ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
статья

Кожедуб Евгения Александровна

Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности  образовательной среды. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе  информационно-образовательная среда имеют большой  потенциал для повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozhedub.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Е.А. Кожедуб

Преподаватель ПЦК общеобразовательных дисциплин

Аннотация. Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности  образовательной среды. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе  информационно-образовательная среда имеют большой  потенциал для повышения качества образования.

        В последние время говорят много о цифровизации. Государство реализует ряд  программ и приоритетных проектов ( «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая экономика» , «Цифровая медицина» и т.д.) [1,2]. Данные программы направленных на создание необходимых условий для развития цифровых технологий, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает рост и национальный суверенитет.        XXI век считается веком информационных технологий, что предъявляет более высокие требования к качеству образования. В условиях всемирной информатизации важнейшим фактором развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на сохранение, создание, обеспечение  и переработку  эффективных способов предоставления информации потребителю. Система образования нуждается в педагоге с развитыми способностями к восприятию, осмыслению и использованию новой информации. Кардинальных изменений в  системе образования не предвидится, темнеменее педагогам и преподавателям, ученикам и студентам, а равно всем остальным гражданам, желающим актуализировать свои знания, предлагается набор новых образовательных технологий и инструментов – «цифровых».        

         В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные и определяющие личностный и социальный статус образованного человека. Обучение с помощью интернета уже давно не является новым веянием. Большой объём информации позволяет учиться в глобальной сети, огромный перечень направлений подготовки, предлагаемый  разными сайтами и организациями. Большое распространение, популярность получили , например, языковые онлайн-курсы, курсы повышения квалификации и т.д. Коллективы преподавателей и сотрудников создают онлайн-курсы по основным дисциплинам и размещают их на специализированных интернет-платформах, пользующихся популярностью среди студентов [5]. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации —  необходимость, так как роль школы заключается в  подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. ЦОС  образовательной организации предполагает набор ИКТ - инструментов, использование которых носит порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы, способствуя достижению студентами планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения[3,4]. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в современном образовательном процессе, которое предполагает применение инновационных технологий и активных методов обучения, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем профессиональной деятельности; оценке достигнутых результатов, т.е. оценке компетентности студента. Таким образом, в условиях преобразований происходящих в обществе, возрастают требования к качеству подготовки студентов. Необходимы новые направления обучения, связанные с введением инноваций,  в основе которых современные  технологии, методы, приёмы, средства и формы обучения, способствующие повышению качества подготовки студентов. Современные подростки используют цифровые технологии для актуализации знаний и применения их на практике. Студенты  чаще выбирают цифровой вариант, считают его более удобным и увлекательным нежели традиционные носители. Благодаря интерактивности материала достигается более быстрое усвоение информации, что ведет к улучшению успеваемости. Но самостоятельное овладение знаниями, далеко не всегда  доступно, из-за невозможности найти, именно те, необходимые материалы или усвоить необходимые знания. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, тоже невозможно. Формирование ЦОС образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии смешанного обучения, модели электронного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у студентов навыков обучения в цифровом формате, умению создавать цифровые проекты для своей профессии. Для реализации цифровой модернизации образовательного процесса необходимо, чтобы было выполнено ряд условий:

1. возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

2. возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику

3. непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды

        Использование цифровых технологий, бесспорно, повышает уровень подаваемого материала на занятиях. ФГОС требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Следовательно, для эффективного использования информационных систем и технологий требуется тщательная подготовка не только в вопросах обучения информационно-коммуникационных технологий, но и понимание функционирования информационных систем как образовательной категории.

Отмеченные преимущества, которые цифровое образование дает, позволяет говорить о его существенном влиянии на повышение качества жизни. Совершенствование механизмов осуществления цифровых взаимодействий способно привести к расширению сферы предоставления государственных услуг. При этом важнейшим аспектом успешного развития цифрового образования является организация системы эффективной обратной связи между государством, образовательной  организацией и студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.Российская газета. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы» [Электронныйресурс]URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»//[Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71734878/
  4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.[Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva-v/.
  5. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/71677640/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...

Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...

Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...