Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.
опыты и эксперименты (7 класс)
Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_7_klass.docx | 398.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №1
«Знакомство с многообразием водных простейших»
Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов.
Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.
Ход работы
- Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.
- Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.
- Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.
- Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.
- Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.
- Зарисуйте инфузорию-туфельку и подпишите увиденные части тела.
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №2
«Знакомство с многообразием круглых червей»
Цель: Изучить особенности строения круглых червей.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микропрепараты круглых червей – паразитов растений и животных.
Ход работы
- Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживущих нематод, выращенную на белом хлебе. Зарисуйте их.
- Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На влажном препарате аскарид найдите самца и самку, отметьте, в чем их различие, в чем сходство со свободноживущими нематодами ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №3
«Внешнее строение дождевого червя»
Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя
Оборудование: Ванночка, лист бумаги.
Ход работы
- Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).
- Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.
- Найдите передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются не переваренные части пищи.
- Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.
- Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. При этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.
- Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.
8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.
9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №4
«Особенности строения и жизни моллюсков»
Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.
Оборудование: коллекция моллюсков.
Ход работы
1.Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.
2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.
3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.
4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.
5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.
6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость раковины, - устье.
7. Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.
8.Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №5
«Знакомство с ракообразными»
Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.
Оборудование: Речной рак, ванночка, препаровальный нож.
Ход работы
- Рассмотрите внешнее строение речного рака.
- Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?
- Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.
- Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.
- Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.
- Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №6
«Изучение представителей отрядов насекомых»
Цель: Изучить особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука.
Оборудование: Майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа.
Ход работы
- Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
- На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
- Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.
- Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.
- Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
- Зарисуйте майского жука.
- Составьте таблицу:
Признаки | Особенности строения | |
Покров | ||
Размеры тела | ||
Отделы тела | ||
Органы: | Головы | |
Груди | ||
Брюшка |
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №7
«Внешнее строение и передвижение рыб»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.
Ход работы
- Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
- Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
8.Запишите вывод ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________
Лабораторная работа №8
«Изучение внешнего строения птиц»
Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
Оборудование: Чучело птицы, лупа.
Ход работы
- Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
- Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
- Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
- Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
- Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.
- Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
- Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
- На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом: ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ЗЕМНОВОДНЫЕ, КАК ПРИМИТИВНЫХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ.
Лабораторная работа №21
«Внешнее строение лягушки»
Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.
Оборудование: Ванночка, лягушка.
Ход работы
1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2.Рассмотрите покровы тела.
3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь
Лабораторная работа №22
«Внутреннее строение лягушки»
Цель: Изучить особенности внутреннего строения лягушки, как примитивного наземного позвоночного
Оборудование: влажный препарат лягушки.
Ход работы
На влажном препарате найдите жабры, определите их местоположение и установите, к какой системе органов они принадлежат.
Найдите на влажном препарате желудок, кишечник, печень, установите к какой системе органов они относятся.
Найдите на влажном препарате сердце, установите его место в полости тела, к какой системе органов принадлежит сердце.
Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников и яичников в полости тела и укажите, к какой системе органов их относят.
Найдите на влажном препарате почки, определите их местоположение в полости тела, к какой системе органов они относятся.
Составьте таблицу:
Основные органы и их принадлежность к той или иной системе органов
Система органов | Название органов, входящих в систему органов | Функции системы органов |
Зарисуйте внутреннее строение лягушки.
ТЕМА: КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ,
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КАК ВЫСОКОРГАНИЗОВАННЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.
Лабораторная работа №24
«Строение скелета млекопитающих»
Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.
Оборудование: Макет скелета млекопитающих
Ход работы
- Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?
- Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. - Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.
- Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?
- Найдите на скелете млекопитающего кости, составляющие пояс передних конечностей.
- Рассмотрите кости передних конечностей.
- Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.
- Рассмотрите кости задних конечностей.
9.Зарисуйте скелет млекопитающего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.
Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс....
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению....
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся....