методическая разработка "Авторский метод оценивания"
методическая разработка
универсальный авторский метод оценивания предметных результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_metod_otsenivaniya_predmetnyh_rezultatov.doc | 199.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Авторский метод оценивания»
Стандарты образования второго поколения предъявляют новые требования к пониманию учебных результатов и системы оценивания. Существует ряд методов и приёмов, позволяющих оценить предметные результаты. Использование некоторых из них в своей практике, анализ их эффективности позволил нам создать авторский метод оценивания, основанный на идеях технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в ОС «Школа 2100» и технологии формирующего оценивания.
Данный метод прошёл апробацию и был применён для текущего оценивания, что позволило организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, проверить и оценить её результат. Этот метод можно использовать в работе с учениками 5-7 классов, которые не только умеют проводить самоконтроль и взаимоконтроль, но и ещё учатся этому. Учитель, выступая в роли тьютора, даёт ученикам инструменты и критерии оценивания.
Цель метода: быстро, эффективно, наглядно оценить предметные результаты, улучшив качество учения и преподавания.
Задачи:
- обеспечить самостоятельную работу учащихся с маршрутными и оценочными листами;
- освоить разные формы оценки и самооценки учениками;
- развивать умения учащихся самостоятельно оценивать результат своей работы;
- создать ситуацию успеха для учеников.
Форма реализации метода – это маршрутный и оценочный листы, которые помогают учащимся самостоятельно работать и оценить свой результат, а также карта урока учителя, способствующая организации поэтапной работы.
Описание метода.
Учитель составляет для себя карту урока в виде таблицы, по которой можно быстро ориентироваться на разных его этапах.
Таблица 1. Модель карты урока.
этапы урока | задание, упражнение, процедура | деятельность учителя | деятельность учащихся | время в мин. | где задание | где работают |
Актуализация знаний, целеполагание. | Прописаны действия учителя, который чаще всего инструктирует и корректирует выполнение работы. Инструкция: опираясь на маршрутный лист, выполняйте задания поэтапно за отведённое время, проверяйте результаты, заносите их в оценочные листы, в конце урока подведём итоги работы. Ознакомьтесь с маршрутным листом. Оформите оценочный лист. Приступайте к заданию. | Прописаны действия учащихся, которые на разных этапах уроках слушают инструкцию | Определяется точное время, которое отведено на выполнение каждого задания. Количество минут зависит от объёма и степени трудности задания. | Указывается, где находится задание определённого этапа. | Указывается место (тетрадь, листок, тест, доска), в котором учащиеся выполняют задания. | |
Зависят от типа урока | Предлагаются задания, которые могут располагаться от простого к сложному или в другом порядке, главное – в конце урока провести контроль (например, тест с само- или взаимооцениванием) | читают задание, анализируют его, отвечают устно или письменно, проверяют самостоятельно или друг у друга, оценивают | ||||
Рефлексия. | Подсчёт результатов, перевод в отметку. | следит за временем | работают в оценочных листах | 2-3 | оценочный лист | оценочный лист |
Самооценка. | подводит итоги | 1-2 | оценочный лист | оценочный лист |
Ученики получают от учителя маршрутный лист, который представляет собой пошаговую инструкцию к самостоятельной работе при выполнении заданий и оценке результатов. Данный лист – это модифицированная карта урока учителя. Он может быть распечатан к каждому уроку или показываться на интерактивной доске, но лучше на каждую парту сделать шаблон и вкладывать в него конкретные инструкции.
Таблица 2. Модель маршрутного листа.
задание, упражнение, процедура | где задание | где работать | как работать | сколько работать | как оценить | макси мальный балл | мой балл | |
Предлагаются задания, которые могут располагаться от простого к сложному или в другом порядке, главное – в конце урока провести контроль (например, тест с само- или взаимооцениванием) | Указывается, где находится задание определённого этапа. | Указывается место, в котором учащиеся выполняют задания. | Определяется, каким должен быть ответ: устным или письменным. Если письменным, то указывается, как отвечать (словами, цифрами, обозначать особым образом: обводить в кружок, отмечать галочкой и.т.п.) | Указывается время работы в минутах. | Указывается пределённое количество баллов за конкретное задание. | Даются критерии оценивания каждого задания. | Производится самооценка работы. | |
Оцени себя в баллах и запиши в оценочном листе: | Даётся максимальная сумма всех баллов. | Подсчитываются и записываются свои баллы. | ||||||
Оцени результат своей работы, выбрав высказывание, и запиши в оценочном листе: Предлагается ряд высказываний, которые помогают провести рефлексию. | Переведи баллы в отметку и запиши в оценочном листе: Даются критерии перевода баллов в отметку. | Выставляется школьная отметка. |
Вместе с маршрутным листом каждый учащийся получает оценочный лист, в котором поэтапно прописаны задания. В ходе работы ученик вписывает в лист итоги своей работы и сдаёт его в конце урока учителю. Данный лист можно сделать так же, как маршрутный.
Таблица 3. Модель оценочного листа.
задание, упражнение, процедура | максимальный балл | мой балл |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
Оценка в баллах: | ||
Оценка словами: | ||
Отметка: |
Достоинства метода, которые могут помочь учителю в организации работы:
- не затрачивается много времени для подготовки учителя;
- не требуется сложного оборудования (работа по готовым шаблонам);
- применяется в классе с любым уровнем предметных знаний;
- используется как на любом этапе урока (как элемент), так и на любом предмете (чаще всего после изучения темы или раздела в форме практикума или зачёта);
- позволяет школьникам научиться учиться.
Существуют определённые риски:
- чтобы маршрутный и оценочный листы были полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания, их нужно хорошо продумывать;
- ученикам необходимо определённое время, некоторая практика, чтобы данный метод стал естественным на уроке.
Апробация авторского метода была проведена в МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» в течение двух учебных лет в двух 6-х и двух 7-х классах.
В результате использования данной авторской разработки повысился уровень взаимодействия учеников и объективность самооценки (личностный результат), а также улучшились предметные показатели: контрольный тест написан только на «4» и «5», итоговые баллы урока и отметки были высокими.
В приложении представлены примеры заполнения шаблонов для конкретного урока.
Приложение
КАРТА УРОКА
русского языка по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
этапы работы (задание, упражнение) | где задание | где работать | как работать | сколько работать | как оценить | макси мальный балл | мой балл | |
1. Разминка (утверждения). | На доске | В рабочей тетради | Письменно: словами ДА – НЕТ | 3 | По 1 баллу за каждый правильный ответ | 5 | ||
2. Творческая работа. | В учебнике | В рабочей тетради | Письменно: упр. 396 | 10 | По 1 баллу за каждую правильную пару ответов | 6 | ||
3. Практическая работа. | В тетради с печатной основой | В тетради с печатной основой | Письменно: упр. 144 | 15 | По 1 баллу за каждый правильный ответ | 9 | ||
4. Тест. | Распечатано на отдельных листочках | На полученных листочках | Обводить правильный ответ в кружок и вписывать в таблицу | 10 | По 1 баллу за каждый правильный ответ | 5 | ||
Оцени себя в баллах и запиши в оценочном листе: | 25 | |||||||
Оцени результат своей работы, выбрав высказывание, и запиши в оценочном листе:
| Переведи баллы в отметку и запиши в оценочном листе: 25 – 22 = «5» 21 – 18 = «4» 17 – 13 = «3»
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ученика(цы) ____ класса ________________________ (Ф.И.)
задание, упражнение, процедура | максимальный балл | мой балл |
1. Разминка (утверждения). | 5 | |
2. Творческая работа. | 6 | |
3. Практическая работа. | 9 | |
4. Тест. | 5 | |
Оценка в баллах: | 25 | |
Оценка словами: | ||
Отметка: |
Список литературы
Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка
Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания....
Современные формы и методы оценивания в образовании
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получен...
Методы оценивания
Методы оценивания. Фамилия, имя, отчество: Канюкова Ольга Васильевна. Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37», г.Перми. Должность: учитель изобразительного искусства....
«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»
Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...
Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""
В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...