Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"
статья на тему

Маласова Ольга Николаевна

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.

         Целенаправленная работа в этом направление дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_word.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

                   

                   

                    Доклад на тему:

«Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания»

                                                                       Подготовила Маласова О.Н.,

                                                                       учитель физической культуры

                                                           

                                                        2018

          Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует его личностную индивидуальность. Субъект не только воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, и выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (Рубинштейн С. Л.). В силу того, что творчество есть открытие нового, неизвестное ранее, оно обогащает человека, раскрывает в нем новые способности (Каган М. С.).

         Проблема развития творческих способностей концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс и др. Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой индивид ранее не встречался, способность применения исследовательских методик, быстро и целесообразно преобразовать необходимую информацию.

       Сегодня забывается о том, что исследовательские методы познания гораздо более эффективны в учебном процессе, нежели логическая познавательная деятельность (Бегидова С. Н.).

           Активная деятельность учащихся, основанная на поиске и решении сложных вопросов, обеспечивает развитие творческих способностей, стимулирует творческое мышление, творческое воображение и позволяет увидеть проблему с новой точки зрения.

         Формы исследовательской деятельности я использую на уроках физической культуры (урок – дискуссия, урок – проблемный семинар) и во внеурочное время (школьные ученические конференции, исследовательские игры). Они направлены на развитие творческих способностей школьников.

         На уроке – дискуссии учащиеся работают в малых группах (5–6 человек), получают очки за участие в дискуссии. Тема ее определяется изучаемым материалом. Дискуссия длится 8–15 минут в зависимости от темы и возраста учеников. Участники садятся в центре спортивного зала в небольшой круг, в это время остальные ученики вместе с учителями садятся вокруг них и слушают. Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме, предоставление информации, опирающейся на факты, или информации, полученной в ходе исследования, привлечение другого ученика к дискуссии, сосредоточенность на теме.

       Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.

        При проведении урока я  обращаю внимание на психологическое равновесие между чрезмерно активными, молчаливыми участниками дискуссии. Для успешности проведения данного урока необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Позиция “Я – хороший, ты – хороший”;
  • Истина превыше всего;
  • Краткость – сестра таланта;
  • Уважение и дружелюбие при высказываниях.

         Во время урока – дискуссии учащимся нужно соблюдать правила поведения:

  • Я критикую идеи, а не людей;
  • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему результату;
  • Я выслушиваю сообщения каждого, даже если я с ним не согласен;
  • Я стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

         Урок - проблемный семинар представляет собой “творческую дискуссию”, на которой идет обмен информацией между участниками, представляется  возможность критиковать даже отвергнутое мнение.

        Школьная ученическая конференция организуется с целью создания оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую работу по вопросам физической культуры и спорта.   По общему мнению членов жюри, уровень предоставляемых работ растет, участники конференции увлечены проблемами здорового образа жизни. Они сосредотачивают свое внимание не только на современных тенденциях в области физической культуры и спорта, но и грамотно их раскрывают, стремятся связать теоретические вопросы с практикой, а также заранее готовят пособия в виде таблиц, фотоснимков и др. Девиз конференции: “Единство ума и силы”. И, отрадно, что учащиеся нашей школы уделяют внимание не только красоте своей спортивной внешности, но не забывают и о красоте души.

       Исследовательские игры способствуют интеллектуально-творческому развитию учащихся. Игры проводятся под руководством учителя и самостоятельно, где вмешательство учителя в процессе игры минимально.

         Применение перечисленных выше форм и методов работы нацелено на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию познавательно-информационных потребностей школьников.

       Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.

         Целенаправленная работа в этом направление дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания

Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных,      творческих и других,...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания

Активизация познавательныой деятельности школьников через организационно-методические приемы....

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...

«Организация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей личности в школе»

Главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития ...