Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС
статья по математике

Дорофеева Ирина Юрьевна

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС

Образовательные стандарты третьего поколения предъявляют новые требования к современной школе. Касается это и предметов естественно-математического цикла.

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.[1]

Понятно, что, прежде всего, это – новый вызов к качеству естественно-математического образования.

Если в концентрированном виде формулировать цель естественнонаучного образования в основной школе, то её можно определить как формирование естественнонаучной грамотности учащихся.[2] 

Что же подразумевается под этим понятием? Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность:

– осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;

– понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;

– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Как видно, понимание PISA естественнонаучной грамотности включает многие умения, совпадающие с требованиями ФГОС к образовательным результатам

Компетентности определяющие естественнонаучную грамотностью в исследовании PISA

Требования ФГОС ООО к результатам образования

Понимание основных особенностей естественно-научного исследования (или естественно-научного метода познания)

Приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат изучения физики)

Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ (предметный результат изучения химии)

Приобретение опыта использования методов биологической науки (предметный результат изучения биологии).

Умение объяснять или описывать естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменение.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат).

Умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

Умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (метапредметный результат образование).

Из выше сказанного следует, что формирование естественнонаучной грамотности в школе сводится, прежде всего, к формированию метапредметных УУД. Ведущая роль здесь принадлежит естественным наукам (физика, химия, биология и др.)  Успешное освоение этих наук невозможно без математики и информатики, являющихся важнейшим аппаратом и ключом к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях.

В этих условиях важно объединение усилий преподавателей предметов естественно-математического цикла, т.к. в противном случае невозможно формирование системного мышления учащихся.

Работая несколько лет над проблемой интеграции, учителя нашего МО пришли к осознанию того, что требования к личностным и метапредметным результатам образования могут эффективно реализоваться при совместном и согласованном воздействии  всех образовательных компонентов (учебных предметов,  элективных курсов, факультативов,  модулей, входящих в образовательную программу школы), а также внеурочной деятельности.

И если приемы и способы взаимодействия, формы работы в области учебной деятельности нами более-менее освоены, то проблема организации и проведения внеурочной деятельности стоит  более остро. Поэтому  наши усилия в основном сконцентрированы на внеурочной работе. Одним из способов решения ее являются такие направления внеурочной деятельности как научно – познавательная и проектная деятельность. Эта форма работы для нашей школы не новая. Проектные и исследовательские работы учащихся представлялись на конкурсах и фестивалях разного уровня. Однако в систему внеурочной работы в школе они не включались и, тем более, не были связаны с учебной деятельностью. Поэтому основная цель работы нашего МО:

  • Интеграция учебной деятельности во внеурочную;
  • Поиск и апробация способов и форм внеурочной работы, создающих условия для формирования не только познавательных, но также коммуникативных и личностных УУД.

В соответствии с этими целями нами были проведены  два больших внеклассных мероприятия:

  1. Конференция «Поставим памятник пчеле», в рамках областного фестиваля «Славься, земля казачья!»;
  2. «Суд над Ядерной Энергией», посвященный катастрофе на Чернобыльской АС.

Конференция «Поставим памятник пчеле» затронула вопросы:

  1. История пчеловодства на казачьей земле,
  2. Биология пчел, химия меда (рассмотрели состав меда  и экспериментально показали, как проверить его натуральность),
  3. Пчелы и медицина (выступление представителей традиционной и нетрадиционной, народной медицины о свойствах и применении продуктов пчеловодства),
  4. Пчелы и математика (выступление математиков с расчетами о рациональности формы пчелиных ячеек и применение их принципа в сотовой связи),
  5. Пчелы и казачья кулинария (собрали старинные рецепты «медовых» казачьих блюд, приготовили их, угостили участников и гостей конференции).

В роли «ученых» побывали учащиеся 7–10 классов, а завершили мероприятие ученики 5 класса стихотворением «Поставим памятник пчеле».

«Суд над Ядерной Энергией» был завершающим мероприятием предметной недели. В нем было занято большое количество учеников из 7-11 классов. Мероприятие прошло в интересной форме. Роли  судьи, обвиняемой, адвоката ребята выбирали сами. Кроме того, участниками суда были «врачи», «ученые», «местные жители», «ликвидаторы». Образные, эмоционально яркие выступления ребят не оставили равнодушными публику.

В обоих случаях межпредметная интеграция объединяет знания разных наук  при раскрытии какого-то общего вопроса (природный объект – пчела, или явление -  катастрофа на АС). Это позволяет достичь более глубоких разносторонних знаний об объекте, использовать новую информацию из разных источников, что стимулирует аналитико-синтетическую деятельность, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, умения анализировать процессы и явления действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие окружающего мира, что является необходимой предпосылкой формирования научного мировоззрения.

Также ребята были поставлены в ситуацию нравственно-этического оценивания (вредна или полезна ядерная энергия), ориентации в разных ролях.

Кроме того,  учащиеся получили опыт взаимодействия в коллективе, умение вести себя в разных ситуациях, представлять себя.

Цели, поставленные нашим МО реализованы в достаточной мере, практическая значимость подобных мероприятий очевидна.

В ходе работы мы  пришли к осознанию того, что объединение усилий учителей-предметников школы позволяет наиболее эффективно интегрировать  учебную деятельность во внеурочную и создавать условия для формирования УУД.  С практической точки зрения интеграция даёт усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Пентин А.Ю. «Концепция повышения квалификации педагогических работников  в области естественнонаучного образования с учетом задачи формирования естественнонаучной грамотности учащихся», с.2, таб.1;
  3. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня

Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....

Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"

Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»

Требования к заданиям  по формированию и оцениванию естественнонаучной грамотностиЭти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разработка содержит задания по различным темам по физике, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся....

Доклад "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"

Материал будет полезен педагогам для работы над формированием читательской грамотности...

Презентация к докладу "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"

Презентация является  наглядным сопровождением доклада "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"...