Современные формы и методы оценивания в образовании
статья по технологии по теме
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получение хорошей отметки любым путем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные формы и средства контроля и оценивания учебных достижений учащихся»
Совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению знаний и умений по программе в образовательной области «Технология» состоит из нескольких очень важных частей: первый ориентирует учащихся на постановку и актуальность задачи; второй сообщает или помогает найти новые знания и умения и область их применения; третий устанавливает обратную связь ученика и учителя, позволяя учителю определить качество усвоенного материала, диагностировать имеющиеся отставания и своевременно откорректировать их.
Остановлюсь на третьей части совместной деятельности ученика и учителя – контролирующей, которая позволяет накапливать сведения необходимые для управления обучением, развитием и воспитанием учащихся.
Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за усердие и творчество, и мера наказания за нарушение требований Техники Безопасности, небрежность, лень и нежелание работать. Оценка, на мой взгляд, вспомогательный процесс, помогающий всему течению учебно – воспитательной работы. Основное требование к системе оценивания – объективность уровня ЗУН, полученных за период времени. Оценка должна стимулировать процесс обучения и воспитания, формировать адекватную самооценку. «Технология» - предмет в котором помимо большого количества знаний из различных предметов ( математика при расчетах и построении чертежей, химия и биология в кулинарии и при определении свойств материалов, истории при сборе исторических сведений о предмете, истории родного края…)ребенок приобретает дополнительные знания из прикладных наук ( экономика, информатика, рекламное дело, история моды…) . Иногда приходится обучаться различным ремеслам, с которыми они не знакомятся по программе, но они необходимы в проектной деятельности для выполнения практической части проектов. Поэтому значение контроля увеличивается на всех этапах обучения для своевременного обнаружения и корректировки уже совершенных ошибок.
Я применяю три классических типа контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, самоконтроль.
Внешний контроль приучает учащихся к добросовестности и систематичности выполнения учебной работы. По форме контроль учителя может быть фронтальным ( Я применяю контрольные работы по разделам , тесты, графические задания, выполнение расчетов при построении чертежей изделий, словарные диктанты для проверки знаний по устройству швейных машин и ли последовательности технологических процессов); групповым ( составление рекламы различных тканей, продуктов, готовых изделий; выполнение заданий для группы учащихся по разделам – технологический, конструкторский, экологический… при проведении коллективной защиты проектов ); индивидуальным ( текущий опрос, устный и письменный опрос по индивидуальным карточкам, составление кроссвордов на учебные темы).
Взаимоконтроль вырабатывает ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников. В процессе работы я вижу, что далеко не всегда оценка одноклассников и самооценка совпадают. Взаимооценка позволяет посмотреть на себя как бы со стороны. Я стараюсь применять разные методы взаимопроверки. Это и работа в парах, и работа в жюри при защите творческих проектов и работа «экспертных групп» при коллективной защите проектов. Публичные выступления на Научно – практических конференциях в школе помогают оценить уровень знаний категории учащихся «одаренные дети». Также дети очень трепетно относятся к оценке своей деятельности при подготовке экспонатов для различных выставок прикладного творчества, которых в городе проходит множество.
Обучая самоконтролю, особое внимание мною уделяется первоначально в 5 – 6 классах сверке по образцам, а в 7 -8 классах использованию различных вариантов выполнения задания с целью выбора оптимального варианта. Всегда применяю такой способ самоконтроля при подготовке и работе над проектами. Хочу поделиться опытом подготовки и проведения защиты проекта в разделе «Кулинария». Наша школа является школой с углубленным изучением информатики, поэтому способ подготовки и проведения защиты проектов был предложен учащимися. Необычность его заключалась в том, что теоретическую часть было предложено представить в виде плакатов на которых будут представлены: продукты, из которых будут приготовлены блюда; инструменты, при помощи которых их готовят; технологический процесс в виде пооперационных фотографий; утилизация отходов; влияние приготовленных блюд на здоровье человека. Это было наше школьное «ноу-хау» и работа шла на удивление интересно. Трудность составили способы контроля с целью корректировки результатов. Дети были разбиты на группы . Членами группы изыскивались рецепты, обсуждались , моя задача и контроль заключался в отборе рецептов по трудоемкости . Дети фотографировали инструмент и готовые блюда, разрабатывали технологию изготовления, здесь также проводился промежуточный контроль и корректировка. И только после этого готовилось блюдо с пооперационным фотографированием процесса приготовления. Окончательное оценивание блюд доверили независимому жюри, в которое входили мальчики. Жюри высоко оценило все работы учащихся, пробовали все вместе и ученицы были горды удачно приготовленными блюдами.
Прием самоконтроля – моделирование – позволяет использовать полученные ранее знания и умения на изготовление подобных или новых более сложных предметов. Я не ограничиваю детей в выборе предметов труда. К примеру, выполняя пошив поясного изделия, мы знакомимся с изготовлением юбок через ее поузловую обработку. Учащиеся могут перенести полученные знания на изготовления не только юбок, но и шорт и брюк, выполнив их самостоятельно. Но ключевым звеном при проведении самопроверки все же является сверка с подготовленным демонстрационным изделием или образцами с поузловой обработкой.
Контроль за учебной деятельностью должен быть гласным и аргументированным. Оценить – значит сравнить. Для объективности выставленной оценки в журнал я использую личностный способ оценивания в сочетании с нормативным. Личностный способ оценивания – это на мой взгляд, лучший способ сравнения с предыдущим уровнем знаний и действий индивидуально каждого учащегося. Сапостовимый – сравнение уровня знаний детей внутри класса или группы я не использую, так как уровень их знаний различен и не дает объективности в оценивании.
Я никогда не « ловлю» детей на незнании, а выясняю их точку зрения. Мой любимый вопрос «Почему та так считаешь, убеди » , поэтому дети на моих уроках не боятся высказывать свою точку зрения даже если она не достаточно аргументирована. На моих уроках плохая отметка – крайняя мера. Я считаю, что моя задача не научить ребенка выполнять работу профессионально , а не отбить у ребенка желание трудиться. Критерии оценки ЗУН я провожу через применение технико-экономических требований : качество выполняемой работы, затраты времени на ее выполнение, соблюдение технологии при выполнении работ, соблюдение правил Техники безопасности и санитарно – гигиенических требований. А также стараюсь объяснить учащимся, что отметки имеют различный вес и значимость. Текущие – показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело итоговые оценки, выставленные за знание темы или раздела, а также изготовление изделия. Словесная оценка не менее важна, чем выставляемая в журнал. Я стараюсь эмоционально воздействовать на ребенка, применяя слова в превосходной степени для поощрения, что зачастую окрыляет учащихся, заставляет поверить в свои силы. «Учитель и ученик ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе….. Ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию посредством отдельных замечаний педагога, оценивающих те или иные частичные, отдельные навыки… Оценка есть не только причина переживаний ребенка, но и основное средство ежедневной и ежеминутной ориентации ребенка в своих силах» ( Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2 М. 1980г.)
Особенность затруднений в предмете у учащихся успевающих по другим предметам могут быть вызваны не достаточно развитой моторикой рук, отсутствием опыта ручной работы ( особенно в 5 классе) , негативному отношению к труду, нередко сформированному в семье, чаще всего у детей из неблагополучных семей .Я считаю, что нужно всячески пропагандировать значимость ручного труда через выступления перед родителями, проведение конкурсов работ, ярмарок. Очень жаль, что в базисных планах количество часов отведенных на «Технологию» сокращается.
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получение хорошей отметки любым путем.
Литература
- Ананьев Б.Г. Психологические труды. Т.2 М. 1980 г.
- Комарова Т.С. Савенкова А. «Коллективное творчество детей» М. 1998г.
- Кульченко С.В. Лакоценин Т.П. «Современный урок» часть 1 изд. «Учитель» 2005 год
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М. Аркти 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...
"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"
Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения школьников. Разработанный вариант портфолио....
Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.
Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и ...
Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников
Актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования....
Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"
Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"...
Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников
Статья "Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников" (XI традиционные декабрьскиепедагогические чтения«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И...
Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников
Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности) и важность конечного результата (ко...