Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Организация летнего отдыха обучающихся"
методическая разработка по теме
Методические материалы для организации досуга детей в летний период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Как работать с ребятами? Как заинтересовать их тем или иным делом? Как и чем можно помочь этим мальчишкам и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов? Педагоги учреждений дополнительного образования призваны открывать в детях нравственные качества. Работа по патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и образовательными учреждениями всех видов и типов. Ребенок ждет от педагога не столько получения информации, сколько ответов на его вопросы и поддержки в приобретении навыков в период участия в культурно-массовых мероприятиях. Слаженная и творческая работа педагогов МОУ ДОД ДТДМ позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные формы и методы, которые помогают воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью. Педагогический коллектив МОУ ДОД ДТДМ выстраивает работу таким образом, чтобы больше внимания уделялось патриотическому направлению. В летний период предлагается проведение пятидневной военно-спортивной программы «Зарница» для школьников младшего школьного возраста. Целью данной программы является повышение эффективности патриотического воспитания детей, подготовка подрастающего поколения к жизни, труду, защите Родины. Программа решает следующие задачи: Формирование чувства патриотизма, чувства ответственности за коллективное дело. Формирование гражданских и нравственных чувств и качеств. Укрепление физической закалки. Воспитание уважения к славным традициям Вооруженных сил. Программа предполагает групповую деятельность детей. К участию приглашаются отряды из летних школьных лагерей дневного пребывания. Программа рассчитана на 4-5 дней. В рамках программы «Зарница» проводится: - военно – спортивная игра «Азимут» - военно – спортивная игра «Поиск флага» - смотр –конкурс строя и песни - военно – спортивная игра на местности «Зарница»
для детей младшего школьного возраста Военно - спортивная программа "Зарница"
Сценарный план военно - спортивной игры "Азимут"
Цели и задачи: формирование здорового образа жизни умение ориентироваться на местности формирование основ первичных военных знаний, умений и навыков Время и место проведения: МОУДОД ДТДМ июнь 2008 года Участники: Отряды школьных лагерей дневного пребывания Ход мероприятия: - Построение отрядов - Командиры докладывают о готовности Командующий дает командирам отрядов возможность вытянуть из веера свою счастливую карту. Командиры возвращаются к своим отрядам. Рассматривают карту, знакомятся с заданием. Если нет вопросов, главный судья показывает точку старта. А дальше дело сообразительности разведчиков. Они ведут за собой отряд. От их мастерства зависит оценка отряда. Что представляет собой карта? Это карта местности только без указаний и названий объектов, что предстоит сделать юнармейцам. На самой карте звездочкой указана точка старта и стрелкой «север - юг». На обороте задание для каждой команды. Проходя по азимуту, отрядам необходимо выполнить задание, по окончании выполнения которого получают отметку о выполнении на маршрутном листе. Все маршруты рассчитаны по одной карте и стартом из одной точки, но направления у всех разные. Ребята на маршруте обязательно встречаются с другими отрядами, но финиш у всех в одной точке. Об этом отряды не знают. Это очень удобно для ведения игры и определения результата. Когда все отряды вернутся, армия строится. Командиры докладывают командующему игрой о выполнении задания и о том, что отряд вернулся в полном составе. Командующий объявляет результаты игры. Определение победителей : Победители награждаются дипломами за 1,2,3 места и грамотами за участие.
картодром памятник площадь ДВОРЕЦ ЗДАНИЕ Маршрутный лист №1
Ориентиры военно-спортивной игры "Азимут" 1. Памятник 2. По ступенькам на юг до заграждения 3. Налево на тропинку 4. По тропинке по направлению к зданию Дворца 5. Найти старое, дряхлое дерево Маршрутный лист №1
картодром памятник площадь ДВОРЕЦ ЗДАНИЕ Маршрутный лист №2
Ориентиры военно-спортивной игры "Азимут" 1. Центральный вход Дворца 2. Повернуть на запад 3. Найти тропинку между кустов 4. По тропинке до большого пенька 5. У пенька повернуть на восток 6. Найти дерево Маршрутный лист №2
Маршрут № 1 военно-спортивной игры «Азимут» 1. Узлы 2. Лабиринт 3. Преодолей ров 4. Штурм высоты 5. Минное поле 6. Переправа 7. Солдатская пилотка Маршрут № 2 военно-спортивной игры «Азимут» 1. Лабиринт 2. Преодолей ров 3. Штурм высоты 4. Минное поле 5. Переправа 6. Солдатская пилотка 7. Узлы Маршрут № 3 военно-спортивной игры «Азимут» 1. Преодолей ров 2. Штурм высоты 3. Минное поле 4. Переправа 5. Солдатская пилотка 6. Узлы 7. Лабиринт
Сценарный план военно - спортивной игры "Поиск флага"
Цели и задачи: - формирование чувства патриотизма, чувства ответственности за коллективное дело - формирование основ первичных военных знаний, умений и навыков - воспитание физической и нравственной закалки школьников - воспитание уважительного отношения к традициям Вооруженных сил Время и место проведения: МОУДОД ДТДМ июнь 2008 года Участники: Школьники лагерей дневного пребывания. Подготовка к мероприятию: В каждом отряде заранее проводятся занятия по изучению указательных «знаков», выполнению команд. Ребята проходят первые азы ориентирования на местности. Учатся быстро и правильно строиться по ранжиру в шеренгу, перестраиваться в колонну по 2 человека, поворачиваться направо, налево, в ногу маршировать. Ход мероприятия: Построение отрядов. Командиры отрядов докладывают о готовности отрядов к мероприятию. Командиры отрядов от командующего игрой получают карту - ориентир и маршрутные листы, в которых указана последовательность прохождения всех этапов игры: - снайпер - шифровальщики - юные разведчики - полоса препятствий - смотр строевой подготовки - силовое многоборье - стрелецкая поляна - знатоки истории войск - богатырская забава - солдатская песня - поиск флага После прохождения военно-спортивных этапов игры все участники сходятся на одном поле для поиска флага. Команда, которая первой найдет флаг, является победителем игры. Определение победителей: Победители определяются подсчетом лучшего результата времени. Победители и участники награждаются дипломами и грамотами.
картодром 11 поиск флага памятник площадь ДВОРЕЦ 9 10 6 3 1 4 7 8 5 2 ЗДАНИЕ
Маршрутный лист № 1 военно-спортивной игры «Поиск флага» 1.Юные разведчики 2.Полоса препятствий 3.Смотр строевой подготовки 4.Силовое многоборье 5.Стрелецкая поляна 6.Знатоки истории войск 7.Богатырская забава 8.Солдатская песня 9.Снайпер 2008 10.Шифровальщик 11.Поиск флага Маршрутный лист № 2 военно-спортивной игры «Поиск флага» 1. Полоса препятствий 2. Смотр строевой подготовки 3. Силовое многоборье 4. Стрелецкая поляна 5. Знатоки истории войск 6. Богатырская забава 7. Солдатская песня 8. Снайпер 2008 9. Шифровальщик 10.Юные разведчики 11.Поиск флага Маршрутный лист № 3 военно-спортивной игры «Поиск флага» 1. Смотр строевой подготовки 2. Силовое многоборье 3. Стрелецкая поляна 4. Знатоки истории войск 5. Богатырская забава 6. Солдатская песня 7. Снайпер 2008 8. Шифровальщик 9. Юные разведчики 10.Полоса препятствий 11.Поиск флага
Шифровка №1 9 20 5 12 15 7 23 8 21 16 10 1 4 22 13 19 3 24 14 11 2 17 18 6 ь н с й о а о л я с н к ь н х ь н й в о о т л т 20 14 5 10 7 6 23 18 21 19 22 9 1 12 4 3 13 15 25 17 16 24 11 2 8 и л ь в о н в о н д х д ш г т с о о ст ы в о е е г Шифровка № 2 Шифровка № 3 Прогони собаку, не тревожа птицу. С Б Н У Л Е Г Ь Д И Р О Г Ь
Шифровка № 4 Догадаешься, как зовут героя этой сказки – узнаешь имя его друга. П Б Ь У Е Р Р А Т О И Н О Шифровка № 5 Перепрыгни реку и открой планету. С Е Н А Т И С У Р Е Й Н
Шифровка № 1 Шифровка № 2 Ответы: 1 – к 2 – о 3 – н 4 – ь 5 – с 6 – т 7 – а 8 – л 9 – ь 10 – н 11 – о 12 – й 13 – х 14 – в 15 – о 16 – с 17 – т 18 – л 19 – ь 20 – н 21 – я 22 – н 23 – о 24 – й Конь стальной – хвост льняной 1 – ш 2 – е 3 – с 4 – т 5 – ь 6 – н 7 – о 8 – г 9 – д 10 – в 11 – е 12 – г 13 – о 14 – л 15 – о 16 – в 17 – ы 18 – о 19 – д 20 – и 21 – н 22 – х 23 – в 24 – о 25 –ст Шесть ног, две головы, один хвост Шифровка № 5 Шифровка № 3 БУЛЬДОГ, СНЕГИРЬ Шифровка № 4 ПЬЕРРО, БУРАТИНО ЕНИСЕЙ, САТУРН
Сценарий смотра - конкурса строя и песни
Цели и задачи: - Повышение эффективности патриотического воспитания детей и подростков - Приобщение школьников к военному делу - Привитие любви к Родине и уважительного отношения к традициям Вооруженных сил Время и место проведения: МОУДОД ДТДМ, июнь 2008 года Участники: Отряды школьных лагерей дневного пребывания. Подготовка к мероприятию: Такие виды, как «форма», «строй», «песня» - проверяются на строевом смотре. Готовятся к нему участники заранее, в летнем школьном лагере дневного пребывания. Выбираются командиры взводов, определяют, кто каким специалистом будет: связистом, минером, сапером, санитаром, а все вместе стрелки. Затем делают погоны с нашивками и эмблемами «военной специальности» на них, придумывают эмблему отряда. Знакомятся с историей русской армии, ее боевым прошлым, учатся строю и песне. Когда юнармейцы будут готовы к смотру, проводим общеармейский строевой смотр среди школьных лагерей дневного пребывания.
Ход мероприятия: Армии строятся друг против друга. Звучит фонограмма. Ведущий: Российская доблесть мужская – Прославлена ты на века. Ведь это и служба морская, Десантные это войска. Тревожные тропы границы И в космос изведанный путь. Россия растит патриотов – Ей верным защитником будь! Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Добрый день всем, кто сегодня собрался здесь, во Дворце творчества детей и молодежи, на смотре – конкурсе строя и песни, в этот праздничный день, посвященный Дню России. Каждый отряд готовился к празднику, учил песни, учился выполнять строевые команды. Ведь история страны и ее традиции неразрывно связаны с песнями, в которых наш народ всегда воспевал Россию. Звучит фонограмма Вас приветствует детский образцовый коллектив спортивного танца «Инсайт» с хореографической композицией «Катюша». А сейчас переходим к официальной части нашего мероприятия. Представление командира армии и командующего игрой. Командиры взводов докладывают командиру армии поочередно: «Товарищ командир армии! Взвод школы № 5 на смотр строя и песни построен! Командир взвода Петров» Когда все командиры взводов закончат доклады, командир армии докладывает командующему игрой: «Товарищ командующий! Личный состав армии «синих» к строевому смотру готов! Командир армии Сидоров» Командующий поздравляет юнармейцев с началом игры, советует изучать военные науки, расти сильными, всесторонне развитыми, свято чтить память защитников Отечества и быть достойными славы отцов и дедов. Судьи приступают к осмотру формы, знаков различия, они уже отметили строевую выправку и четкость докладов командиров взводов и армии. Звучит фонограмма. Взводы в составе армии проходят строем мимо командующего игрой, судей, приглашенных гостей. Так же поочередно взводы проходят с песней и получают оценки. Все оценки проставляются в сводной таблице соревнований. Судьи выставляют оценки каждому взводу по пятибалльной шкале. После прохождения смотра строя и песни всем взводам раздается текст с речёвкой. Задача взводов: в течение 5 минут разучить речёвку и продемонстрировать свои знания и умения в строю. Подведение итогов: Команда – победитель м призеры определяются по сумме набранных баллов.
Речёвка 1 Раз, два, три, четыре, Все: Три, четыре, раз, два. 1 Кто шагает дружно в ряд? Все: Это школьный наш отряд. 1 Мо – лод – цы! 1 Идет бычок качается, Все: Вздыхает на ходу, 1 Ой, доска качается, Все: Сейчас я упаду! 1 Раз, два, три, четыре, Все: Три, четыре, раз, два, 1 Кто идет? Все: Мы идем 1 Кто поет? Все: Мы поем. 1 Я люблю свою лошадку, Все: Причешу ей шерстку гладко, 1 Гребешком приглажу хвостик, Все: И верхом поеду в гости. 1 Раз, два, три, четыре, Все: Три, четыре, раз, два, 1 Кто идет? Все: Мы идем 1 Кто поет? Все: Мы поем. 1 Уронили мишку на пол, Все: Оторвали мишке лапу, 1 Все равно его не брошу, Все: Потому что он хороший! 1 Раз, два, три, четыре, Все: Три, четыре, раз, два. 1 Кто шагает дружно в ряд? Все: Это школьный наш отряд. 1 Мо – лод – цы! 1 Наша Таня громко плачет, Все: Уронила в речку мячик, 1 Тише, Танечка, не плачь, Все: Не утонет в речке мяч. 1 Мо – лод – цы!
Сценарий военно - спортивной игры "Зарница"
Цели и задачи: формирование здорового образа жизни у школьников укрепление физической и нравственной закалки уважение к славным традициям Вооруженных сил формирование патриотических качеств личности Время и место проведения: МОУДОД ДТДМ, июнь 2008 год Участники: Отряды школьных лагерей дневного пребывания. Ход игры : Построение. Получение заданий. Построение армий при полной экипировке. Командиры армий строят своих подчиненных и докладывают командиру армии о готовности к походу. Командир армии докладывает командующему игрой о готовности. Приветствие командующего армии поочередно всех армий, поздравление юнармейцев с большой игрой. Пожелания успехов и справедливого состязания. Командир армии зачитывает приказ построившейся армии.
Приказ № 1 От 18 июня 2008 года Приказываю: вашей армии пройти по маршруту, определенному в маршрутном листе для вашей армии. По пути следования встретившиеся препятствия следует преодолевать всем личным составом армии, соблюдая меры безопасности. За ошибки посредники будут штрафовать ( 1 ошибка - + 10 сек.) По прибытии на место разворачивайте лагерь и ждите следующих указаний. Командующий армией - капитан Иванов Всем армиям вручаются пакеты с приказом по армии и карту-маршрутку. Командиры армий, получив документы, знакомят с их содержанием юнармейцев. Выступление армий на исходные позиции. Командующий игрой отдает приказ армиям выступить на исходные позиции. Армия уходит походной колонной, впереди отрядные флаги и знамя армии. Судьи-посредники выводят армию, указывают место старта. Прибыв на место старта, командир посылает связного к командующему игрой с докладом, что армия на исходной позиции. Подается сигнальная ракета, дающая отрядам право начать движение по заданному маршруту. По сигналу ракеты с командного пункта игры судьи включают секундомер. Звучит марш «Прощание славянки»
Командир армии дает команду: «Разведка, вперед!». За разведчиками начинают движение армии. Разведка с компасом и картой определяет направление движения и устремляется вперед. От разведчиков прибыл посыльный: «Первый азимут пройден, препятствий нет». И армия уверенно идет вперед. «Мышеловка» - обычное проволочное заграждение с широким и высоким проходом Длина – 5 метров, ширина – 60-70 см, высота – 40 см. На боковых проволоках подвешены жестяные консервные банки. Юнармейцам нужно преодолеть эту мышеловку по-пластунски, не задев неосторожным движением проволоку с банками. После преодоления мышеловки армия движется дальше. Разведчики-посыльные ведут армию от поворота до поворота, предупреждая о преградах на пути. «Минное поле» - поле площадью 5 * 5 метров ограничено красными флажками. Вместо мин закопаны кегли 10 штук. Пока минеры щупами не найдут все мины, армия сидит на траве – ждет. А минеры, развернувшись в шеренгу, лежа, через каждые 5 см щупами ищут «мины». И вот «мины» одна за другой летят за флажки. Все! Путь свободен
«Переправа» - На высоте 2 – 2.30 м между двумя деревьями привязана веревка. Расстояние между деревьями 5 м, внизу «река». Надо в висе на руках переправиться на другой «берег», при этом, не замочив ноги. Посредникам нужно быть особенно внимательными и суметь при необходимости вовремя подстраховать «Маятник» - На высоком толстом суку дерева привязана веревка с перекладиной на конце веревки. Это сооружение называется «маятник». При помощи его надо переправиться с одного берега оврага на другой. Нужно руками взяться за перекладину, отойти несколько шагов назад, разбежаться в 3-4 шага и в висе на руках, подогнув ноги, перелететь на другой берег. Ширина оврага до 5 метров. Маятник в свободном состоянии висит над серединой оврага «Пропасть» – На местности с углублением до 1 метра и шириной 3 - 4 метра положено бревно диаметром 20 см. Бревно надежно и устойчиво закреплено. Задача: перейти на другую сторону в равновесии, не сорваться
«Болото» – на ровном участке длиной до 10 метров вкопаны с разбежкой в 20 см через 60 - 70 см деревянные чурки диаметром 15 - 20 см. Вот по этим чурочкам и надо пройти через «болото». Оступаться нельзя. Вместо чурок можно использовать деревянные дощечки ДОТ – (долговременная оборонительная огневая точка). На пути следования армии дот, который надо подавить (уничтожить). Можно гранатами, но их нет. Используем подручные средства вместо гранат: камни, комья земли. Устройство дота за бугорком или между кустами устанавливается макет пулемета – палка с фанерным щитом. Выше пулемета на высоте 1 м натянута веревка, а на ней привязаны 4 воздушных шарика через 25 - 30 см. Уничтожить дот – значит сбить меткими бросками шарики. Как только лопнет последний шарик - путь свободен. Понятно, что всем хочется отличиться и сбить шарик, поэтому надо предоставить такую возможность каждому юнармейцу. Каждый выполняет по 3 броска с расстояния 7 метров. Если все юнармейцы выполнили броски, и хоть один шарик остался целым, тогда используется «залповый» огонь – кидают все одновременно
Финиш. Соревнования армейских специалистов И вот армия завершает марш и выходит к месту встречи с другой армией. Место встречи армий должно быть широким, просторным, чтобы была возможность разместить лагерь. А пока армии втягиваются в точку встречи. Судья стоит с секундомером и ждет, когда последний юнармеец пересечет условную линию, чтобы установить «чистое» время армии на марше. Пока отряды устраивают лагерь, отдыхают, судьи подводят итог времени, затраченного на марше с учетом штрафов. Вновь построение армий. Снова команды, доклады, и судьи объявляют итоги армий на марше Поединок армейских специалистов Командующий игрой объявляет: «Сейчас поединок армий. Будут соревноваться военные специалисты – саперы, санитары, гранатометчики, стрелки-снайперы, связисты. Желаем всем успехов» Перетягивание каната Команда из 10 человек выстраивается в колонну по одному. Задача: из трех попыток надо выиграть две, перетянуть противника от центра на два метра в свою сторону Эвакуация «пострадавших» Состав команды: 10 «пострадавших» и 5 санитаров. Задача: перенести на носилках 10 «пострадавших» на расстояние в 15 метров. Пятый санитар может подменить остальных санитаров
Разминирование 5 саперов в одну шеренгу. Задача: щупами отыскать 5 «замаскированных» (зарытых) мин, (кеглей) в квадрате 3 * 3 метра, огороженном флажками на углах. Когда устанавливаются мины, судьи простынями прикрывают работу минеров. Затем участок заглаживается граблями. Выигрывает команда, первой обезвредившая все «мины» Гранатометчики 5 человек в одну шеренгу. Задача: в подсумке 3 гранаты. По команде «Марш!» - бег 20 метров, ползание по-пластунски 10 метров, метание в цель с 8 метров из любого положения. Если все гранаты легли в цель – бежать обратно и передавать эстафету следующему участнику. Если один промах – надо пробежать 10 штрафных метров, 2 промаха – 20 метров и т.д. Побеждает команда, справившаяся с задачей первая Снайперы Команды по 3 человека от армий. Задача: поразить три яблока тремя выстрелами с 18 метров из лука Победит команда, которая больше собьет яблок. Лучшие связисты Состав команды: 5 мальчиков и 5 девочек. Задача: бег до поворотного флажка и обратно. Дистанция 30 метров. Побеждает команда, которая, выиграв эстафету, первой доставит пакет командующему игрой. Командующий ждет пакет на финише, получив, вскрывает его и текст зачитывает всем
Приказ № 2 От 18 июня 2008 года по армии юнармейцев Дворца творчества детей и молодежи Поздравляю всех юнармейцев с хорошими показателями на прошедших учениях. Желаю всем доброго здоровья, успехов .. Приказываю: - Свернуть лагерь. Территорию оставить чистой. - Армиями в походной колонне вернуться в школу. Командующий игрой капитан Иванов Определение победителей: Отряд – победитель определяется по лучшему показателю времени и качеству выполнения каждого этапа игры всеми участниками отряда. Победители награждаются дипломами
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! Девчонки и мальчишки! СПЕШИТЕ во Дворец творчества детей и молодежи 15 июня в 10.30 на военно – спортивную игру В программе: - спортивное ориентирование - переправа - штурм высоты Рады встрече с вами! «Азимут» Приложение 1
Внимание! Внимание! Внимание! Дворец творчества детей и молодежи проводит смотр - конкурс строя и песни Будем рады встрече с Вами 16 июня в 10.30 Приложение 2
Все! Все! Все! Девчонки и мальчишки! СПЕШИТЕ во Дворец творчества детей и молодежи 17 июня в 10.30 для вас проводится военно-спортивная игра "Поиск флага" Рады встрече с вами! Приложение 3
Игра проводится по типу эстафеты со следующими этапами: · построение отрядов и доклады командиров о готовности к игре · подтягивание на перекладине (юноши), отжимание на скамейке (девушки) · сматывание в клубок 20 м шнура · очистка пяти картофелин · набрасывание пяти обручей на стойку · ответы на вопросы викторины · рисунок на заданную тему · построение отрядов, доклады командиров об окончании игры. "Зарничка" Приложение 4
Накануне игры вместе с посредниками руководитель выбирает участок незнакомой для ребят местности, намечает маршруты движения отрядов протяженностью до одного километра. Все маршруты должны сходиться в одной точке на высоте. Руководитель готовит также данные для движения отрядов по азимуту, схему движения. В игре участвуют три отряда, имеющие не менее двух компасов и флаги. Начинается игра с исходных позиций, куда прибывают отряды в назначенное время. Здесь посредники ставят перед командирами задачу: совершить марш и водрузить флаг отряда на высоте. Командирам вручаются конверты, в которые вложены листки со схемой маршрута и указанием азимутов и расстояний. Маршрут представляет собой ломаную линию, состоящую из 3-4 одинаковых у всех отрядов этапов. После сигнала руководителя каждый отряд, определив азимут первого этапа, начинает движение. В ходе игры командиры отрядов обращают внимание на точное направление движения по азимуту, определяют расстояния. Их проверяют посредники, находящиеся при каждом отряде. Игра "Флаг на высоту" Приложение 5
Каждый этап преодолевается всеми участниками отряда. Взаимопомощь на дистанции разрешена. Участник, не сумевший преодолеть препятствие с первой попытки, наказывается штрафным временем. Величина штрафного времени определяется судейской коллегией. За падение или срыв, после которого участник не сможет продолжать движение, отряд наказывается штрафной минутой. Общая длина полосы 400 м. Этапы соревнований - Снятие палатки. Двухместная палатка с двумя стойками и десятью металлическими колышками. - Переправа по горизонтальному бревну длиной 5 м, закрепленному с двух концов. - Переправа по наклонному бревну. Угол наклона бревна 20-40 градусов, длина 7 м. - Преодоление завала из бревен, кустов и сучьев. Этот этап участники преодолевают по одному, помогая друг другу. - Транспортировка «пострадавшего»: один участник переносится двумя участниками на расстоянии 20 м способом «руки в замок». - Воздушная переправа по параллельным веревкам. Длина веревок – 15 м. Они натянуты параллельно в полутора метрах одна от другой. Держась руками за верхнюю веревку, участник должен перейти по нижней веревке к противоположному концу. - Преодоление «болота» по «кочкам». Участникам необходимо пробежать, перепрыгивая по 10 «кочкам», расположенным по ломаной линии и на равном расстоянии. - «Мышеловка». Состоит из ряда планок, свободно лежащих на стойках на высоте, достаточной для проползания по-пластунски. - Финиш. Установка палатки. Победители определяются по наименьшему времени прохождения полосы препятствий. "Туристическая полоса препятствий" Приложение 6
1. Почему на чердаке дымоходы всегда побелены? (На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак). 2. Почему горящий керосин или бензин нельзя тушить водой? (Удельный вес керосина и бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность этих жидкостей, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия.) 3. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Опаснее порожняя бочка. Внутри ее может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха). 4. Нужно ли выбивать стекла в доме или квартире во время пожара? ( Нельзя. Через разбитые оконные проемы в помещение будет поступать воздух, содержащий кислород, что способствует усилению горения). 5. Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение? ( Бензин не горит. Горят его пары в смеси с воздухом). 6. Назовите несколько огнегасительных средств, применяемых при тушении пожара. (Огнегасительными средствами являются: вода, воздушно-механическая и химическая высокократная пены, углекислый газ, азот, водяной пар, огнегасительные составы, песок, мел и др.). "Викторина" Приложение 7
7. Почему для тушения пожара может применяться азот? (Азот является инертным газом. Он снижает содержание кислорода в воздухе, в результате чего прекращается горение). 8. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать электрический свет? (При пользовании электрическим выключателем, штепсельной розеткой может вспыхнуть искра и произойти взрыв газа). 9. Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраивают открывающимися наружу? (Чтобы в случае возникновения пожара в дверях не создавалась давка из-за большого скопления детей). 10. Сколько времени продолжался знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона ? (Этот пожар длился пять суток). 11. В полдень разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно сделать, чтобы не допустить пожара? (Здание конюшни необходимо было оборудовать грозозащитой).
Игра проходит в городском парке в виде эстафеты. В ней принимают участие учащиеся 2-4-х классов. Каждый класс это команда. За каждой командой закрепляется командир из старшего класса. Он готовит свою команду к «Зарнице». Задания всех этапов раздаются заранее, назначаются дни тренировок. В зависимости от количества команд устанавливается количество этапов. Чтобы не создавалось очередей, этапов должно быть на 1-2 больше, чем команд. Все этапы располагаются по кругу на расстоянии 100-150 метров друг от друга. Командам раздаются маршрутные листы - карты с указанным местонахождением всех этапов. На обратной стороне карты пронумерованы этапы в том порядке, в котором каждая команда должна их проходить. В маршрутных листах судьи проставляют заработанные командой баллы и штрафные очки, если команда не справляется с заданием. На каждый этап дается время по 7 минут. Расстояние между этапами команды должны преодолевать за 2 минуты. Таким образом, игра проходит организованно и достаточно быстро. После прохождения командами всех этапов проходит подведение итогов и награждение команд. Ход мероприятия Построение команд Смотр строя и песни Объяснение условий игры и раздача маршрутных листов Передвижение команд по маршрутам Подведение итог. Награждение Зарница Приложение 8
«УЗЛЫ» Участники должны назвать виды узлов и показать их «СМОРТ СТРОЯ И ПЕСНИ» Принимает участие вся команда «СНАЙПЕРЫ» Этот этап предполагает стрельбу из пневматической винтовки. Участвуют 5 человек от команды. У каждого из них по 3 выстрела. В маршрутный лист выставляется количество выбитых очков на мишени «СЛОНИКИ» или надевание противогаза на время. Участвовать может вся команда (если хватает противогазов), время определяется по последнему участнику «РОБИНЗОН» или определение азимута. Участвует один человек. Он определяет азимут пяти объектов и за каждый объект, в случае правильного определения, приносит команде один балл «ПАУТИНА» В этом задании принимают участие вся команда. Участники должны преодолеть препятствие (натянутую веревку), не задев ее «МИНЕРЫ» Этот этап состоит из двух заданий. В первом задании участвуют 2 человека от команды. С помощью щупов они должны за четыре минуты найти 4 мины. Каждая найденная мина- балл. Во втором задании принимает участие вся команда. Командир должен провести команду через заминированное поле по резиновым коврикам. Если один из участников срывается с коврика он приносит команде штрафной балл «САНПОСТ» Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при ожоге, кровотечении из носа, обморожении. Наложение повязки на руку. Перенос пострадавшего на носилках и виды транспортировки пострадавшего «РАЗВЕДЧИКИ» Участвуют пять человек. Первый- Разведчик преодолевает препятствия, метает гранаты в цель. Затем после его «ранения» оставшиеся четверо переносят его обратно на исходную позицию, в «лагерь» «КОСТРЫ» На этом этапе участники должны назвать виды костров. Правила разведения костров на различных участках местности. И непосредственно развести костер, соблюдая технику безопасности Этапы
В игре участвуют учащиеся 5-8 классов: 1.Командир батальона 2.Заместитель командира батальона 3.Начальник и члены штаба 4.Разведвзвод 5.Отделение стрелков 6.Санитарный пост I этап. Формирование батальона и штаба II этап. Торжественное построение со знаменем Парадная форма одежды (эмблемы отрядов) Марш отрядов по военно -патриотическому и физическому воспитанию школьников Приложение 9
1. Воспитательная работа Знакомство с вооруженными силами, боевые пути воинских частей, кораблей, с видами вооруженных сил и родами войск. Участие в праздновании памятных дат, встречи с ветеранами, участие в поисковой работе, посещение музея "Боевой славы". 2.Строевая подготовка По команде командира уметь: - строиться в одну шеренгу, в две, обратно в одну колонну и по три - повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота - движение строевым шагом с речевкой и песней Подготовка юнармейцев:
3. Туристическая подготовка - установка палатки - укладка рюкзака - переправа через болото, по кочкам - подъем и спуск по крутому склону с помощью веревки - перенос пострадавшего на расстояние до 50 метров воздушная переправа по параллельным веревкам проползание под натянутыми веревками 4. Физическая подготовка 5-6 классы - первая ступень "Смелые, ловкие!" 7-8 классы - вторая ступень "Смелые, ловкие!" Участвуют в соревнованиях по легкой атлетике
5. Санитары -Уметь оказать первую помощь при переломах, кровотечениях, ожогах, транспортировать пострадавшего. - Знать лекарственные травы и их применение 6. Правила дорожного движения 5-6 классы: должны знать правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров, велосипедистов, жесты регулировщика, сигналы светофора, дорожные знаки. 7-8 классы: должны развести транспорт на перекрестке, правила проезда на перекрестке, вычислять "основной путь", знать марки и назначение автомобилей 7. Пожарный 5-6 классы: должны знать правила пожарной безопасности в жилых зданиях, школах, уметь применять первичные средства пожаротушения. 7-8 классы : должны уметь проложить рукавную линию, преодолевать препятствия, пользоваться огнетушителем
Задание № 5 "Тоннель" Необходимо проползти под стульями, поставленными в ряд друг за другом, ничего не задев Задание № 1 Каждой команде дается конверт в котором разрезана на отдельные слова пословица на военную тему. Из этих слов за одну минуту нужно собрать всю пословицу. ("Бой красен мужеством, а товарищ дружеством", "Мужественный пеняет на себя, а трусливый на товарища") Задание № 2 Шифровка: Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. Прочитать текст за одну минуту. (25 19 1 2 3 16 6 18 20, 18 12 6 3 1 15 19 4 15 17. 15 22 17 1 14 31 30 19 5 3 6 16 20 25 119, 15 5 9 14 19 1 14 11.) Текст: штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки один танк Задание № 3 Каждой команде раздаются листочки со словами какой-либо военной песни. Затем им дают послушать фонограмму. Команда должна исполнить эту песню Задание № 4 Участники должны проползти между кеглями расставленными в шахматном порядке
Используемая литература: Н.В. Сачкова, В.А. Ивлечева «Лето открытий», изд-во «Учитель», Волгоград, 2007 Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев «Патриотическое воспитание школьников», изд-во «Айрис пресс», Москва, 2005 М.В. Видякин, Н.А. Касаткина, «Военно-патриотическое воспитание в школе», изд-во «Учитель», Волгоград, 2005 С.В. Титов «Ура, Каникулы!», изд-во «Творческий центр», Москва, 2005 И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел», изд-во «Педагогика», Москва, 1998 К.Поломис «Дети в пионерском лагере», изд-во «Профиздат», Москва, 1998 О.С. Газман «Каникулы: игра, воспитание», изд-во «Просвещение», Москва, 1998 Н.С. Коваленко , Л.Н. Жавронкина, Мозаика граждановедения, Фонд «Сивитас», Брянск, 2005 Л.Н, Скрягин Морские узлы, М. 1994 И.Панкеев, Русские традиции, М, 1988 В.Д. Серых, Воинские ритуалы, Военное издательство, М, 1986 Н. Воскресенская, Гражданское образование, Фонд «Сивитас», Брянск , 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ
Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»
Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования методическую помощь в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...