«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка
Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet.docx | 20.81 КБ |
priemy_sozdaniya_situatsii_uspeha_pedsovet.ppt | 885 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках
изобразительного искусства»
Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все это ребенок может получить только при одном условии – если он будет желать этим овладеть. Но ни для кого не секрет, что отношение учащихся, родителей и учителей к данному предмету всегда было не серьезным. Почему? Такой вопрос стоял передо мной. Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному предмету и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогического сообщества.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает, что «…только успех поддерживает интерес ученика к учению».
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Технологические приемы создания ситуации успеха
- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
- Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
- Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
- Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО
Изучив подробно опыт создания ситуации успеха, я стала думать, как применить его в своей работе с детьми, как я могу моделировать такие ситуации, результатом которых станет успех как отдельно взятого ученика, так и класса в целом?
В дошкольном возрасте дети охотно и с желанием занимаются рисованием, но, начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников, а еще чаще происходит от того, что когда - то некорректное критическое замечание выскользнуло из уст взрослого. Еще хорошо способствуют развитию комплексов те же одноклассники, которые считают нужным неловко посмеяться над неудачами других.
Поэтому на моих уроках, в первую очередь, дана четкая установка на то, что у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого, кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое объяснение всегда сопровождаю доказательствами, в данном случае, репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.
При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано.
Для того чтобы анализ рисунков был обоснованно грамотным – мы, совместно с учащимися ввели правила рисования, единые для любого рисунка, выполнив которые, изображение становится завершенным, либо над ним нужно еще потрудиться. Например, первое правило касается композиции рисунка и звучит оно так: «Рисуем во весь лист»! Одновременно показываю примеры правильного и неправильного решения композиции. А если в результате кто - то из детей не смог нарисовать «во весь лист», учу, как можно выйти из положения (ведь есть люди, у которых стиль работы – создавать все мелкое, например, Левша), в таком случае я прошу дополнять рисунок другими предметами, подходящими по смыслу.
Для детей всегда являлось проблемой понимание того, когда же все – таки работа над рисунком закончена, поэтому, нарисовав, заполнив лист рисунком и раскрасив его, спешат к учителю получить оценку своего труда. И тут я могу сказать, что даже профессиональные художники сталкиваются с такой проблемой постоянно, работая над картиной. Что же делают художники в таком случае? Они создают ситуацию, при которой их глаза по - другому посмотрят на свое творение: уходят прогуляться, накрывают картину драпировкой, чтобы глаза отвыкли от нее, приглашают друзей или критиков высказать свое мнение, но что они делают очень часто во время работы – отходят подальше и смотрят на нее под другим углом или расстоянием и даже смотрят на нее в зеркало. Вот и я в своей работе этому приему учу детей. Этот прием побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала. Данный прием «визуализации» с одной стороны помогает детям увидеть слабые и сильные стороны своего творения, доводить начатое дело до конца, а с другой стороны, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата.
Использование данного приема я также аргументирую традициями, сложившимися у художников: «Каждое творение может найти своего зрителя на выставке»! Я побуждаю детей делиться своими успехами.
И наконец, еще один прием, которым я хотела бы поделиться с вами, он касается непосредственно самого процесса рождения рисунка на чистом листе бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться ребенку состояния успешности. Часто бывает, что задумка изображения хорошая, а манера исполнения страдает из – за технического несовершенства. И здесь я опять обращаюсь к опыту художников - прежде чем создать картину, мастер проводит огромную предварительную работу, много изучает строение предмета во всех ракурсах, рисует наброски и что самое важное – созерцает предметы окружающего мира, с целью заметить в них что – либо новое, едва уловимое. Они каждый день оттачивают свое мастерство. А передо мной дети общеобразовательной школы, которые такого опыта не имеют, которые имеют несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, их с этим опытом надо познакомить – дать им возможность увидеть то, что они нигде не увидят: как рождается рисунок.
И я заметила, что на тех уроках, когда я сама рисую много и объясняю детям последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и так далее – успешных рисунков в итоге больше. Поэтому для создания ситуации успеха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных ракурсах.
В наше время есть отличная возможность для применения такого приема через показ видео. Для меня такой способ демонстрации прежде всего удобен тем, что экономятся изобразительные материалы, во – вторых, видео можно в любой момент остановить и вернуться к нужному фрагменту. Для детей это удобно тем, что изображение большое и его хорошо видно с любой точки кабинета. Снято видео таким образом, чтобы хорошо было видно, как работают рука и инструмент. Моя задача в это время – дать более полные комментарии о происходящем на экране, объяснить нюансы поворота кисти, особенности выбора цвета и тому подобное.
Очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время самостоятельной работы у ученика возникает вопрос, например, как нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного восприятия образа.
Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному, попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных результатом своей деятельности на уроке, значительно увеличивается.
Эффективность используемых приемов
Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на уроках изобразительного искусства уже дает свои плоды:
- я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»;
- качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
- дети учатся критериально оценивать свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила;
- с начала учебного года в школе прошли общие тематические выставки: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Моя мама лучше всех» (ко Дню матери); выставки лучших работ учащихся: «В мире прекрасного», «Красота в красках», «Цветной калейдоскоп». Все больше детей охотно участвуют в выставках.
- появились желающие оформить свою персональную выставку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие; мышление; зрительная, слуховая и кинестетическая память; развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы; познается глубина и многомерность окружающего пространства .
«…только успех поддерживает интерес ученика к учению» (К. Д.Ушинский) Задача учителя - дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Снятие страха Авансирование успешного результата Скрытое инструктирование Внесение мотива Персональная исключительность Мобилизация активности или педагогическое внушение Высокая оценка детали Технологические приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО
Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО Прием неповторимости стиля (подтверждение репродукциями художников); Прием единых правил для любого рисунка; Прием «визуализации» побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата; Прием видео демонстрации процесса изображения предмета по заданной теме; Прием педагогического рисунка.
Эффективность используемых приемов я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»; качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети; дети оценивают свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила; Выросло число желающих принимать участие в выставках разного уровня Все больше детей желает оформить персональную выставку своих творческих работ.
Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Педагогические приемы создания ситуации успеха
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровье сберегающей среды. Задачи: 1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уро...
Педагогические приемы создания ситуации успеха учащегося
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, повери...
Педагогические методы и приемы создания ситуации успеха на уроке
Методические рекомендации...
тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"
В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....
План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1. информирование педагогов о психолог...
Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»
Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...