Рекомендации для педагогов по созданию ситуации успешности у обучающихся
методическая разработка

В данной брошюре размещён материал о технологии создания ситуации успешности у обучающися. Данная информация будет полезна для разных категорий педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx355.7 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-С(К)ОУ
«Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Рекомендации для педагогов по созданию ситуации успешности у  обучающихся

        Выполнила:

Воспитатель Сухарева О.А.

https://i.sunhome.ru/tests/questions/755/test_755_1.xxl.jpg

п.Октябрьский, 2020 год

«…Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими…»            

                                                                         А.С. Белкин                                    

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

Франсуа де Ларошфуко

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»

В. А. Сухомлинский

«С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом»

                             А. С. Белкин

Создание ситуации успеха способствует:

- повышению познавательной активности и учебной мотивации учащихся;

- формированию позитивного мышления обучающихся;

-развитию мотивации достижения;

- воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности обучающихся.

 Условия создания ситуации успеха:

- атмосфера доброжелательности на уроке, снятие страха - авансирование учащихся перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи;
-четкое понимание учащимися целей предлагаемой деятельности (во имя чего? Ради чего? Зачем?);
- оказание помощи в продвижении к успеху путем скрытой инструкции деятельности, посылаемой субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения;
- педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты);
- соотношение новизны и выполнения аналогичных задач;
- соотношение задач различной сложности;
- деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- создание условий для самовыражения учащихся;
- оценивание - оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Алгоритм создания ситуации успеха.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

                          Основные типы ситуаций успехов:

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания

Прием «Лестница»

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

1 шаг: Психологическая атака.

2 шаг: Эмоциональная блокировка.

3 шаг: Выбор главного направления.

4 шаг: Выбор разных возможностей.

5 шаг: Неожиданное сравнение.

6 шаг: Стабилизация.

Прием «Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Приём «Исповедь»

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Это прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Прием «Следуй за нами»

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.        

Прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел» Главная роль отведена учителю. Пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности.

Прием «Обмен ролями» или «О пользе занятий, которые ведутся неправильно»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано»

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха.

Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

Радость познания.   Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение.

Прием «Эврика»

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Прием «Линия горизонта»  - определение индивидуальной траектории планируемых достижений и текущий контроль.

Предоставление учащимся возможности улучшить результат работы на уроке («Тот, кто хочет улучшить работу за этот день, может остаться в классе/ подойти после уроков»).                

«Ведение дневника успеха»  Дневник успеха – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Организация дискуссионной деятельности

Организация исследовательской деятельности

Технология создания успеха

Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1. Задачи должны быть для обучающихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2. Деятельность должна представлять обучающемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.  В задачах должна присутствовать степень новизны.

5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Технология создания успеха

Вывод:

Таким образом, непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности учащихся являются следующие положения: учащийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения,  незнания, неопытности; предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения учащимися предыдущего задания); учитель должен верить в ученика, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития; предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.

Использованные источники:

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Екатеринбург // Книга для учителя (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения), 1997г.

4. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о работе по созданию ситуации необходимости поиска обучающимися дополнительной информации

Важная роль в системе непрерывного обучения иностранному языку отводится созданию ситуации необходимости поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебных, жизненно и профессионально к...

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...

тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....

Воспитатель и родители: совместная деятельность для создания условий успешного развития обучающихся с РАС.

В этой статье мы попытаемся ввести и раскрыть  понятие «резильентность» по отношению к теме «родитель-ребёнок» и "воспитатель-родитель", основываясь на моем...

Методические рекомендации для педагогов по созданию элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

В новой образовательной стратегии само образование реализуется с помощью развивающих технологий и образовательных курсов, целью которых является не только донесение знаний до обучающихся, но и выявлен...