Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся
статья
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvennonauchnogo_mirovozzreniya_uchashchihsya.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Цырендоржиева Н.Н., учитель биологии
МБОУ «Сосново-Озерская сош №2»
Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся
Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Каждая учебная дисциплина в школе, давая учащимся определенный круг знаний, способствует воспитанию мировоззрения. Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания:
- философских,
- научных,
- нравственных,
- политических,
- эстетических и др.
Ядром любого мировоззрения выступают философские взгляды, опирающиеся на обобщение знаний о природе, обществе и объясняющие закономерности природы.
Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.
Элементы научного мировоззрения закладываются в сознании ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно-политических и нравственных идеалов.
Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:
1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.
Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).
2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий на природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.
3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.
4. Формирование общей положительной направленности личности, то есть ее положительного отношения к окружающей действительности. Имеется в виду отношение к природе, обществу, государству, труду, собственности, коллективу сверстников, взрослым людям, учебе и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.
5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранные мероприятия, добрые дела способствуют осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.
Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.
Средства формирования научного мировоззрения
1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.
Так, В.А. Сухомлинский применял:
- задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);
- самостоятельное составление задач с последующим их решением;
- сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;
- насыщение содержания уроков яркими фактами;
- экскурсии, цель которых – выявить проблемы;
- уроки практического применения знаний;
- уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал.
2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся.
3. Интеллектуальные состязания: конкурсы, олимпиады, турниры и т.д.
4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной и художественной литературы.
5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.
6. Беседы с психологом, классным руководителем:
В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».
В старших классах: «Учись учиться», «Умеешь ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй свою память», «Азбука умственного труда», «Как научиться самостоятельно и творчески мыслить?», «Как заниматься самообразованием».
4. Религиозное мировоззрение. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе. Как понять рублевскую «Троицу»? как уяснить, кто такие «бесы» Достоевского? Как осознать смысл «Повести временных лет»? это возможно, только если знать хотя бы в общих чертах историю, культуру Православия.
Становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе. Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание школьного предмета, а также методы, формы и средства его изучения направлены на реализацию воспитания материалистического мировоззрения у учащихся.
Сложный состав знаний по курсу 6 класса - многообразие растений, органы цветковых растений и их функции, особенности жизнедеятельности – позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой; оценивать значение растений и всего многообразия растительного мира в природе; способность его к развитию.
Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования (начиная с простейших и кончая млекопитающими). На примере типов и классов животных рассматриваются сложные свойства организмов, элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, выясняется роль животных в природе и значение для человека. Подобный зоологический материал, как и курс о растениях, формирует понимание реальности существования живого, особенностей живых существ, а также своеобразия животных в сравнении с растениями, зависимости тех и других от внешней среды.
Аналогичным образом материалы курса о человеке углубляют научные знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные его особенности. Кроме того, при изучении свойств организма человека на примере ряда систем органов (пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др.) обращают внимание на эволюционную продвинутость человека по сравнению с другими животными.
Изучение свойств живой клетки, ее внутриклеточных структур, свойств ДНК, механизмов биосинтеза, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов приспособленности организмов к среде обитания, эволюционного развития хищника и жертвы, паразита и хозяина, изучение темы о происхождении жизни, антропогенеза, структурных уровней организации жизни, - все это развивает у учащихся материалистическое миропонимание. При изучении явлений природы в развитии, движении, рассматривая связь строения организма с его функциями, учитель должен стремиться раскрыть материалистическую сущность этих явлений, подчеркнуть, доказать их реальность. Говоря о приспособленности растений, животных к среде обитания, необходимо показать ее относительность, обратить внимание учеников на причинно-следственные связи и доказать на конкретных примерах. Это особенно важно, так как приспособительные свойства организмов бывают столь удивительны, что могут создать у учеников неправильное представление, как о чем-то сверхъестественном.
Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию в целях достижения внутренней гармонии между социально детерминированными структурами личности и структурами, выражающими глубинную сущность каждого человека как личности. В то же время содержание традиционного понятия о гуманизме в настоящее время расширяется включением природной составляющей. Поэтому слово "гуманизм" используется не только в отношении "человек-человек", но и в отношении "человек-природа".
Понятие духовности в настоящее время, как и гуманизм, рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями. Благодаря духовности человек может воспринимать и осознавать себя частью, окружающей его природы и всего реального мира. Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие.
Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения, и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.
Для выяснения уровня сформированности мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу.
Биологическое образование обладает мощным мировоззренческим потенциалом. Формированию научного мировоззрения может содействовать изучение всех разделов школьной биологии и в особенности раздела "Общая биология", так как ее содержание включает важные мировоззренческие идеи и знания. Становление научного мировоззрения личности происходит в течение всей жизни человека. Биологическое образование является одним из этапов и средств его формирования.
У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение.
Правила-советы для учителя:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня
Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...
Формирование антитеррористического мировоззрения учащихся. Из опыта работы.
Антиррористическое мировоззрение....
Формирование экологического мировоззрения учащихся
Автор статьи рассказывает о своем опыте по проблеме формирования экологического мировоззрения учащихся....
Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов
Доклад на тему "Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов"...
Формирование естественнонаучных компетентностей учащихся на уроках химии и биологии посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
В статье рассматриваются основные образовательные компетенции и разбираются отличия исследовательской работы и работы над проектом....
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Разработка содержит задания по различным темам по физике, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся....
Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...