Современные формы и методы оценивания в образовании
статья по технологии по теме

Дементьева Елена Евгеньевна

             Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получение хорошей отметки любым путем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы и средства контроля и оценивания учебных достижений учащихся»

                Совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению знаний и умений по программе в образовательной области «Технология» состоит из нескольких очень важных частей: первый ориентирует учащихся на постановку и актуальность задачи; второй сообщает или помогает найти новые знания и умения и область их применения; третий устанавливает обратную связь ученика и учителя, позволяя учителю определить качество усвоенного материала, диагностировать имеющиеся отставания и своевременно откорректировать их.

               Остановлюсь на третьей части совместной деятельности ученика и учителя – контролирующей, которая позволяет накапливать сведения необходимые для управления обучением, развитием и воспитанием учащихся.

                Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за усердие и творчество,  и мера наказания за нарушение требований Техники Безопасности, небрежность, лень и нежелание работать. Оценка, на мой взгляд, вспомогательный процесс, помогающий всему течению учебно  – воспитательной работы. Основное требование  к системе оценивания – объективность уровня ЗУН, полученных за период времени. Оценка должна стимулировать процесс обучения и воспитания, формировать адекватную самооценку.  «Технология» - предмет в котором помимо большого количества знаний из различных предметов ( математика при расчетах и построении чертежей, химия и биология в кулинарии и при определении свойств материалов, истории при сборе исторических сведений о предмете, истории родного края…)ребенок приобретает дополнительные знания из прикладных наук ( экономика, информатика, рекламное дело, история моды…) . Иногда приходится обучаться различным ремеслам, с которыми они не знакомятся по программе, но они необходимы в проектной деятельности для выполнения практической части проектов. Поэтому значение контроля увеличивается на всех этапах обучения для своевременного обнаружения и корректировки уже совершенных ошибок.

          Я применяю три классических типа контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, самоконтроль.

           Внешний контроль приучает учащихся к добросовестности и систематичности выполнения учебной работы.  По форме контроль учителя может быть фронтальным ( Я применяю контрольные работы по разделам , тесты, графические задания, выполнение расчетов при построении чертежей изделий, словарные диктанты для проверки знаний по устройству швейных машин и ли последовательности технологических процессов); групповым ( составление рекламы различных тканей, продуктов, готовых изделий; выполнение заданий для группы учащихся по разделам – технологический, конструкторский, экологический… при проведении коллективной защиты проектов ); индивидуальным ( текущий опрос, устный и письменный опрос по индивидуальным карточкам, составление кроссвордов на учебные темы).

                Взаимоконтроль вырабатывает ответственное отношение учащихся к  оценке деятельности одноклассников. В процессе работы я вижу, что далеко не всегда оценка одноклассников и самооценка совпадают. Взаимооценка позволяет посмотреть на себя как бы со стороны. Я стараюсь применять разные методы взаимопроверки. Это и работа в парах, и работа в жюри при защите творческих проектов и работа «экспертных групп» при коллективной защите проектов. Публичные выступления на Научно – практических конференциях в школе  помогают оценить уровень знаний категории учащихся «одаренные дети». Также дети очень трепетно относятся к оценке своей деятельности при подготовке экспонатов для различных выставок прикладного творчества, которых в городе проходит множество.

                 Обучая самоконтролю, особое внимание мною уделяется первоначально в 5 – 6 классах сверке по образцам, а в 7 -8  классах использованию различных вариантов  выполнения задания с целью выбора оптимального варианта.  Всегда применяю такой способ самоконтроля при подготовке и работе над проектами.                                                        Хочу поделиться опытом подготовки и проведения защиты проекта в разделе «Кулинария». Наша школа является школой с углубленным изучением информатики, поэтому способ подготовки и проведения защиты проектов был предложен учащимися.  Необычность его заключалась в том, что теоретическую часть было предложено представить в виде плакатов на которых будут представлены: продукты, из которых будут приготовлены блюда; инструменты, при помощи которых их готовят; технологический процесс в виде пооперационных фотографий; утилизация отходов; влияние приготовленных блюд на здоровье человека. Это было наше школьное «ноу-хау» и работа шла на удивление интересно. Трудность составили способы контроля с целью корректировки результатов.  Дети были разбиты на группы . Членами группы изыскивались рецепты, обсуждались , моя задача и контроль заключался в отборе рецептов по трудоемкости . Дети фотографировали инструмент и готовые блюда, разрабатывали технологию изготовления, здесь также проводился промежуточный контроль и корректировка.  И только после этого готовилось блюдо с пооперационным фотографированием процесса приготовления. Окончательное оценивание блюд доверили независимому жюри, в которое входили мальчики. Жюри высоко оценило все работы учащихся, пробовали все вместе и ученицы были горды удачно приготовленными блюдами.

                      Прием самоконтроля – моделирование – позволяет использовать полученные ранее знания и умения на изготовление подобных или новых более сложных предметов.  Я не ограничиваю детей в выборе предметов труда. К примеру, выполняя пошив поясного изделия, мы знакомимся с изготовлением юбок через ее поузловую обработку. Учащиеся могут перенести полученные знания на изготовления не только юбок, но и шорт и брюк, выполнив их самостоятельно. Но ключевым звеном при проведении самопроверки все же является сверка с подготовленным демонстрационным изделием или образцами с поузловой обработкой.

               Контроль  за учебной деятельностью должен быть гласным и аргументированным. Оценить – значит сравнить. Для объективности выставленной оценки в журнал я использую личностный способ оценивания в сочетании с нормативным.  Личностный способ оценивания – это на мой взгляд, лучший способ сравнения с предыдущим уровнем знаний и действий индивидуально каждого учащегося. Сапостовимый – сравнение уровня знаний детей внутри класса или группы я не использую, так как  уровень их знаний различен и не дает объективности в оценивании.

Я никогда не « ловлю» детей на незнании, а выясняю их точку зрения. Мой любимый вопрос «Почему та так считаешь, убеди » , поэтому дети на моих уроках не боятся высказывать свою точку зрения даже если она не достаточно аргументирована. На моих уроках плохая отметка – крайняя мера. Я считаю, что моя задача не научить ребенка выполнять работу профессионально , а не отбить у ребенка желание трудиться. Критерии оценки ЗУН я провожу через применение технико-экономических требований : качество выполняемой работы, затраты времени на ее выполнение, соблюдение технологии при выполнении работ,  соблюдение правил Техники безопасности и санитарно – гигиенических требований. А также стараюсь объяснить учащимся, что отметки имеют различный вес и значимость. Текущие – показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело итоговые оценки, выставленные за знание темы или раздела, а также изготовление изделия. Словесная оценка не менее важна, чем выставляемая в журнал. Я стараюсь эмоционально воздействовать на ребенка, применяя слова в превосходной степени для поощрения, что  зачастую окрыляет учащихся, заставляет поверить в свои силы. «Учитель и ученик ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе….. Ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию посредством отдельных замечаний педагога, оценивающих те или иные частичные, отдельные навыки… Оценка есть не только причина переживаний ребенка, но и основное средство ежедневной и ежеминутной ориентации ребенка в своих силах»        ( Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2 М. 1980г.)

     Особенность затруднений в предмете у учащихся успевающих по другим предметам могут быть вызваны не достаточно развитой моторикой рук, отсутствием опыта ручной работы ( особенно в 5 классе) , негативному отношению к труду, нередко сформированному в семье, чаще всего у детей из неблагополучных семей .Я считаю, что нужно всячески пропагандировать значимость ручного труда через выступления перед родителями, проведение конкурсов работ, ярмарок.  Очень жаль, что в базисных планах количество часов отведенных на «Технологию» сокращается.

             Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получение хорошей отметки любым путем.

                                                      Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психологические труды. Т.2 М. 1980 г.
  2. Комарова Т.С. Савенкова А. «Коллективное творчество детей» М. 1998г.
  3. Кульченко С.В. Лакоценин Т.П. «Современный урок» часть 1 изд. «Учитель» 2005 год
  4. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М. Аркти 2003 год.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"

Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения  школьников. Разработанный вариант портфолио....

Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и ...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования....

Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"

Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"...

Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников

Статья "Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников"  (XI традиционные декабрьскиепедагогические чтения«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ  И...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности) и важность конечного результата (ко...