Идеи личностно-ориентированного образования в преподавании русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Статья учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 17» п.Солнечнодольск Куц Н.Г. «Идеи личностно-ориентированного образования в преподавании русского языка и литературы» была представлена на Педагогических чтениях им. Я.М.Неверова (г.Ставрополь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuc_n.g._mou_sosh_no17_na_chteniya.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ИМ. Я.М.НЕВЕРОВА

Секция «Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении»

Статья учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 17» п.Солнечнодольск Куц Н.Г. «Идеи личностно-ориентированного образования в преподавании русского языка и литературы».

Современное динамичное развитие общества требует формирования в человеке навыков, позволяющих оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Поэтому происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход к личностным моделям обучения.

Идеи и принципы личностно-ориентированного обучения наиболее привлекательны для решения задач развития индивидуальности ребенка через учение, так как отвечают принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода.

Содержание личностно-ориентированного образования должно помочь ученику выбрать значимые для него ценности, овладеть определенной системой знаний, освоить способы решения научных и жизненных проблем, открыть для себя свой внутренний мир, уметь его анализировать.

В системе личностно-ориентированного образования разводятся понятия «обученность» и «образованность». И это правильно. Ведь обучить в принципе можно всему и любого, а вот образовываться каждый должен сам, организуя свою деятельность на основе личных потребностей и интересов. Ученик пропускает информацию через свой субъективный опыт и преобразует в индивидуальное знание. И роль учителя в том, чтобы стать равноправным партнером.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  1. Использование субъектного опыта ребенка.
  2. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
  3. Накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества.
  4. Обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества и сотворчества.

Как эти основные положения реализуются на уроках русского языка и литературы?

В начале урока учитель не просто сообщает тему (это может быть и «мозговой штурм», и проблемная ситуация), но и представляет план действий, с тем, чтобы каждый ученик осознанно относился к материалу и был вовлечен во взаимодействие с другими учениками класса. Учитель формулирует учебную цель на весь урок, а ученики при этом формируют  личные образовательные цели. Они у всех разные и зависят от субъектного опыта учащегося.

На уроке должны быть созданы условия для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником. Учебный материал подбирается с учетом объема знаний учащихся. Дифференциация важна, так как познавательные способности у всех разные. С этой целью на уроке применяются специально разработанный дидактический материал, разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала. Вот как может выглядеть инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями:

Выполните одно задание по выбору:

  1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – задание 1.
  2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – задание 2.
  3. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы и возможности – задание 3.

Задания эти - разной степени сложности: карточки с подсказкой, задания исследовательского характера, графические задания, творческие работы и т.д.

Оценивание результатов работы разноуровневого задания:

1 уровень  – «3» – «4» (задания, как правило, репродуктивного характера)

2 уровень – «4» – «5» (задания частично-поискового характера)

3 уровень – «5»  (задания творческого характера)

При использовании дифференцированных упражнений  важно помнить, что применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся, что такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

Существует множество нетрадиционных методов, обеспечивающих создание на уроке личностно- ориентированной ситуации, например, метод интроспективного анализа, метод творческого самочувствия, игровые методы, метод творческого самовыражения и др. Они помогают ученику раскрыть свои возможности, укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал. Конечно, на уроках литературы такое самовыражение возможно прежде всего через литературное творчество (стихи, иллюстрации, загадки, послание писателю, письмо герою и т.д.) На уроках русского языка важно не заучивание правил, а развитие языкового чутья, способности использовать выразительные средства языка, развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Воображение важнее знания», - говорил Эйнштейн. На уроках русского языка языковое мышление, чутье, зоркость развиваются с помощью раскрепощения фантазии учащихся – письмо самому себе или родителям, сочинения с формулировкой «Если бы….», тексты публицистического стиля по вопросам, соответствующим возрасту ребенка, коллективное создание текстов.

Для того чтобы сформировать познавательный интерес к предмету, нужно показывать связь изучаемого с жизнью, соединять теоретический материал с пониманием его практического применения, создавать нестандартные ситуации при закреплении и отработке ранее изученного материала, создавать ситуацию успеха, работать в зоне ближайшего развития, использовать межпредметные связи. Большой интерес учеников вызывают нетрадиционные формы уроков: уроки – семинары, уроки – диспуты, практикумы, уроки самостоятельной работы исследовательского типа, уроки – экскурсии, интеллектуальные состязания, деловые игры и т. д.

В системе личностно-ориентированного образования очень важным является использование на уроках диалогических форм общения. Диалог дает возможность ученику исследовать свой внутренний мир, выражать свои мысли и чувства. Но чтобы диалогическое общение состоялось, нужны определенные условия:

- вопросы для обсуждения должны быть важными для ребенка и соответствовать его развитию,

 - должны присутствовать элементы ролевой игры,

- выражение учениками своего мнения должно быть свободным, без опасения критики.

Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся.  Метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

В целом же деятельность учащихся должна быть ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки). Важным представляется момент рефлексии на уроке. Ученики обсуждают не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.  Все это ведет к повышению степени самостоятельности в учебной деятельности, реализации стратегии сотрудничества, созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Если на уроке выполнены следующие требования:

  1. Происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности
  2. Серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями
  3. Созданы условия для проявления познавательной активности учащихся
  4. Применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности
  5. Деятельность учащихся ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности
  6. Повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализованы стратегии сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с классом с групповыми формами деятельности,
  7. Используется дидактический материал, позволяющий учащимся выбирать наиболее значимые виды и формы учебного материала
  8. Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса
  9. На уроке созданы условия для достижения успеха каждым учеником

можно сказать, что это личностно-ориентированный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные и информационно-коммукационные технологии в преподавании русского языка и литературы

В статье содержится информация об использовании в работе исследовательских методов, о группах проектной деятельности, о представлении проектов. ...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...