Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.
статья по алгебре (10 класс) по теме

Подосинникова Елена Анатольевна

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.

Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Одной из задач математического образования является высокоинтеллектуальное развитие человека, способного творчески решать поставленные задачи и адаптироваться к динамически развивающемуся обществу. С этой точки зрения, конкретные математические знания рассматриваются как основы для дальнейшей профессиональной деятельности, а сам процесс изучения математики – как развивающая функция, способствующая повышению интеллектуального уровня обучающегося.

Учитывая требования ФГОС и Концепцию развития математического образования в РФ, а так же уровень развития современной молодежи в сфере цифровых технологий, преподавателю необходимо наряду с традиционными средствами обучения применять новые информационно-коммуникативные технологии. Данная статья раскрывает возможности применения ИКТ  в образовательном процессе и повышения качества знаний в обучении математике в СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов».

Материал подготовила преподаватель математики

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Подосинникова Е.А.

Математика является фундаментальной наукой и без неё невозможно обойтись во всех сферах человеческой деятельности. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Одной из задач математического образования является высокоинтеллектуальное развитие человека, способного творчески решать поставленные задачи и адаптироваться к динамически развивающемуся обществу. С этой точки зрения, конкретные математические знания рассматриваются как основы для дальнейшей профессиональной деятельности, а сам процесс изучения математики – как развивающая функция, способствующая повышению интеллектуального уровня обучающегося. «Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования», - Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.

Учитывая требования ФГОС и Концепцию развития математического образования в РФ, а так же уровень развития современной молодежи в сфере цифровых технологий, преподавателю необходимо наряду с традиционными средствами обучения применять новые информационно-коммуникативные технологии.

Важно отметить, что современные информационно – коммуникативные технологии не вытесняют традиционного обучения, напротив, дополняют его, создавая новые возможности взаимодействия преподавателя и студента, дают свободу творчества в выборе средств изложения учебного материала, что в конечном итоге способствует росту качества образования, формируемых знаний, умений и навыков студентов.

Следует учитывать, что информационно – коммуникативные технологии улучшая качество образовательной среды, самого процесса обучения, предъявляют и определенные требования к квалификации преподавателя, требуют от него постоянного самосовершенствования и повышения своего уровня, в том числе и в сфере владения информационными технологиями.

Применение ИКТ в образование имеет ряд достоинств и ограничений.

Прежде всего отметим недостатки информационно-коммуникационных технологий, на которые следует акцентировать внимание:

1) Для эффективного использования ИКТ необходимо обладать компьютерной грамотностью для создания действительно качественных оригинальных обучающих компьютерных продуктов. Несмотря на то, что сегодня в сети можно найти самые разнообразные разработки, самостоятельно созданное средство обладает большими преимуществами, а для этого преподавателю необходимо обладать компьютерной грамотностью.

2) Чрезмерное использование информационно-коммуникационных технологий может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и обучающего. По данной причине, использование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным и обоснованным. Традиционные методы должны разумно дополняться средствами ИКТ.

Рассмотрим основные достоинства информационно-коммуникативных технологий, открывающие новые возможности взаимодействия студента и преподавателя, способствующие росту качества профессионального образования.

1) ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой,

числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной

среды. В сочетании с коммуникационными технологиями и Интернетом они

создали феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения.

2) Информационно-коммуникационные технологии могут применяться в

качестве средства демонстрации тематического материала, как специальные

дидактические программы, интегрируемые непосредственно в процесс

обучения и используемые в процессе самоподготовки, как средство контроля и

самоконтроля.

Например, при объяснении нового материала, прежде всего, преподаватель создает проблемную ситуацию, затем происходит объяснение нового материала с использованием средств PowerPoint, различного рода видеоматериалов и программных средств. Эти средства можно использовать как:

- иллюстрацию и демонстрацию трехмерных моделей (3D-графика), например, при изучении курса геометрии и стереометрии, при изучении математического анализа (изучение преобразования графиков) и т.д.;

- взаимосвязь математики с другими предметами. Учитывая требования ФГОС и Концепцию математического образования в РФ, преподаватель обязан осуществлять связь теории с практикой (и в идеале по любой теме). Для реализации данной идеи, при обучении математическим понятиям, для более их глубокого понимания полезно применять проектный метод. Реализация данного метода ведет к качественным изменениям личных качеств студентов в сторону большей самоорганизации, высокой мотивации к учебе, четкого понимания целей обучения, видения его конечных результатов. Более того, студенту приходится не только работать с большим количеством цифровой информации (накопление, хранение, поиск, обработка, распределение и ее использование), но и находить применение новым знаниям.

Так при работе над проектом студенты видят практическую значимость изучаемой темы по математике. (Привести примеры проектов.). При защите проектов отрабатываются также коммуникативные качества студента, умение держать диалог, осуществлять обратную связь с аудиторией.

Говоря о связи математики с другими науками, нельзя умолчать о такой дисциплине как «Численные методы», где обучение осуществляется на стыке двух дисциплин: математики и информатики. При реализации обучения по данной дисциплине преподавателю необходимо владеть одним из языков программирования. Кстати, возвращаясь к вопросу о преобразовании графиков функций, школьникам можно предложить уже готовую программу, в которой нужно будет изменять только входные данные (коэффициенты сжатия и перемещения по осям), а студентам предложить самостоятельно создать программу построения графиков. Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения нужны особенно тем студентам, для которых лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

При осуществлении самостоятельной работы, студентам можно предложить различные Online-лекции на таких сайтах как:

- Лекториум — платформа открытых знаний (крупнейшая медиатека лекций российских вузов и авторские онлайн-курсы нового поколения);

- mathprofi.ru - доступные лекции по теории математического анализа;

- itmathrepetitor.ru - видео по математике: лекции, художественные фильмы, документальные фильмы, научно-популярные фильмы.

- http://matica.org.ua/ - методички и книги по математике; решение задач по математике, лекции по математике.

и т.д.

Студентам можно предложить электронные издания учебников или ссылки на эти издания в сети Internet, для самостоятельного изучения материала в любом месте и в любое время.

Самостоятельная работа, организованная на основе использования информационно-коммуникационных технологий, активизирует учебно-познавательную деятельность, положительно влияет на характер познавательной деятельности, создает эмоциональный и психологический комфорт, способствует мотивации, обеспечивает обратную связь.

Для мотивации учащихся к предмету математики можно организовывать онлайн-олимпиады, конкурсы, онлайн-кружки и т.п. средствами ИКТ.

Например удобно пользоваться такими сайтами как:

- https://infourok.ru/ - единый каталог образовательных услуг;

- https://www.prodlenka.org/- Дистанционный образовательный портал «Продленка», - олимпиады для школьников конкурсы для педагогов и пр.

- metaschool.ru  - онлайн-кружки по подготовке к олимпиадам, проведение турниров и конкурсов, тестов, вебинаров и пр.

http://olympiads.msu.ru/ - Олимпиады школьников в МГУ имени М.В. Ломоносова;

- https://www.olimpis.ru/ - международный дистанционный конкурс по математике 1-11 классов;

- http://erudyt.ru/ - Конкурсы и олимпиады для школьников, студентов и педагогов и др.

Задача преподавателя при организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием средств ИКТ сводится к тому, чтобы подобрать индивидуальные задания с учетом сложности изучаемого материала и возможностей студентов; обеспечить доступ к информационным образовательным ресурсам и к «папке» преподавателя, где содержатся тексты лекций, практические задания и примеры решения задач; обеспечить всех списком обязательной и дополнительной литературы; дать консультацию отдельному студенту или группе студентов. Такую работу возможно осуществить, используя средства электронного образовательного ресурса ЯКласс, о котором будет сказано ниже. 

При осуществлении проверки и контроля знаний удобно применять онлайн тесты.

Например, электронный образовательный ресурс ЯКласс , (адрес - http://www.yaklass.ru/) обладает онлайн-тренажёрами для общеобразовательных школ, разработанных с использованием учебно-методической литературы издательств «Просвещение» и «Бином». Учителя и преподаватели получают возможность использовать ЯКласс для моментальной проверки домашних заданий и классных работ по привычным учебникам. По данным ЯКласс, экономия времени педагога составляет до 40%. Домашние и проверочные работы к учебникам доступны в режиме онлайн с любого устройства – в том числе, с планшета или смартфона в любое время и в любом месте. Данный электронный ресурс разработан таким образом, что существуют специальные разделы для учащихся, учителей и родителей.

3) Информационно-коммуникационные технологии могут быть достаточно действенными в реализации воспитательного потенциала. В рамках изучаемой темы информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно представить различные проблемные аспекты, акцентировать на них внимание, тем самым воздействуя на целенаправленное формирование личностных качеств обучающихся.

Например, использование Национальной платформы открытого образования позволяет заниматься самообразованием не только учащимся (с углубленным изучением курса математики), но и преподавателям для повышения их профессионального мастерства и компьютерной грамотности. Адрес платформы: https://openedu.ru/ .

Преподавателю необходимо обладать компьютерной грамотностью еще и потому, что при организации воспитательной работы (например, классное руководство) необходимо быть всегда на связи со своими воспитанниками, что осуществимо с помощью социальных сетей: VK, facebook, Odnoklassniki и т.д. (полный список социальных сетей также можно найти в интернете). Желательно создавать специальные группы, в которых можно оперативно размещать различного рода информацию, касающуюся жизни класса (группы), домашнего задания п пр.

Эволюция общества привела к изменению концепции обучения, как и концепции учебной программы. Эти изменения требуют разработки стратегий для внедрения ИКТ в учебные планы XXI века, включая использование ИКТ и как инструмента обучения, и как цели обучения. Использование компьютеров в повседневной жизни, а также различных форм цифровых технологий (например, планшетов, смартфонов, роботов) требует от преподавателей и учителей переосмысления образовательного потенциала ИКТ.

Таким образом, информационно – коммуникативные технологии создают больше возможностей для повышения качества обучения в СПО, но их применение само по себе не поднимет качество профессионального образования, однако в сочетании с другими методами образовательного процесса может дать значительный эффект. Важно понимать, что информационно-коммуникативные технологии - это инструменты в руках преподавателя, позволяющие более эффективно и с наименьшими затратами формировать у студентов необходимые компетенции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Елена Анатольевна

Слайд 2

«Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования…» от 24 декабря 2013 г. № 2506-р

Слайд 3

Современные информационно – коммуникативные технологии не вытесняют традиционного обучения, а дополняют его, создавая новые возможности взаимодействия преподавателя и студента, дают свободу творчества в выборе средств изложения учебного материала, что в конечном итоге способствует росту качества образования, формируемых знаний, умений и навыков студентов.

Слайд 4

Недостатки ИКТ 1 ) Для эффективного использования ИКТ необходимо обладать компьютерной грамотностью для создания действительно качественных оригинальных обучающих компьютерных продуктов. 2 ) И спользование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным и обоснованным, т.к. чрезмерное использование ИКТ может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и обучающего.

Слайд 5

Достоинства ИКТ 1 ) Феноменальная, по своим возможностям, всемирная среда обучения.

Слайд 6

Достоинства ИКТ 2) Информационно-коммуникационные технологии могут применяться в качестве средства демонстрации тематического материала, как специальные дидактические программы, интегрируемые непосредственно в процесс обучения и используемые в процессе самоподготовки, как средство контроля и самоконтроля .

Слайд 7

Проектная деятельность Реализация проектного метода ведет к качественным изменениям личных качеств студентов в сторону большей самоорганизации, высокой мотивации к предмету, четкого понимания целей обучения и конечных результатов. П ри работе над проектом студенты видят практическую значимость изучаемой темы по математике.

Слайд 8

Это методы, сводящие решение любой математической задачи к арифмитическим вычислениям. Численные методы

Слайд 9

Программирование элементарных функций

Слайд 10

Реализация воспитательного потенциала средствами ИКТ

Слайд 11

Выводы: - Использование компьютеров в повседневной жизни, а также различных форм цифровых технологий (например, планшетов, смартфонов, роботов) требует от преподавателей и учителей переосмысления образовательного потенциала ИКТ; - ИКТ создают больше возможностей для повышения качества обучения в СПО, но их применение само по себе не поднимет качество профессионального образования, однако в сочетании с другими методами образовательного процесса может дать значительный эффект; - важно понимать, что ИКТ- это инструменты в руках преподавателя, позволяющие более эффективно и с наименьшими затратами формировать у студентов необходимые компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете на тему  "Микроклимат на уроке". Изучаются и рассматриваются важнейшие аспекты поведения учителя и ученика на уроках....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся

Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...