Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка и литературы
статья

Купич Анна Александровна

Инклюзивное образование в рамках преподавания

русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АРМАВИРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

КРАЕВОЙ (НАУЧНЫЙ) СЕМИНАР

«ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Инклюзивное образование в рамках преподавания

русского языка и литературы»

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Купич Анна Александровна

Армавир, 2019


Почему именно эта тема? Думаю, Вы в своей практике часто сталкивались с ситуацией, когда в общеобразовательном классе сидят дети с ОВЗ и инвалидностью.

 В 2012 я пришла работать в Армавирское профессиональное училище-интернат для инвалидов. Зайдя в аудиторию 1 сентября, я впервые увидела обучающихся, с которыми буду работать. Возник вопрос: как преподавать? Ориентироваться на самого слабого нельзя, иначе самые сильные дети сорвут урок (им будет нечего делать). Если обращать внимание на сильных детей, то третья часть группы не усвоит программу.

Тут на помощь приходят принципы инклюзивного образования. Я прошла курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение и развитие детей с ОВЗ и инвалидов».

Так как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?

На сегодняшний день в группах СПО обучается 36 детей - инвалидов, 9 из них – с нарушением слуха (из 105 человек). У таких обучающихся возникают трудности с написанием конспектов, у многих затруднена речь или плохая память. Поэтому для таких обучающихся я подбираю альтернативные варианты работы на уроке, а также задаю домашнее задание, учитывая их индивидуальные особенности. Так, например, для обучающихся с нарушением слуха и для обучающихся с затрудненной речь в качестве альтернативы чтения стихотворения наизусть одного из авторов к уроку литературы я задаю осуществить анализ данного стихотворения письменно. Во время урока у таких обучающихся всегда есть раздаточный материал.

Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы обучающихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера.

При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений разбиваю задания чётко по шагам. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков реализую индивидуальный подход. Обучающимся, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагаю выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора.

На своих уроках я применяю:

- индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому студенту необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий;

- направляющую помощь: эта помощь ведет обучающихся от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов;

Также применяю такие методики как:

  • смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;
  • учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого обучающегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);
  • предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше, чтобы это было после учебных занятий, на перемене студент должен отдыхать);
  • сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;
  • предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
  • работа может быть принята позже установленного срока по договорённости преподавателя и обучающегося;
  • работа творческого характера может сдаваться преподавателю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору обучающихся);
  • предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации преподавателя.

Как видно из моих наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, студенты отнюдь не механически следуют за преподавателем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Я считаю, первое, что должен сделать преподаватель для того, чтобы помочь адаптироваться студентам с особенностями развития – это создание психологически комфортной образовательной среды.

Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Я стараюсь не допускать возникновения стрессовых ситуаций, избегать их, разряжая обстановку, например, переключаю внимание обучающихся на другой вид деятельности.  Кроме этого, обязательно включаю беседы со студентами о толерантности и уважении друг к другу на уроках в техникуме, на внеклассных занятиях.

При обучении реализую принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому привлекаю обучающихся к участию в мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс чтецов, конкурс эссе, конкурс сочинений.).

Кроме этого, вовлекаю обучающихся во внеурочную деятельность, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия и т.д.

 Закончить свое выступление хочу притчей.

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Всё в руках преподавателя и есть возможность сформировать полноценную личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.


        СЛАЙД 1         Инклюзивное образование в рамках преподавания

русского языка и литературы

Почему именно эта тема? Думаю, Вы в своей практике часто сталкивались с ситуацией, когда в общеобразовательном классе сидят дети с ОВЗ и инвалидностью.

 В 2012 я пришла работать в Армавирское профессиональное училище-интернат для инвалидов. Зайдя в аудиторию 1 сентября, я впервые увидела обучающихся, с которыми буду работать. Возник вопрос: как преподавать? Ориентироваться на самого слабого нельзя, иначе самые сильные дети сорвут урок (им будет нечего делать). Если обращать внимание на сильных детей, то третья часть группы не усвоит программу.

Тут на помощь  приходят  принципы инклюзивного образования. Я прошла курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение и развитие детей с ОВЗ и инвалидов».

Так как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?

СЛАЙД 2 На сегодняшний день в группах СПО обучается 36 детей - инвалидов, 9 из них – с нарушением слуха (из 105 человек). У таких обучающихся возникают трудности с написанием конспектов, у многих затруднена речь или плохая память. Поэтому для таких обучающихся я подбираю альтернативные варианты работы на уроке, а также задаю домашнее задание, учитывая их индивидуальные особенности. Так, например, для обучающихся с нарушением слуха и для обучающихся с затрудненной речь в качестве альтернативы чтения стихотворения наизусть одного из авторов к уроку литературы я задаю осуществить анализ данного стихотворения письменно. Во время урока у таких обучающихся всегда есть раздаточный материал.

Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы обучающихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера.

При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений разбиваю задания чётко по шагам. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков реализую индивидуальный подход. Обучающимся, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагаю выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора.

СЛАЙД 3 На своих уроках я применяю:

- индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому студенту необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий;

- направляющую помощь: эта помощь ведет обучающихся от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов;

СЛАЙД 4 Также применяю такие методики как:

  • смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;
  • учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого обучающегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);
  • предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше, чтобы это было после учебных занятий, на перемене студент должен отдыхать);
  • сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;
  • предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
  • работа может быть принята позже установленного срока по договорённости преподавателя и обучающегося;
  • работа творческого характера может сдаваться преподавателю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору обучающихся);
  • предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации преподавателя.

Как видно из моих наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, студенты отнюдь не механически следуют за преподавателем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Я считаю, первое, что должен сделать преподаватель для того, чтобы помочь адаптироваться студентам с особенностями развития – это создание психологически комфортной образовательной среды.

Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Я стараюсь не допускать возникновения стрессовых ситуаций, избегать их, разряжая обстановку, например, переключаю внимание обучающихся на другой вид деятельности.  Кроме этого, обязательно включаю беседы со студентами о толерантности и уважении друг к другу на уроках в техникуме, на внеклассных занятиях.

СЛАЙД 5 При обучении реализую принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому привлекаю обучающихся к участию в мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс чтецов, конкурс эссе, конкурс сочинений.).

СЛАЙД 6 Кроме этого, вовлекаю обучающихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия и т.д.

 Закончить свое выступление хочу притчей.

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

СЛАЙД 7 Всё в руках преподавателя и есть возможность сформировать полноценную личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

СЛАЙД 8  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Идеи личностно-ориентированного образования в преподавании русского языка и литературы

Статья учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 17» п.Солнечнодольск Куц Н.Г. «Идеи личностно-ориентированного образования в преподавании русского языка и литературы» была представлена на Педаго...

Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка

Статья-обобщение опыта работы в классах, где есть обычные дети и дети с ОВЗ...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...

Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»

Проект «Модель  инклюзивного образования  в рамках преподавания биологии»...