тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Тельных Ольга Викторовна

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№3»

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ

ИМЕНИ К.А. МИКСОН

ПО ТЕМЕ:

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Автор: Тельных Ольга Викторовна,

учитель ИЗО

МБОУ БСОШ №3

п. Березовка, 2015г.

Оглавление

  1. Введение_____________________________________________________3
  2. Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха_______________3
  3. Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”___________________4
  4. Технологические приемы создания ситуации успеха________________5
  5. Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО__________________6
  6. Эффективность используемых приемов___________________________9
  7. Список используемой литературы_______________________________10

  1. Введение

Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все  это ребенок может получить только при одном условии – если он будет желать этим овладеть. Но ни для кого не секрет, что отношение учащихся, родителей и учителей к данному предмету всегда было не серьезным. Почему? Такой вопрос стоял передо мной. Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному предмету  и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогического сообщества.

2. Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает, что «…только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».  

Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что «…методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Саламонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, «если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».

      Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

     Создание ситуаций  успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся:

  • несимметричность взаимодействия: т. е. ребенок осуществляет поиск недостающих  ему знаний;
  • познавательная инициатива ребенка: в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;

-    обращение с конкретным запросам нового знания: т. е. обращение в  

     случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.

        На такой же позиции стоит Иван  Федорович Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства  поможет ситуация успеха.

       Этой же точки зрения придерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

       В концепции А.С. Смирнова  в  качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий  для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности:

- отношение к ребенку  как к субъекту,

- формирование личностного стиля взаимоотношений,

- создание положительного эмоционального фона.

      Учитель может создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель способен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность  в себе и внутренние удовлетворение; учителю нужно помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

     Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной  личностью.

  1. Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.

     Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

      Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

     С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

     Переживание учеником ситуации успеха

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

4. Технологические приемы создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом приемов, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические приемы создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

5. Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО

     Изучив подробно опыт создания ситуации успеха, я стала думать, как применить его в своей работе с детьми, как я могу моделировать такие ситуации, результатом которых станет успех как отдельно взятого ученика, так и класса в целом?

     В дошкольном возрасте дети охотно и с желанием занимаются рисованием, но, начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников, а еще чаще происходит от того, что когда - то некорректное критическое замечание выскользнуло из уст взрослого. Еще хорошо способствуют развитию комплексов те же одноклассники, которые считают нужным неловко посмеяться над неудачами других.

    Поэтому на моих уроках, в первую очередь, дана четкая установка на то, что у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого, кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое объяснение всегда сопровождаю доказательствами, в данном случае, репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.

     При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано.

    Для того чтобы анализ рисунков был обоснованно грамотным – мы, совместно с учащимися ввели правила рисования, единые для любого рисунка, выполнив которые, изображение становится завершенным, либо над ним нужно еще потрудиться. Правила очень простые – их всего шесть, но выполнить их детям любого возраста не совсем легко, так как для четкого выполнения требуется тренированное восприятие и глазомер, чувство пространства и опыт владения инструментом. Например, первое правило касается композиции рисунка и звучит оно так: «Рисуем во весь лист»! Одновременно показываю примеры правильного и неправильного решения композиции.  А если в результате кто - то из детей не смог нарисовать «во весь лист», учу, как можно выйти из положения (ведь есть люди, у которых стиль работы – создавать все мелкое, например, Левша), в таком случае я прошу дополнять рисунок другими предметами, подходящими по смыслу.

     Для детей всегда являлось проблемой понимание того, когда же все – таки работа над рисунком закончена, поэтому, нарисовав, заполнив лист рисунком и раскрасив его, спешат к учителю получить оценку своего труда. И тут я могу сказать, что даже профессиональные художники сталкиваются с такой проблемой постоянно, работая над картиной. Что же делают художники в таком случае? Они создают ситуацию, при которой их глаза по - другому посмотрят на свое творение: уходят прогуляться, накрывают картину драпировкой, чтобы глаза отвыкли от нее, приглашают друзей или критиков высказать свое мнение, но что они делают очень часто во время работы – отходят подальше и смотрят на нее под другим углом или расстоянием и даже смотрят на нее в зеркало. Вот и я в своей работе этому приему учу детей. Этот прием побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала. Данный прием «визуализации» с одной стороны помогает детям увидеть слабые и сильные стороны своего творения, доводить начатое дело до конца, а с другой стороны, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата.

    Использование данного приема я также аргументирую традициями, сложившимися у художников: «Каждое творение должно найти своего зрителя на выставке»!  Я побуждаю детей делиться своими успехами.

     И наконец, еще один прием, которым я хотела бы поделиться с вами, он касается непосредственно самого процесса рождения рисунка на чистом листе бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться ребенку состояния успешности. Часто бывает, что задумка изображения хорошая, а манера исполнения страдает из – за технического несовершенства. И здесь я опять обращаюсь к опыту художников - прежде чем создать картину, мастер проводит огромную предварительную работу, много изучает строение предмета во всех ракурсах, рисует наброски и что самое важное – созерцает предметы окружающего мира, с целью заметить в них что – либо новое, едва уловимое. Они каждый день оттачивают свое мастерство. А передо мной дети общеобразовательной школы, которые такого опыта не имеют, которые имеют несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, их с этим опытом надо познакомить – дать им возможность увидеть то, что они нигде не увидят: как рождается рисунок.

    И я заметила, что на тех уроках, когда я сама рисую много и объясняю детям последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и так далее – успешных рисунков в итоге больше. Поэтому для создания ситуации успеха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных ракурсах.

   В наше время есть отличная возможность для применения такого приема через показ видео. Для меня такой способ демонстрации прежде всего удобен тем, что экономятся изобразительные материалы, во – вторых, видео можно в любой момент остановить  и вернуться к нужному фрагменту. Для детей это удобно тем, что изображение большое и его хорошо видно с любой точки кабинета.  Снято видео таким образом, чтобы хорошо было видно, как работают рука и инструмент. Моя задача в это время – дать более полные комментарии о происходящем на экране, объяснить нюансы поворота кисти, особенности выбора цвета и тому подобное.

   Очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время самостоятельной работы у ученика возникает вопрос, например, как нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного восприятия образа.

    Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному, попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных результатом своей деятельности на уроке, значительно увеличивается.

  1. Эффективность используемых приемов

    Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на уроках изобразительного искусства уже дает свои плоды:

  1. я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»;
  2. качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
  3. дети учатся критериально оценивать свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила;
  4. с начала учебного года в школе прошли общие тематические выставки: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «80 лет родному краю», «Мамочка моя милая» (ко Дню матери); выставки лучших работ учащихся: «В мире прекрасного», «Красота в красках», «Цветной калейдоскоп». Все больше детей охотно участвуют в выставках. Последняя выставка рисунков, посвященная 70 летию Великой Победе, не вместила всех желающих поучаствовать в ней, поэтому работы будут размещаться в несколько этапов.

7.Список литературы

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991
  2. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – АПРЕЛЬ ПРЕСС ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
  3. Психология и педагогика: учебник (под редакцией А.А. Радугина). – М.:    Центр, 1999
  4. Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л Лучшие страницы педагогической прессы. №4, 2001
  5. Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа, 1988
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории.

Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории....

Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке

Текст статьи, подготовленной для методического журнала "Управление современной школлой. ЗАВУЧ" о применении на практике  технологии развивающего обучения,  строящейся на принципе вариат...

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...

статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».

В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии »

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

Статья "Образовательные успехи обучающихся на уроках изобразительного искусства – участие в конкурсах"

Статья "Образовательные успехи обучающихся на уроках изобразительного искусства – участие в конкурсах"...