля, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. |
№8. | В 80-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался учениками набором следующих качеств: любящий свой предмет, справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей. |
№9. | 90-е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие- то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки. Вот какими качествами наделили учителя дети 90-х: 1. с чувством юмора, 2. интересный в общении, 3. справедливый в требованиях, 4. понимающий, 5. уважающий своих учеников, 6. образованный, 7. талантливый, 8. внимательный, 9. готовый оказать помощь, 10. красивый, добрый. Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! |
№10. | Из чего складывается имидж педагога? Сейчас постараемся выяснить. В структуре имиджа профессионала выделены следующие компоненты:
|
№11. | Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему, как публичному человеку, необходимо понимать, что внешний вид — это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно. Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж. |
№12. | Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Идеальная форма - деловой костюм. Для женщины это может быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. |
№13. | Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда может порождать у учащихся сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. Не рекомендуется педагогу носить свитер (особенно пушистый), джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. Такие вещи свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии. |
№14. | Преподаватель может корректировать свой имидж, улучшить его, меняя свои цвета в одежде. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные - дисциплинируют. Общепринято, что черный, белый и серый цвета понимают статус личности в глазах окружающих. Рекомендуют выбирать пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении материала. В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер. В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного. Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении "открытых уроков", когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность. С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя. Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозировано. Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Голубой цвет, так же как и зеленый, 6удет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы. Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм. Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса. Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя. Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами. |
№15. | Макияж педагога должен быть умеренным, на ногтях лак па- стельных тонов. Этикет предполагает, что аромат духов должен быть легким. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Украшения и аксессуары следует выбирать неброские из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. |
№16. | Большую роль в создании имиджа педагога играют деловые качества и профессиональные манеры. 1. Профессиональная компетентность. 2. Уважение к чужому труду, к чужому времени. 3. Потребность в самообразовании. 4. Соблюдение делового этикета в общении со студентами, коллегами, родителями. |
№17. | Большую роль в создании имиджа играет речь педагога. «Самое трудное и самое важное в преподавании –заставить себя слушать». Василий Осипович Ключевский. Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов: 1.Умение убеждать, логическое построение речи. 2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией. 3. Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи. |
№18. | 4. Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения. 5. Умение проводить дискуссии. 6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность. |
№19. | К основным коммуникативным качествам педагога относятся: 1. Правильность речи 2. Точность речи 3. Логичность речи 4. Чистота речи 5. Сжатость речи 6. Живость речи |
№20. | Необходимо помнить, что голос- это звучащий имидж педагога.
2. Педагогу необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. 3. Голос должен обладать полетностью. 4. С помощью голоса преподаватель должен уметь внушить студенту определенные требования и добиться их выполнения. 5. Голос должен быть достаточно выносливым. |
№21. | Люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности. |
№22. | Нужно помнить, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с обучающимися способствует лучшему усвоению информации. |
№23. | «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. |
№24. | Список используемой литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для преподавателей: Способы психологической защиты
Основы психологической защиты...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...
СБОРНИК СТАТЕЙ семинара-совещания (педгостиной) преподавателей ГПОУ Забайкальского края 2015г.
СБОРНИК СТАТЕЙ семинара-совещания (педгостиной) преподавателей ГПОУ Забайкальского края...
Семинар для тренеров-преподавателей по лыжным гонкам ДЮСШ "Факел
Доклад построение процесса спортивной подготовки....
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя"...