методическая разработка "Авторский метод оценивания"
методическая разработка

универсальный авторский метод оценивания предметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_metod_otsenivaniya_predmetnyh_rezultatov.doc199.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Авторский метод оценивания»

        Стандарты образования второго поколения предъявляют новые требования к пониманию учебных результатов и системы оценивания. Существует ряд методов и приёмов, позволяющих оценить предметные результаты. Использование некоторых из них в своей практике, анализ их эффективности позволил нам создать авторский метод оценивания, основанный на идеях технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в ОС «Школа 2100» и технологии формирующего оценивания. 

        Данный метод прошёл апробацию и был применён  для текущего оценивания, что позволило организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, проверить и оценить её результат. Этот метод можно использовать в работе с учениками 5-7 классов, которые не только умеют проводить самоконтроль и взаимоконтроль, но и ещё учатся этому. Учитель, выступая в роли тьютора, даёт ученикам инструменты и критерии оценивания.

        Цель метода: быстро, эффективно, наглядно оценить предметные результаты, улучшив качество учения и преподавания.

        Задачи:

        - обеспечить самостоятельную работу учащихся с маршрутными и оценочными листами;

        - освоить  разные формы оценки и самооценки учениками;

        - развивать умения учащихся самостоятельно оценивать результат своей работы;

        - создать ситуацию успеха для учеников.  

        Форма реализации метода – это маршрутный и оценочный листы, которые помогают учащимся самостоятельно работать и оценить свой результат, а также карта урока учителя, способствующая организации поэтапной работы.

        Описание метода.

        Учитель составляет для себя карту урока в виде таблицы, по которой можно быстро ориентироваться на разных его этапах.

        Таблица 1. Модель карты урока.

        

этапы

урока

задание, упражнение, процедура

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

время в мин.

где

задание

где

работают

Актуализация знаний, целеполагание.

Прописаны действия учителя, который чаще всего

инструктирует и корректирует выполнение работы.

Инструкция: опираясь на маршрутный лист, выполняйте задания поэтапно за отведённое время, проверяйте результаты, заносите их в оценочные листы, в конце урока подведём итоги работы.  Ознакомьтесь с маршрутным листом. Оформите оценочный лист. Приступайте к заданию.

Прописаны действия учащихся, которые на разных этапах уроках

слушают инструкцию

Определяется точное время, которое отведено на выполнение каждого задания. Количество минут

зависит от объёма и степени трудности задания.

Указывается, где находится задание определённого этапа.

Указывается место (тетрадь, листок, тест, доска), в котором учащиеся выполняют задания.

Зависят от типа урока

Предлагаются задания, которые

могут

располагаться от простого к сложному или в другом порядке, главное – в конце урока провести контроль (например, тест с само- или взаимооцениванием)

читают задание, анализируют  его, отвечают устно или  письменно, проверяют самостоятельно или друг у друга, оценивают

Рефлексия.

Подсчёт результатов, перевод в отметку.

следит за временем

работают в оценочных листах

2-3

оценочный лист

оценочный лист

Самооценка.

подводит итоги

1-2

оценочный лист

оценочный лист

        Ученики получают от учителя маршрутный лист, который представляет собой пошаговую инструкцию к самостоятельной работе при выполнении заданий и оценке результатов. Данный лист – это модифицированная карта урока учителя. Он может быть распечатан к каждому уроку или показываться на интерактивной доске, но лучше на каждую парту сделать шаблон и вкладывать в него конкретные инструкции.

        Таблица 2. Модель маршрутного листа.

задание, упражнение, процедура

где задание

где работать

как работать

сколько работать

как оценить

макси

мальный

балл

мой балл

Предлагаются задания, которые

могут располагаться от простого к сложному или в другом порядке, главное – в конце урока провести контроль (например, тест с само- или взаимооцениванием)

Указывается, где находится задание определённого этапа.

Указывается место, в котором учащиеся выполняют задания.

Определяется, каким должен быть ответ: устным

 или письменным. Если письменным, то указывается, как отвечать (словами, цифрами, обозначать особым образом: обводить в кружок, отмечать галочкой и.т.п.)

Указывается время работы в минутах.

Указывается пределённое количество баллов за конкретное задание.

Даются

критерии оценивания каждого задания.

Производится  

самооценка работы.

Оцени себя в баллах и запиши в оценочном листе:

Даётся максимальная сумма всех баллов.

Подсчитываются и записываются свои баллы.

Оцени результат своей работы, выбрав высказывание, и запиши в оценочном листе:

Предлагается ряд высказываний, которые помогают провести рефлексию.                                                                                  

Переведи баллы в отметку и запиши в оценочном листе:

Даются критерии перевода баллов в отметку.

 Выставляется школьная отметка.

        Вместе с маршрутным листом каждый учащийся получает оценочный лист, в котором поэтапно прописаны задания. В ходе работы ученик вписывает в лист итоги своей работы и сдаёт его в конце урока учителю. Данный лист можно сделать так же, как маршрутный.

        Таблица 3. Модель оценочного листа.

задание, упражнение, процедура

максимальный

балл

мой балл

1.

2.

3.

4.

Оценка в баллах:

Оценка словами:

Отметка:

        Достоинства метода, которые могут помочь учителю в организации работы:

        - не затрачивается много времени для подготовки учителя;

        - не требуется сложного оборудования (работа по готовым шаблонам);

        - применяется в классе с любым уровнем предметных знаний;

        - используется как на любом этапе урока (как элемент), так и на любом предмете (чаще всего после изучения темы или раздела в форме практикума или зачёта);

        - позволяет школьникам научиться учиться.

        Существуют определённые риски:

        - чтобы маршрутный и оценочный листы были полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания, их нужно хорошо продумывать;

        - ученикам необходимо определённое время, некоторая практика, чтобы данный метод стал естественным на уроке.

        Апробация авторского метода была проведена в МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» в течение двух учебных лет в двух 6-х и двух 7-х классах.

        В результате использования данной авторской разработки повысился уровень взаимодействия учеников и объективность самооценки (личностный результат), а также улучшились предметные показатели: контрольный тест написан только на «4» и «5», итоговые баллы урока и отметки были высокими.

        В приложении представлены примеры заполнения шаблонов для конкретного урока.

 Приложение

КАРТА  УРОКА

русского языка по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ»

этапы

урока

задание, упражнение, процедура

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

время в мин.

где

задание

где

работают

I. Актуализация знаний, целеполагание.

Инстуктирует

Слушают инструкцию

2

II. Решение учебных задач.

1. Разминка (утверждения).

Следит за временем, проверяет устно

Читают, анализируют, отвечают письменно, проверяют самостоятельно

3

доска

рабочая тетрадь

2. Творческая работа.

Следит за временем, проверяет устно

Работают в тетради; проверяют самостоятельно

10

учебник

рабочая тетрадь

3. Практическая работа.

Следит за временем, проверяет устно

Работают в тетради; проверяют письменно друг у друга

15

тетрадь с печатной основой

тетрадь с печатной основой

III.

Контроль за усвоением темы.

Тест.

Следит за временем, проверяет устно

Работают на листочках, проверяют друг у друга, оценивают

10

отдельный листок

этот же отдельный листок

IV.

Рефлексия.

Подсчёт результатов, перевод в отметку.

Следит за временем

Работают в оценочных листах письменно самостоятельно

3

оценочный лист

оценочный лист

Самооценка.

Подводит итоги

2

оценочный лист

оценочный лист

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ

этапы работы

(задание, упражнение)

где задание

где работать

как работать

сколько работать

как оценить

макси

мальный

балл

мой балл

1. Разминка (утверждения).

На доске

В рабочей тетради

Письменно:

словами

ДА – НЕТ  

3

По 1 баллу за каждый правильный ответ

5

2. Творческая работа.

В учебнике

В рабочей тетради

Письменно:

упр. 396

10

По 1 баллу за каждую правильную пару ответов

6

3. Практическая работа.

В тетради с печатной основой

В тетради с печатной основой

Письменно:

упр. 144

15

По 1 баллу за каждый правильный ответ

9

4. Тест.

Распечатано на отдельных листочках

На полученных листочках

Обводить правильный

ответ в кружок и вписывать в таблицу

10

По 1 баллу за каждый правильный ответ

5

Оцени себя в баллах и запиши в оценочном листе:

25

Оцени результат своей работы, выбрав высказывание, и запиши в оценочном листе:

  1. Это лучшее из того, что у меня получалось.
  2. Ещё немного, и у меня всё получится.
  3. Теперь я чувствую свои возможности.
  4. Долгая практика пошла мне на пользу.
  5. Я счастлив видеть такой результат.

                                                                                 

Переведи баллы в отметку и запиши в оценочном листе:

25 – 22 = «5»

21 – 18 = «4»

17 – 13 = «3»  

                                                                       

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

ученика(цы) ____ класса ________________________ (Ф.И.)

задание, упражнение, процедура

максимальный

балл

мой балл

1. Разминка (утверждения).

5

2. Творческая работа.

6

3. Практическая работа.

9

4. Тест.

5

Оценка в баллах:

25

Оценка словами:

Отметка:

Список литературы

Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.

Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /  И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка

Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания....

Современные формы и методы оценивания в образовании

Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получен...

Методы оценивания

Методы оценивания. Фамилия, имя, отчество:  Канюкова Ольга Васильевна. Место работы:  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37», г.Перми. Должность: учитель изобразительного искусства....

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...