Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"
статья на тему
Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.
Целенаправленная работа в этом направление дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_word.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему:
«Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания»
Подготовила Маласова О.Н.,
учитель физической культуры
2018
Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует его личностную индивидуальность. Субъект не только воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, и выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (Рубинштейн С. Л.). В силу того, что творчество есть открытие нового, неизвестное ранее, оно обогащает человека, раскрывает в нем новые способности (Каган М. С.).
Проблема развития творческих способностей концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс и др. Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой индивид ранее не встречался, способность применения исследовательских методик, быстро и целесообразно преобразовать необходимую информацию.
Сегодня забывается о том, что исследовательские методы познания гораздо более эффективны в учебном процессе, нежели логическая познавательная деятельность (Бегидова С. Н.).
Активная деятельность учащихся, основанная на поиске и решении сложных вопросов, обеспечивает развитие творческих способностей, стимулирует творческое мышление, творческое воображение и позволяет увидеть проблему с новой точки зрения.
Формы исследовательской деятельности я использую на уроках физической культуры (урок – дискуссия, урок – проблемный семинар) и во внеурочное время (школьные ученические конференции, исследовательские игры). Они направлены на развитие творческих способностей школьников.
На уроке – дискуссии учащиеся работают в малых группах (5–6 человек), получают очки за участие в дискуссии. Тема ее определяется изучаемым материалом. Дискуссия длится 8–15 минут в зависимости от темы и возраста учеников. Участники садятся в центре спортивного зала в небольшой круг, в это время остальные ученики вместе с учителями садятся вокруг них и слушают. Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме, предоставление информации, опирающейся на факты, или информации, полученной в ходе исследования, привлечение другого ученика к дискуссии, сосредоточенность на теме.
Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.
При проведении урока я обращаю внимание на психологическое равновесие между чрезмерно активными, молчаливыми участниками дискуссии. Для успешности проведения данного урока необходимо соблюдать следующие принципы:
- Позиция “Я – хороший, ты – хороший”;
- Истина превыше всего;
- Краткость – сестра таланта;
- Уважение и дружелюбие при высказываниях.
Во время урока – дискуссии учащимся нужно соблюдать правила поведения:
- Я критикую идеи, а не людей;
- Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему результату;
- Я выслушиваю сообщения каждого, даже если я с ним не согласен;
- Я стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Урок - проблемный семинар представляет собой “творческую дискуссию”, на которой идет обмен информацией между участниками, представляется возможность критиковать даже отвергнутое мнение.
Школьная ученическая конференция организуется с целью создания оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую работу по вопросам физической культуры и спорта. По общему мнению членов жюри, уровень предоставляемых работ растет, участники конференции увлечены проблемами здорового образа жизни. Они сосредотачивают свое внимание не только на современных тенденциях в области физической культуры и спорта, но и грамотно их раскрывают, стремятся связать теоретические вопросы с практикой, а также заранее готовят пособия в виде таблиц, фотоснимков и др. Девиз конференции: “Единство ума и силы”. И, отрадно, что учащиеся нашей школы уделяют внимание не только красоте своей спортивной внешности, но не забывают и о красоте души.
Исследовательские игры способствуют интеллектуально-творческому развитию учащихся. Игры проводятся под руководством учителя и самостоятельно, где вмешательство учителя в процессе игры минимально.
Применение перечисленных выше форм и методов работы нацелено на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию познавательно-информационных потребностей школьников.
Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.
Целенаправленная работа в этом направление дает положительные результаты и будет обязательно продолжена в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных, творческих и других,...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена изучению форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Активизация познавательныой деятельности школьников через организационно-методические приемы....
"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"
Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...
«Организация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей личности в школе»
Главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития ...