Мурманская методика - методика коллективного обучения
методическая разработка

Щербакова  Елизавета Андреевна

 

Мурманская методика - методика коллективного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.97 КБ
Файл proekt.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Методический проект

Мурманская методика - методика коллективного обучения

                                    Автор: Щербакова Елизавета Андреевна,  

   учитель математики МБОУ «Гимназия № 3»

г. Горняк

2019 г

1.Пояснительная записка 

Среди  многих  технологий меня заинтересовала Мурманская технология, которая сейчас снова набирает популярность.  Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований нового ФГОС: у учащихся формируются метапредметные универсальные учебные действия. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

      Мурманская технология обучения была создана  на основе  технологии, разработанной  в начале XX века педагогом Александром Григорьевичем Ривиным. Учитель занимался в разновозрастной группе по преимуществу слабых, отстающих учеников, стремясь добиться высокой успеваемости.  

       Данную методику я стала апробировать в первый год своей педагогической деятельности,  придя работать учителем математики в МКОУ «Кировская СОШ».

Алгоритм работы Мурманской методики.

Образовательный процесс выстраивается таким образом, что ученики одновременно играют роли и обучаемых, и обучающихся. Занятие организуется в динамических парах. Учащиеся получают карточки с заданием, состоящим из двух частей. 

Первая часть содержит теоретический вопрос, или текст, подлежащий доскональному пониманию и изучению.

Вторая часть содержит задания практического характера. Карточки имеют цветовую маркировку, которая позволяет ученику найти пару.

Все передвижения динамических пар, количество проработанных теоретических вопросов и практических заданий фиксируются в маршрутных картах.

Алгоритм работы по мурманской методике (ММ)

 Учащиеся получают  план  работы:

1. Получите карточку с цветовым сигналом.

2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов).

3. Выполните самостоятельно задание второй части карточки.

4. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.

5. Проработайте с ним первую часть вашей карточки.

6. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.

7. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.

8. Обсудите результаты с партнером.

9. Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по цвету карточки.

10. Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.

Итоговый контроль имеет разновидности:

– зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе) ( там где в классы маленькие это не приемлемо);

– зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах) ( это где в школах есть параллели);

– зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса; ( что чаще всего я делаю)

–  могут  принимать зачет учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО);

Роль учителя

Применяя на уроках мурманскую методику, учитель перестает быть рассказчиком. Задача педагога состоит в консультативных действиях, разъяснении трудных моментов в изучении теоретических вопросов и выполнении практических упражнений. В ходе урока учитель передвигается от одной динамической пары к другой, давая необходимые разъяснения или осуществляя текущий контроль. 

2.Экспериментальная  часть проекта.

Фрагмент урока математики  по теме

" Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ".

Цель  урока: закрепление и контроль правил и умений выполнять действия сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

В соответствии с поставленной целью   и содержанием темы для каждого понятия, подобраны  задания, выполнение которых подтверждает понимание данной учеником формулировки. Содержание учебного занятия просматривается через содержание дидактических карточек с разными цветовыми сигналами.  В первой части карточки записывается вопрос, требующий сформулировать определение указанного понятия. Во второй части предложены задания на подтверждение понимания вопроса из первой части.

Карточки для сильных учеников.

Карточка №1 (с синим цветовым сигналом)

Цель: проверить знание правила и умение складывать отрицательные числа.

1) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел

2) Найдите значения выражения а + в, если:

а) а = -21, в = -12  б) а = -0,725, в = -3,28   в) а = -3 * 1 /9, в = -19/18

Карточка №2 (с красным цветовым сигналом)

Цель ; проверить знание правила и умение складывать числа с разными знаками.

1) Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

2) Найдите значения суммы: а) 37+ (-72) б) -3,128 + 0,8  в) 13/125+ (-2/25)

Карточка №3 (с зеленым цветовым сигналом)

Цель: проверить умение находить длину отрезка на координатной прямой.

1) Как найти длину отрезка на координатной прямой?

2) а) http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416899/Image457.gif

Найдите длину отрезка АВ, если С середина этого отрезка. Отметьте на координатной прямой точки Р(1/2) и Q(9).Найдите расстояние между точками Р и Q в единичных отрезках.

Карточка №4 (с желтым цветовым сигналом)

Цель: проверить знание правила и умение выполнять вычитание заданных чисел.

1) Сформулируйте правило вычитания чисел

2) Найдите значения выражения а - в, если: а) а = 56, в = -189     б) а = -4,88, в = 3,923   в) а = 3*5/6,в=6*1/3

Карточки для слабых учеников.

Карточка №1 (с синим цветовым сигналом)

Цель: проверить знание правила и умение складывать отрицательные числа.

1) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел

2) Найдите значения выражения а + в, если:

а) а = -58, в = - 23  б) а = -6,4, в = -3,6           в) а = -5/9, в = -4/9

Карточка №2 (с красным цветовым сигналом)

Цель: проверить знание правила и умение складывать числа с разными знаками.

1) Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

2) Найдите значения суммы:

а)-100+ 38           б) 0,07 + (-0,3)          в) 3/4 + (-1/4)

Карточка №3 (с зеленым цветовым сигналом)

Цель: проверить умение находить длину отрезка на координатной прямой.

1) Как найти длину отрезка на координатной прямой?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416899/Image458.gif 2)

Найдите длину отрезка АВ. Найдите расстояние между точками X и М если, Х(2,3) и М(-4,2).

Карточка №4 (с желтым цветовым сигналом)

Цель: проверить знание правила и умение выполнять вычитание заданных чисел.

1) Сформулируйте правило вычитания чисел

2) Найдите значения выражения а - в, если: а) а = -73, в = 28    б) а = -0,69, в = -0,3  в) а = 5/8, в =3/8

Организация работы

Делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточки разных цветов. В каждой карточке есть теоретический и практический вопрос. У каждой группы есть маршрутный лист ( алгоритм работы).

Алгоритм работы для учащихся.

1) Выполните самостоятельно задание обеих частей карточки (сформулируйте определение, решение практического задания запишите в тетради с пометкой цветового сигнала).

2) Закончив работу над карточкой, отчитайтесь перед учителем или консультантом (первичный контроль).

3) Отыщите партнёра по световому сигналу карточки, указанному в маршруте. 

1

2

3

4

4) Сразу поменяйтесь карточками.

5) Проверьте друг у друга правило, указанное в первой части новой карточки.

6) Выполните в тетради задание второй части полученной карточки и организуйте взаимоконтроль.

7) Оцените ответы друг друга и запишите оценку в тетради вместе со своей фамилией ("+"- задание выполнено верно, без малейших недочётов, "±"- задание выполнено верно, с небольшими недочётами,  '+' - задание выполнено не верно, но ход рассуждения верен, "—"- задание выполнено не верно.)

8) Поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра по цвету карточки.

9) Алгоритм работы повторяется с п. 3. работа закончена, если выполнены задания карточек всех цветов.

Вывод:   в ходе проведения эксперимента выяснили: в чем еще преимущества Мурманской методики? Есть ли недостатки у этой разновидности коллективного способа обучения? Возможно ли ее использование в рамках ФГОС?

Преимущества и недостатки методики

Преимущества

Недостатки 

  • Возможность изучения нового материала или повторения старого в комфортном для каждого учащегося темпе.
  • Высвобождение учителя от фронтальной работы с классом.
  • Формирование общеучебных навыков.
  • Развитие самостоятельности в обучении.
  • Совершенствование навыков общения.
  • Развивается умение работать в шуме, концентрироваться на поставленной задаче.
  • Возможность для каждого участника выступать поочередно в роли учителя и ученика.
  • Учет здоровьесберегающих технологий.
  • Развивается способность рассуждать, доказывать, строить гипотезы, искать пути решения проблемы.
  • Повышается уровень учебной мотивации.
  • Отсутствие привычной дисциплины на уроке. Выполнение заданий требует «общения в полголоса», хождения по классу.
  • Необходимость учиться концентрировать внимание в условиях постоянного шума.
  • Большая подготовительная работа учителя (необходимо продумать  несколько вариантов карточек, четко организовать учебный процесс).
  • Не всегда возможно применение методики в рамках 40 минут обычного урока .

 

Эта методика позволила в первый год моей работы  решить целый ряд проблем. У учащихся  на конец года  были достаточно хорошо  сформированы метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • Работа с информацией  (Учит вычленять самое главное и определять микротемы; значительно повышает навыки осмысленного чтения.)
  • Работа с учебными моделями
  • Выполнение логических операций

Регулятивные:

  • Управление своей деятельностью
  • Контроль и коррекция
  • Инициативность

Коммуникативные:

  • Речевая деятельность (Помогает научиться пересказывать кратко, своими словами; учит вежливому, корректному отношению к партнеру).
  • Навыки сотрудничества (Вырабатывает навыки делового общения; способность взаимодействовать с любым членом коллектива.)

   Я не могу сказать, что мой проект реализован. Я перешла на работу в другую школу. Но, может, лучше узнав учеников, я смогу  в дальнейшем реализовать   этот проект  в гимназии и получить какие – то определенные результаты работы.

      Практическая значимость проекта  состоит в том, что он может быть использован учителями школ для повышения образовательного уровня и  развития  самостоятельности учащихся  в обучении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мурманская методика - методика коллективного обучения Выполнила учитель математики МБОУ «Гимназия №3» Щербакова Е. А.

Слайд 2

Методика, которая сейчас снова набирает популярность, была создана в начале XX века педагогом Александром Григорьевичем Ривиным. Учитель занимался в разновозрастной группе по преимуществу слабых, отстающих учеников, стремясь добиться высокой успеваемости. Чем же методика Ривина может оказаться полезна современным педагогам?

Слайд 3

Актуальность: у учащихся формируются метапредметные универсальные учебные действия, что требуется при реализации ФГОС. В ФГОС, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

Слайд 4

Цель: рассмотреть новые формы организации коллективной работы школьников и определить степень их влияния на уровень усвоения учебного материала и сплоченности коллектива школьников. Задачи: формирование самостоятельности усвоения ЗУН, своевременная их коррекция; проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме; развитие коммуникативных качеств личности; воспитание общечеловеческих качеств личности.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: осознанная, социально – ценная мотивация учения, побуждающая учащегося усваивать учебный материал не только для себя, но и для того, чтобы обучать других; высокий уровень и прочность усвоения ЗУН; развитие интеллектуальных сил личности учащегося; приближение учебного процесса к естественной структуре человеческого общения за счет организации различных форм диалогического взаимодействия учащихся; повышение коммуникативной активности, коммуникативной культуры учащегося и ихкультуры мышления.

Слайд 6

Целевая аудитория: ученики школы

Слайд 7

Суть образовательного процесса Образовательный процесс выстраивается таким образом, что ученики одновременно играют роли и обучаемых, и обучающихся. Занятие организуется в динамических парах. Учащиеся получают карточки с заданием, состоящим из двух частей.

Слайд 8

Первая часть содержит теоретический вопрос, или текст, подлежащий доскональному пониманию и изучению. Материал этого блока должен быть усвоен настолько хорошо, чтобы учащийся мог пересказать его своему партнеру в паре, объяснить все трудные моменты, ответить на его вопросы. С помощью мурманской технологии изучают новую тему, повторяют несколько пройденных тем. Вторая часть содержит задания практического характера. Карточки имеют цветовую маркировку, которая позволяет ученику найти пару. Все передвижения динамических пар, количество проработанных теоретических вопросов и практических заданий фиксируются в маршрутных картах.

Слайд 9

Алгоритм работы по мурманской методике (ММ) 1 . Получите карточку с цветовым сигналом. 2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов). 3. Выполните самостоятельно задание второй части карточки. 4. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера , запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради. 5. Проработайте с ним первую часть ( т. е объясните ему теоретический материал) вашей карточки. 6. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки. 7. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно. 8. Обсудите результаты с партнером. 9. Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по различному цвету карточки. 10. Работайте с новым партнером, начиная с шага 4 .

Слайд 10

Итоговый контроль имеет разновидности: – зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе); – зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах); – зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса; – зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО); – «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя; – тестирование.

Слайд 11

Роль учителя Задача педагога состоит в консультативных действиях, разъяснении трудных моментов в изучении теоретических вопросов и выполнении практических упражнений. В ходе урока учитель передвигается от одной динамической пары к другой, давая необходимые разъяснения или осуществляя текущий контроль.

Слайд 12

Преимущества и недостатки методики Преимущества Недостатки Отсутствие привычной дисциплины на уроке. Выполнение заданий требует «общения в полголоса», хождения по классу. Необходимость учиться концентрировать внимание в условиях постоянного шума. Большая подготовительная работа учителя (необходимо продумать несколько вариантов карточек, четко организовать учебный процесс). Не всегда возможно применение методики в рамках 40 минут обычного урока . Скорость усвоения материала низкая: ребята получают глубокие знания, но медленно . Возможность изучения нового материала или повторения старого в комфортном для каждого учащегося темпе. Высвобождение учителя от фронтальной работы с классом. Формирование общеучебных навыков. Развитие самостоятельности в обучении. Совершенствование навыков общения. Развивается умение работать в шуме, концентрироваться на поставленной задаче. Возможность для каждого участника выступать поочередно в роли учителя и ученика. Учет здоровьесберегающих технологий. В ходе урока не раз детям приходится передвигаться по классу в поисках пары, менять рабочее место. Развивается способность рассуждать, доказывать, строить гипотезы, искать пути решения проблемы. Повышается уровень учебной мотивации. Возникает спортивный интерес: выполнить качественно как можно больше заданий. Освоение/ актуализация большого объема информации за короткий промежуток времени .

Слайд 13

Результат проекта:

Слайд 14

Практическая значимость проекта состоит в том, что он может быть использован учителями школ для повышения образовательного уровня и развития самостоятельности учащихся в обучении.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Методика организации коллективного дела как инструмент формирования позитивного образа выпускника

Воспитание, формирование и развитие личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития,  при условии, что этот к...

Методика КТД(Коллективно-творческое дело)

Понятие "Коллективно-творческое дело" было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым", как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Пр...

Методика коллективной работы в декоративно-прикладном искусстве

Коллективная работа росписи по дереву по мотивам Пермогорской и Борецкой росписи...

Презентация "Методика коллективного творческого дела"

Материал предназначен для обучения помощников вожатых в лагере; включает позиции: история вопроса о развитии коллектива и воспитании личности в коллективе, задачи и условия КТД, основные виды ,...

Использование методики "Коллективного способа обучения" для формирования и развития УУД на уроках химии

Использование методики "Коллективного способа обучения" для формирования и развития УУД на уроках химии...

Методическая разработка. Тема: «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики».

Методическая разработка «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики» призвана помочь преподавателям в освоении отдельных педагогических технологий, отвечающ...