Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс
опыты и эксперименты (8 класс)
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_8_klass.docx | 65.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________
Лабораторная работа №1.
Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
Цель: дать представление о строении клеток и тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы
Ход работы:
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп. Рассмотрите выданные препараты.
2. Рассмотрите рисунок «Клетка» . Заполните таблицу:
Структура клетки | Строение | Функции |
Ядро | ||
Митохондрии | ||
Аппарат Гольджи | ||
ЭПС (эндоплазматическая сеть) | ||
Лизосомы | ||
Рибосомы | ||
Клеточный центр |
3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре (А) и их содержание в живых организмах (Б). Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Рассмотрите микропрепараты тканей. Используя учебник §4, заполните таблицу:
Название ткани | Местоположение ткани в организме | Особенности строения | Функции |
1.Эпителиальные | Внутренняя поверхность сердца и … | Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество … | |
2.Соединительная | Хрящи и кости Жировая Кровь | Опорная ....... ....... | |
3.Мышечная А) гладкая Б) поперечно-полосатая | А) Б) | Волокна … Волокна … | А) Б) |
4.Нервная | Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов. |
4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.
5. Выпишите в тетрадь:
Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________
Дендриты – отростки….
______________________________________________________________________________________________________________________________
Аксон – отросток, …
______________________________________________________________________________________________________________________________
Синапс – место …
______________________________________________________________________________________________________________________________
6.Выберите один правильный ответ
Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит …
А) через рецепторы;
Б) через дендриты;
В) через тело нейрона;
Г) через синапсы.
Ответ:______________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________
Лабораторная работа №4.
Утомление при статической и динамической работе.
Цель работы: наблюдение и выявление признаков утомления при статической и динамической работе.
Оборудование: секундомер, тяжесть (портфель) весом 4-5 кг.
Ход работы:
1. Утомление при статистической работе. Проведите опыт: возьмите портфель с книгами, засеките время по секундомеру и держите портфель в отведенной руке столько, сколько сможете. О конечном результате утомления судят по предельной продолжительности работы, возможной для данного человека. Измеряют время от начального момента работы до ее вынужденного прекращения в результате наступившего утомления. Чтобы проследить, как развивается утомление, заполните таблицу.
2. Утомление при динамической работе. Проведите опыт после 10 мин отдыха: поднимайте и опускайте груз до уровня отметки. Запишите данные в таблицу.
Стадия утомления | Признак утомления | Время | |
Стати- ческая | Динами- ческая | ||
Начало работы | Рука удерживает груз у сигнальной отметки | ||
1 стадия | Медленное опускание груза и подъем руки выше контрольной отметки (совершается рывком) | ||
11 стадия | Покраснение лица, дрожание рук, ухудшение координации движения, покачивание корпусом, резкое изгибание туловища в противоположную сторону для противовеса | ||
III стадия | Рука опускается - отказ продолжать опыт |
Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________
Лабораторная работа № 5.
Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия.
Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, белая бумага.
Ход работы:
Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.
Получив на белой бумаге след влажной ступни, проведите необходимые измерения (выполнить дома).
Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?
_______________________________________________________
_____________________________________________________________
Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.
Наличие нарушений | Результаты наблюдений | Вывод |
Выявление боковых искривлений |
| |
Определение сутулости |
| |
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника |
Вывод: Написать возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________
Лабораторная работа №3
Тема: Мышцы человеческого тела
Цель: дать представление о местоположении мышечных групп.
Оборудование: учебник, макеты мышц человека.
Ход работы
1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68), определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.
2.Результаты оформите в таблице.
Название мышцы | Местоположение | Функция |
3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как синергисты и как антагонисты
Антагонисты | Синергисты |
4.Сделайте выводы____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________
Лабораторная работа №2.
Тема: Микроскопическое строение кости
Цель: Сформировать умение узнавать кости скелета по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и тип соединения костей скелета.
Оборудование: скелет, набор костей человека.
Ход работы
1.Рассмотрите предложенную вам кость и нарисуйте.
2.При составлении описания кости необходимо указать:
- ёе название____________________________________________
- принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские)____________________________
__________________________________________________________
- принадлежность к отделу скелета__________________________
__________________________________________________________
- тип соединения костей___________________________________
__________________________________________________________
Сделать вывод из проделанной работы___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________
Лабораторная работа №6.
Тема: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом
Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.
Ход работы
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.
2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.
4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.
6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.
7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Сравниваемые признаки | Эритроцит лягушки | Эритроцит человека |
1.Размеры | ||
2.Форма | ||
3.Количество в 1 мм3 | ||
4.Наличие ядра |
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________
Лабораторная работа №7
Тема: Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.
Ход работы.
- Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту
положите обе руки на стол. Наблюдения запишите________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте выводы:
- Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
- В какой руке венозные клапаны были закрыты?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца_________________________________________________
Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Палец кажется каким-то ватным. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.
Что достигается этим приемом? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте выводы:
- Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?___________________
_____________________________________________________________
- Почему ткани пальца уплотнены? ______________________________
_____________________________________________________________
- Как проявляются признаки кислородной недостаточности?_________
_____________________________________________________________
- Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________
Лабораторная работа № 11
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы.
Условия опыта | Результаты опыта | Выводы |
Крахмал + ферменты слюны (опыт). | На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне _____________________ _______________________________ | |
Крахмал + вода (контроль) | На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали йодной водой. Марля __________________________ Буква___________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.
Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс....
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.
Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации....
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся....