Развитие исследовательского творчества школьников в процессе сетевого взаимодействия "школа - вуз - НИИ"
статья
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия 151 школы г. Нижнего Новгорода, Миниского университета и научных структур России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaytsevoy_o.a._gazeta_niro_n.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайцева Ольга Аркадьевна,
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов»,
учитель биологии, преподаватель кафедры биологии, химии и биолого-химического образования,
г. Нижний Новгород
olgazaiceva151nn@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА – ВУЗ – НИИ»
Активное вовлечение ребенка в исследовательский процесс является залогом развития гибкой, мобильной, успешной личности. Исследовательская деятельность всегда связана с творчеством. Проблема недостаточной методической и психологической подготовки современных учителей к организации исследовательской деятельности школьников обусловливает поиск новых форм организации процесса обучения, одной из которых является сетевое сотрудничество школ, вузов и учреждений науки.
Развитие творческого мышления и исследовательского потенциала школьников являются приоритетными задачами современной системы образования. Достижение этих задач возможно в процессе постоянного вовлечения обучающихся в творческо-исследовательскую деятельность: активного овладения методами научного познания, формирования научного мировоззрения в процессе «трансляции культурных ценностей» от учителя к ученику, выработки результатов, полезных для человека и общества.
Термин «исследовательское творчество» указывает на непосредственную связь поисковой и творческой деятельности. По мнению многих авторов, творческая деятельность должна непременно приводить к созданию чего-то нового, прогрессивного, обладающего личной и социальной значимостью. Из этого следует, что исследовательская деятельность обучающихся, в большинстве своём не приводящая к созданию продуктов, имеющих общественную новизну и значение, не может являться творческой. Однако существует противоположная точка зрения: по мнению Льва Семёновича Выготского, любая исследовательская деятельность является творческой; творчество существует «везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни оказалось это новое по сравнению с созданием гениев».
Отмечаемая многими авторами низкая мотивация педагогов к использованию инноваций, трудности перехода от традиционных способов обучения к современным делают весьма актуальной проблему поиска новых подходов к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, современных путей, обеспечивающих развитие учителя-исследователя – эффективного координатора исследовательского творчества школьников.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций является оптимальной инновационной формой сотрудничества, обеспечивающей новые возможности для развития исследовательского творчества всех участников образовательного процесса, а также профессионального совершенствования учителя.
С целью развития исследовательских качеств обучающихся, повышения профессионализма учителей, оптимизации профильной подготовки абитуриентов на базе ряда школ г. Нижнего Новгорода в настоящее время работает городская экспериментальная площадка, построенная по схеме взаимодействия «школа – вуз – научно-исследовательский институт». Участниками сетевого взаимодействия являются Мининский университет (г. Нижний Новгород) – Балтийский федеральный университет им. Канта (БФУ) (г. Калининград) – Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) (г. Москва), а также сетевые школы-партнёры (школы №151, №173, №129 г. Нижнего Новгорода).
Совместная деятельность учителей, студентов и преподавателей направлена на реализацию инновационных подходов к процессу обучения биологии. В рамках проекта «Полевая школа выходного дня», организованном Мининским университетом, ИПЭЭ РАН на базе агробиостанции НГПУ (Нижегородская область, Краснобаковский район) обучающиеся школ №129 и №151 г. Нижнего Новгорода в сентябре 2018 года НГПУ знакомились с инновационными подходами к научно-исследовательской деятельности в области орнитологии, современными способами организации мониторинга птиц. В ходе трехдневной экспедиции школьникам удалось изучить птичьи ловушки, освоить методики кольцевания птиц, расширить свои знания в области их анатомии, морфологии и экологии, развить навыки проектно-исследовательской деятельности, пообщаться с ведущими специалистами в области орнитологии ИПЭЭ РАН. Отметим, что данное мероприятие значительно повысило познавательный интерес школьников, развило их способности к творческому поиску, подготовило базу для организации научных исследований, дальнейшей успешной образовательной траектории школьника.
В ходе реализации проекта «Тьютерское сопровождение деятельности школьников», организуемого в рамках интегрированной клинической практики студентов НГПУ им. К. Минина на базе школы №151 г. Нижнего Новгорода, осуществлялось создание индивидуальных образовательных маршрутов для школьников следующих категорий: обучающиеся с низкой учебной мотивацией, обучающиеся, требующие повышенного внимания в связи с индивидуальными и возрастными особенностями, обучающиеся, испытывающие интерес к исследовательской деятельности. В процессе реализации индивидуальных маршрутов проводились беседы, консультации, научные квесты, уроки-проекты, способствующие повышению мотивации к изучению биологии, развитию исследовательских компетенций школьников, преодолению возрастных особенностей подростков.
В рамках подготовки работ НОУ проводятся совместные исследования по популяционной морфологии, генетике, биоиндикации на базе кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, использовались экспериментальные данные, полученные в ходе учебных практик студентов по орнитологии, молекулярной биологии, биоинженерии на базе научных лабораторий БФУ им. Канта, орнитологических станций Московской области. Работа школьников и студентов над совместными проектами, организация в ходе клинических практик профориентационных мероприятий, посещение студенческих стендовых сессий, по результатам опроса школьников, значительно повысила их интерес к научно-исследовательскому творчеству, способствовала формированию проектно-исследовательских умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.
Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...
Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии
Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет....
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена изучению форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...
Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»
И.И. Аляпышева, учитель английского языка гимназии №74Текст выступления «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...
Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии
Современному обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные, анализировать, сравнивать, исследовать. В XXI веке стало очевидным, что умения и навыки исследо...
Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"
Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...