Выступление на педсовете "Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся в школе"
методическая разработка (7 класс)
выступление, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amin_rol_k.r._o_vd.doc | 68 КБ |
rol_kr_v_vd_amin.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на пед. совете 26 февраля 2018г
«Эффективность организации
внеурочной деятельности учащихся в школе»
Классный руководитель 7 В класса МАОУ СОШ №7
Амин Наталья Александровна
Эффективность организации
внеурочной деятельности учащихся в школе
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Безусловно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить».
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности разрабатывается план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.
Основные цели и задачи внеурочной деятельности:
- развивать интерес и любовь к предмету;
- выявлять одаренных учащихся;
- приобщать к исследовательской деятельности;
- активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
- развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
- формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).
Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:
- критическое мышление,
- навыки самостоятельной работы,
- самоорганизации и самоконтроля,
- умение работать в команде,
- чувство инициативы, любознательности,
- креативность,
- чувство соревновательности,
- чувство служения общему делу и т.д.
В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он с первых дней своей работы оказывается включенным во все многообразие проблем целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Классный руководитель имеет следующие функции:
- воспитательная (педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);
- организационно-административная (руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов);
- координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса).
К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому необходимо придерживаться некого цикла воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
- Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
- Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
- Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.
Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.
Обучающиеся добровольно, на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия, которые им нравятся.
Задачи классного руководителя :
1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то необходимо проводить корректирующие действия: привлекать данных учащихся к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется в плане воспитательной работы «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которой оценивается деятельность ребенка во внеурочной деятельности:
- во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, дают возможность демонстрировать достижения;
- во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, характеризует достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
2. Анализ результатов внеурочной деятельности:
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Нас очень порадовали результаты анкетирования родителей, которое мы провели в конце первого полугодия по вопросам удовлетворенности организацией внеурочной деятельности:
- О каких занятиях внеурочной деятельности Ваш ребенок рассказывает дома чаще всего?
Риторика, шахматы, баскетбол
- Как вы считаете: занятия внеурочной деятельностью полезны Вашему ребенку?
«Да» – 98%.
- По Вашему мнению: научился ли ребенок чему–либо на занятиях внеурочной деятельности?
Играть в шашки, шахматы, выступать с докладом.
- Какие из направлений внеурочной деятельности, не предложенные школой, Вашему ребенку были бы интересны?
Футбол, изобразительное искусство, гимнастика, английский язык.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.
В завершении, хочется сказать, что внеурочная деятельность школьников – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Ведь часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Поэтому результатами внеурочной деятельности, к которым мы стремимся должны стать:
– опыт самостоятельного социального действия обучающихся;
- формирование позитивных отношений в социуме;
– приобретение социальных знаний.
Главное для педагога, занимающегося с детьми внеурочной деятельностью, понимать, что цель таких занятий не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и итоге, формирование творческой самореализации обучающихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями» В. А. Сухомлинский
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют: активная жизненная позиция; установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего; активное финансовое поведение; ориентирование на знания и использование новых технологий; эффективное социальное сотрудничество; здоровый и безопасный образ жизни.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Основные цели и задачи внеурочной деятельности: Создание условий , обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. развивать интерес и любовь к предметам; выявлять одаренных учащихся; приобщать к исследовательской деятельности; активизировать внеклассную работу; развивать самостоятельность, творчество, инициативу; формировать позитивную коммуникативную компетентность.
Основные направления внеурочной деятельности: - с портивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; - научно-познавательное; - военно-патриотическое; - проектная деятельность; - общественно полезная деятельность;
Во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции: критическое мышление, навыки самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, умение работать в команде, инициативность, чувство любознательности, креативность, чувство соревновательности, чувство служения общему делу.
Ожидаемые результаты Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; Воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране; Воспитание у детей толерантности; навыков здорового образа жизни; Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; Осознанного отношения к профессиональному самоопределению; Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления; Реализация основной цели плана внеурочной деятельности – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Функции: воспитательная; организационно-административная; координирующая.
Профессиональная позиция педагога Критерий качества – грамотная организация воспитания: соответствие целей и задач, поставленных педагогом, возрастным особенностям детей, их интересам, запросам (также и родителей); актуальным проблемам, возможностям образовательного учреждения; соответствие форм и содержания поставленным целям, задачам, ожидаемым результатам; использование воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности
Участие в школьных мероприятиях
Участие в школьных мероприятиях
Участие в школьных мероприятиях
Проектная деятельность
Результаты анкетирования родителей О каких занятиях внеурочной деятельности Ваш ребенок рассказывает дома чаще всего? Риторика, шахматы, баскетбол Как вы считаете: занятия внеурочной деятельностью полезны Вашему ребенку? «Да» – 98%. По Вашему мнению: научился ли ребенок чему–либо на занятиях внеурочной деятельности? Играть в шашки, шахматы, выступать с докладом . Какие из направлений внеурочной деятельности, не предложенные школой, Вашему ребенку были бы интересны? Футбол, изобразительное искусство, гимнастика, английский язык.
Эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.
Главное для педагога, занимающегося с детьми внеурочной деятельностью, понимать, что цель таких занятий не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и итоге, формирование творческой самореализации обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!
2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...
Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.
Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....
Выступление на тему "Исследовательская деятельность учащихся"
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной цельюкоторой является образовательныйрезультат, она направлена на обучениеучащихся, развитие у нихисследовательского типа мышлени...
выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"
Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...
Выступление на педсовете "Проектная деятельность учащихся как средство эффективности обучения"
Презентация «Проектная деятельность учащихся как средство эффективности обучения» выступление на педсовете...
Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности
Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...